Найти тему
Катехон

Ищущие защиты: как работает система предоставления политического убежища США

Рекордное число мигрантов, стремящихся пересечь границу США с юга, превозмогают попытки администрации Джо Байдена восстановить права на убежище. Вот как работает процесс получения этого юридического статуса.

Кратко

- Право подачи заявления на политическое убежище неотъемлемо в соответствии с законами США и международным правом. Требования к аппликантам схожи с необходимыми для получения статуса беженца, но ищущие убежища проходят иной процесс.

- За последние годы количество заявок на получение убежища достигло рекордных значений, хотя и наблюдался спад в начале пандемии COVID-19. В финансовом 2021 году правительство США предоставило убежище более чем семнадцати тысячам мигрантов.

- Невероятный всплеск миграции на американо-мексиканской границе поставил планы президента Байдена по облегчению процесса получения убежища, ужесточенного при президенте Трампе, под угрозу.

Введение

Право на получение убежища – это тип защиты, предоставляемый мигрантам, бежавшим от репрессий или другого потенциального вреда жизни и здоровью в родной стране. Это право лежало в основе миграционных законов Соединенных Штатов десятилетиями и занимает то же место сегодня. Но рост числа беженцев и как следствие очереди на получение убежища все чаще бросают вызов законодателям. Президент Дональд Трамп ответил на это рядом законопроектов, призванных сдержать потенциальных мигрантов от зачастую невероятно трудных путешествий к южной границе США. Президент Джо Байден отменил многие решения, принятые в эпоху Трампа, но рекордное количество нелегальных пересечений границы в финансовом 2022 году, а также неутешительные прогнозы о продолжении такого роста, вынудили администрацию текущего президента на противоречивые действия, включающие введение новых правил, ограничивающих получение убежища.

Что такое убежище?

Убежище – это форма легальной защиты, которую предоставляет принимающая страна людям, бежавшим от насилия или преследования, насильно изгнанным или покидающим свой дом, опасаясь всего вышеперечисленного. Согласно законам США и международному праву, заявление о преследовании должно быть основано на одном из пяти «охраняемых законом пунктов»: раса, религия, национальность, политическое мнение или членство в определенных социальных группах (широта трактовки последнего вызывает большое количество юридических споров). Право на получение убежища закреплено в миграционном законодательстве США и в статье 14 Всеобщей Декларации Прав Человека. Оно также упомянуто в Конвенции о Статусе Беженцев 1951 года и ее протоколе 1967 года. Хотя юридический статус беженца и получившего убежище схож, те мигранты, кто хочет получить второй, обязаны подать заявление находясь в пределах страны или в одном из 328 официальных пограничных пунктов, а не из-за рубежа.

Согласно агентству ООН по делам беженцев, около 1.4 миллиона форм на получение убежища было зарегистрировано по всему миру за 2021 год. Большинство форм заполнили жители Афганских, Никарагуанских и Сирийских народов. В конце года более 4.6 миллиона заявок на получение убежища все еще находились в процессе обработки и рассмотрения, примерно треть из них приходится на Соединенные Штаты. К середине 2022 года это число выросло до 4.9 миллиона.

Как менялось число заявок на получение убежища в США со временем?

До принятия закона «О беженцах» в 1980 году, правительство США предоставляло убежище не на общем основании, а в частном порядке, как после Второй Мировой Войны, так и во время Холодной Войны, периодически отказывая определенным группам лиц. Закон 1980 года дал юридические основания для получения убежища, гарантирующие право на воссоединение с семьей и дальнейшее предоставление гражданства США, спустя год резидентства в стране.

В отличие от статуса беженца, число лиц, которые могут получить убежище, за год не ограничено. Но власти имеют право не удовлетворить заявку на получение убежища даже тем, кто квалифицируется как беженец по международному праву. За несколько прошедших десятилетий количество одобренных заявок на получение убежища сильно колеблется от немногим более тысячи в 1980 фискальном году, до рекордных более чем сорока шести тысяч в 2019 году.

