Найти в Дзене

Тайна крушения самого огромного агитсамолёта "Максим Горький"раскрыта!

Оглавление

Максим Горький, не тот, который знаменитый писатель, а тот, что самый большой самолёт того времени, разбился 18-го мая 1935-го года.

Данный летательный аппарат был построен на пожертвования граждан, которые внесли в кассу 6 миллионов рублей. Идея создать такую махину пришла в голову группе писателей и журналистов, а приурочена постройка была к 40-ка летнему юбилею творческой деятельности Максима Горького.

Агитсамолёт Максим Горький
Агитсамолёт Максим Горький

Как строили данную махину.

Агитсамолёт, как его официально называли в документах, строился группой советского авиаконструктора Андрея Туполева, который в то время занимался разработкой сверхтяжёлых гигантов — «летающих крепостей». К тому моменту, он уже создал бомбардировщик ТБ-3 и разработал пассажирский АНТ-16. Максим Горький получил обозначение АНТ-20.

В 33-м году строительство советского гиганта началось. По проекту АНТ-20 должен был нести на 1500 кг большую полезную нагрузку, чем его предшественники, поэтому для него пришлось отдельно проектировать крыло. В остальном же, по конструкции, самолёт был таким же, как и АНТ-16, только больше, ещё больше. Дополнительно на него установили автопилот и средства агитации: громкоговорители «Голос с Неба», киноустановку, а в его чреве работала даже целая фотолаборатория.

-2

Полезная площадь эксплуатации внутри самолёта, составляла 100 кв. метров, где спокойно размещалось до 70-ти пассажиров. Размеры АНТ-20 позволяли располагать людей даже в крыльях. В салоне всё было сделано с комфортом. На полу лежали ковры, на иллюминаторах висели занавески, стояли удобные кресла и столики с настольными лампами. Так же были кровати для сна, буфет, библиотека, багажное отделение и туалеты с умывальниками. В общем всё, что нужно для комфортной жизни в воздухе.

-3

Самолёт успел совершить 2 мировых рекорда.

24-го апреля 1934-го года новый самолёт был принят комиссией и 17-го июня его шасси впервые оторвались от взлётной полосы. Испытательный полёт составил 35 минут. Самолёт показал хорошие лётные качества, а недостатков выявлено не было. Второй полёт самолёта состоялся сразу над Красной Площадью (чего мелочиться-то?) во время встречи челюскинцев, а третий в ходе парада 1 мая 1935 года.

На «Максиме Горьком» было установлено два мировых рекорда. Он поднял на высоту в 5 тысяч метров груз в 15 тонн и французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, когда тот с дружеским визитом посетил Советский Союз.

Катастрофа не заставила себя долго ждать.

Но 18 мая 1935-го года во время демонстрационного полёта над центральным аэродромом Москвы случилась страшная катастрофа. На борту АНТ-20 тогда находились члены семей строителей данного самолёта. «Максима Горького» тогда сопровождало два истребителя, один из которых начал делать фигуры высшего пилотажа. Не справившись с управлением и потеряв скорость, Николай Благин, а именно так звали лётчика, рухнул вниз, на проплывающий под ним АНТ-20. Истребитель выбил ударом средний мотор пассажирского самолёта, который даже свалился вниз, и застрял в его корпусе.

-4

Удивительно, но столкновение летающая крепость выдержала, пилоты всё ещё могли благополучно посадить данный самолёт, но у истребителя в этот момент оторвало хвостовую часть, которая врезалась уже в органы управления. «Максим Горький» медленно завалился на крыло, перевернулся и рухнул на дачный посёлок, который был внизу. Раздался страшный взрыв и 49 человек, в том числе 6-ро детей погибли.

Кстати, на самолёте в данный момент велась киносъёмка, которая сохранилась и была показана после в документальном фильме: «Тайна гибели самолета Максим Горький».

Снимок сделан за несколько секунд до катастрофы. Благин делает мёртвую петлю.
Снимок сделан за несколько секунд до катастрофы. Благин делает мёртвую петлю.

Хоть пресса всего мира и возложила всю вину на лётчика истребителя Николая Благина, но, проведённое НКВД расследование, выяснило, что он виноват не полностью. За час до полёта с лётчиком встретились работники кинофабрики агитационных фильмов Пуллин и Ряжский. Они действовали с санкции высшего руководства ВВС и настояли на изменении сценария полёта. Но непосредственных руководителей и организаторов мероприятия в известность об изменениях не поставили. После трагедии Ряжский и Пуллин были осуждены, а лётчик Благин был похоронен вместе со всеми и его семья получила пенсию и квартиру от государства.

Подписывайтесь на канал и пишите комментарии.