В первые годы пандемии COVID-19, закрытия границ, частичные остановки работы правительственных ведомств повлияли на увеличение времени, необходимого на обработку заявок, что привело к резкому падению числа их одобрений. Тем временем, количество заявок для рассмотрения иммиграционными судами продолжало расти и на сегодня составляет рекордные более чем 848 000.

Откуда прибывает большинство аппликантов на получение убежища в Соединенных Штатах?

Наибольшей группой аппликантов на получение убежище в фискальном 2021 году были граждане Венесуэлы, за ними следовали жители Китая, Сальвадора и Гватемалы. За прошедшее десятилетие резко возросло число заявок из Латинской Америки, в основном из Мексики и стран Центральной Америки, в основном из-за роста насилия и бедности, а также политической нестабильности. Более трети дел, находящихся в состоянии рассмотрения, составляют заявления мигрантов из так называемых стран «Северного Треугольника» - Сальвадора, Гватемалы и Гондураса.

Калифорния, Нью-Йорк, Мэриленд и Иллинойс приняли наибольшее число беженцев, согласно статистике Министерства Внутренней Безопасности (МВБ). Большинство аппликантов составляют одинокие мужчины в возрасте 35-44 лет, почти 20% дети возрастом до 18 лет.

Каков процесс получения убежища?

Процесс получения убежища сложный, включает в себя работу нескольких министерств. Наиболее вовлечены такие министерства как: МВБ, Государственный Департамент, Министерство здравоохранения и Министерство Социального Обеспечения. Заявки аппликантов на получение убежища также могут попасть под юрисдикцию судебной системы США, если дело будет рассматриваться иммиграционным судом.

Аппликант должен физически присутствовать на территории Соединенных Штатов. У него есть три пути получения убежища:

Утвердительный путь. Мигрант с временно легальным статусом, таким как краткосрочная виза, может подать заявку на получение убежища в государственную службу гражданства и иммиграции (ГСГИ), агентство МВБ. Обычно, это должно быть сделано в течение года с момента прибытия на территорию государства, но в экстраординарных случаях, таких как необходимость получения медицинской помощи, могут быть исключения (этот дедлайн не распространяется на несопровождаемых детей-мигрантов). Такие аппликанты составили 58% всех одобренных заявок в фискальном 2021 году. В случае отклонения заявки, беженца депортируют, если он не начнет процесс защиты своего права на убежище.

Защитный путь. В качестве защиты от депортации, мигрант имеет право на запрос в предоставлении убежища, если его задержали за неимением законных оснований для нахождения на территории государства, или в случае отказа в предоставлении убежища ранее. Иммиграционная и Таможенная службы (ИТС) отвечает за аресты на территории государства, а служба Таможенной и Пограничной Охраны (ТПО) занимается непосредственной депортацией на погранпунктах страны. Иммиграционный судья из состава исполнительного комитета по иммиграционным делам, входящего в состав Министерства Юстиции, заслушивает дело каждого аппликанта. В случае отказа, у аппликанта есть 30-дневный срок на подачу петиции в Апелляционный совет по иммиграционным делам – высший иммиграционный суд в США. Если и это не поможет, то мигрант может подать апелляцию в федеральный суд, и, в редких случаях, в Верховный Суд, прежде чем его депортируют. Другими способами защиты от депортации является цитирование заслуживающего доверие страха стать объектом пыток в родной стране.

Ускоренный путь. В 2022 году, сотрудникам ГСГИ, отвечающим за одобрение заявок на получение убежища, было дано право пересматривать и выносить решения тем мигрантам, кто ожидал ускоренной депортации из страны. Такие мигранты доказали наличие обоснованных причин для боязни преследования, когда их допрашивали из-за нелегального пересечения государственной границы. Но из-за огромного количества нерассмотренных заявок, мигранты, одобренные для получения убежища, ожидали годами, прежде чем предстать перед иммиграционным судьей и официально получить заветный статус.

В зависимости от пути, длительность процесса получения убежища варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет; текущий срок ожидания для дел в списке еще не рассмотренных составляет примерно 1525 дней. Аппликанты имеют право оставаться на территории государства, во время ожидания рассмотрения дела. Иногда они могут получать образование и разрешение на работу, но все равно вынуждены столкнуться с множеством трудностей.

Когда государство отказывает в праве на получение убежища?

Многие факторы могут привести к отказу в получении убежища. Беженцы не имеют права даже подать заявку на получение убежища если:

  1. Они не смогли подать заявку в срок не превышающий год
  2. Им было ранее отказано в получении убежища; или
  3. Подлежат депортации в соответствии с «договором о безопасных странах 3 мира».

С момента подачи заявки, представители органов власти проводят интервью и прочие проверки для определения обоснованности страха аппликанта за свою жизнь. Ему могут отказать и по другим причинам, таким как признание заявителя соучастником террористической деятельности, участником в преследовании других индивидов или совершившим серьезное преступление на территории Соединенных Штатов.

Законное представительство – еще одна серьезная преграда, так как бремя доказательства лежит на аппликантах, ведь считается, что только так они смогут доказать, что их заявка обоснована одним из пяти охраняемых пунктов. В отличие от уголовно-правовой системы, ответчик в иммиграционном суде не имеет права на назначаемого государством защитника. Исследования показали, что шансы на победу в деле о получении убежища увеличиваются пятикратно, если права мигранта представляет адвокат. Однако существует много некоммерческих и религиозных организаций, предлагающих бесплатные услуги представительства в суде, такие как Международный Проект Помощи Беженцам.

В фискальном 2022 году, более чем на двадцать семь с половиной тысяч заявок на получение убежища было отказано, что примерно составляет 52% всех заявок за этот год.

Что происходит, когда заявку на получение убежища одобряют?

Беженцы имеют право на получение перечня прав и привилегий от управления по расселению беженцев, министерств здравоохранения и социального обеспечения, которые работают с правительствами штатов, местными организациями по расселению и другими некоммерческими организациями для предоставления: трудового обучения, уроков английского языка, финансовой и медицинской помощи вплоть до 12 месяцев. Беженцы также имеют право на получение других видов помощи, как социальное страхование; право на трудоустройство, право на покидание границ государства, и на воссоединение с супругом или членом семьи на территории США, через процесс под названием вторичное убежище. Агентства по переселению играют важную роль в помощи беженцам с поиском жилья. Если им не оказывать помощи, языковой барьер, дискриминация, высокие цены на аренду жилья часто вынуждают беженцев полагаться на местные некоммерческие организации и приюты.

Спустя хотя бы год на территории США, беженцы имеют право на получение статуса резидента, также известного как грин-карта. Но, до тех пор, они все еще могут потерять свой юридический статус, если они более не соответствуют требованиям, предъявляемым к беженцам, или представляют серьезную угрозу населению страны.

В чем заключаются споры по поводу правил предоставления убежища?

Политика предоставления убежища заняла ведущую роль в американских иммиграционных дебатах, на фоне рекордного числа пересечений государственной границы. Некоторые опросы 2023 года показывают, что вопрос предоставления убежища очень неоднозначный, ведь уровень поддержки беженцев населением страны падает все больше.

Сторонники расширения возможностей получения убежища, включая многих демократов в конгрессе, считают, что приветствие беженцев на своей земле – это основа американских ценностей, ведь мигранты вынуждены мириться с нечеловеческими условиями жизни как внутри страны, так и за ее пределами. Многие взывают к прекращению задержаний на границе и отмене арестов с последующей депортацией тех мигрантов, кто являются преступниками лишь на основании отсутствия необходимых документов; другие вовсе предлагают закрыть ИТС.

Критики, с другой стороны, утверждают, что система предоставления убежища в США не выполняет возлагаемую на нее функцию. Они утверждают, что система стимулирует так называемую «экономическую миграцию» и потворствует тем мигрантам, кто прибывает в страну исключительно ради возможности заработать за период рассмотрения заявки на получение убежища. Некоторые республиканцы выдвигают нормативно-правовые акты, направленные на уменьшение количества аппликантов на убежище в стране, поднимая минимальные требования для подачи заявки или упрощая ускоренную депортацию. Некоторые губернаторы в штатах, управляемых республиканцами, включая Флориду и Техас, перевозят мигрантов в основные, подконтрольные демократам, штаты, тем самым протестуя миграционную политику Байдена. Из-за нее приграничные штаты вынуждены нести бремя миграционных потоков, утверждают республиканцы.

Тем временем, сторонники реформы утверждают, что всегда есть пути к поддержанию государственных границ в безопасности и сохранению доступа к получению убежища. Такие пути включают в себя: расширение штата сотрудников миграционных служб, включая судей; предоставление гарантий шестимесячного рассмотрения дела; передачу дел с доказанными случаями обоснованного страха за свою жизнь из рук и так перегруженных миграционных служб в руки подразделений, непосредственно ответственных за предоставления убежища. Также имеет место быть двухпартийная поддержка процесса ускорения предоставления убежища, в основном представленная законом «О двухпартийном решении пограничных проблем», впервые опубликованный в апреле 2021 года. Он включает в себя создание центров по обработке пересечения границы в местах с повышенным трафиком мигрантов и наем дополнительного персонала в службы пограничного контроля, а также другие методы. Другие попытки законодательного решения проблемы включают в себя предложения по выделению иммиграционных судов из юрисдикции министерства юстиции, а также предоставление им независимости, что должно, как утверждают некоторые эксперты, гарантировать защиту от политического влияния.

Другие страны, аналогично, коснулась проблемой роста числа заявок на получение убежища. В Канаде, относительно легко получить убежище, большинство беженцев немедленно подают заявление на статус перманентного резидентства и получают целый перечень привилегий, включающих в себя медицинское страхование, вскоре после получения искомого политического статуса. Но возросший наплыв беженцев, желающих попасть в Канаду через США, за последние годы вырос, что заставило власти обеих внести поправки в совместные договоры «о безопасных странах 3 мира» и расширить полномочия властей для отказа в миграции. Параллельно, некоторые государства ЕС, страдающего от роста потока беженцев с 2015 года, изъявили желание ужесточить работу границы, на фоне наплыва нелегальных мигрантов. А в Австралии и Дании власти столкнулись с критикой в свой адрес, в связи с применением практики ожидания результата заявления на убежище за пределами принимающей страны.

Как изменилась политика предоставления убежища в США за последние десятилетия?

Закон «о беженцах» 1980 года разжег десятилетия разногласий по поводу политики предоставления убежища. Президент Рональд Рейган классифицировал беженцев из Центральной Америки в целом как экономических мигрантов, позволяя властям систематически отказывать в предоставлении убежища. К 1989 году число мигрантов, заполняющих заявку на получение убежища перевалило за 100 тысяч, заставив президента Джорджа Буша ст. подписать закон, расширяющий легальные пути для миграции. Он также создал программу «временно находящийся под защитой», позволившую мигрантам жить и работать на территории США, до тех пор, пока на родине не улучшатся условия.

Во время президентства Билла Клинтона, Вашингтон ограничил права на получение убежища, разрешив процедуру быстрой депортации, добавив ограничения на количество получаемых заявок в год и дополнительные виды проверок. С увеличением незаконной миграции, президенты Джордж Буш мл. и Барак Обама настаивали на проведении комплексной реформы миграции, которая позволяла бы получить легальный статус беженства многим мигрантам, не имеющим документов, а также усилила бы контроль за государственной границей, но ни одна из реформ не была одобрена Конгрессом. В 2014 году администрация Барака Обамы столкнулась с острым увеличением потока мигрантов из Центральной Америки, многие из них просили убежища. Администрация, в ответ, задерживала несопровождаемых детей и целые семьи в центрах задержания под стражей и резко увеличила число депортаций.

Президент Трамп объявил наплыв беженцев угрозой национальной безопасности и ввел ряд правил, ограничивающих потенциальных мигрантов. Он ввел закон «об отсутствии исключений» для ограничения мигрантов без документов; объявил о новых запретах, для аппликантов на получение убежище, которые покинули родную страну из-за домашнего насилия или засилья уличных банд; выступил за подписание договора «о безопасных странах 3 мира» с Гватемалой.

Трамп также бессрочно отложил рассмотрение заявок на получение убежища, вынудил принять запрет на транзит, на основании которого, большинству мигрантов на южных границах страны, было отказано в предоставлении убежища (хотя этот запрет был позже отменен в суде); запустил протокол защиты от мигрантов, также известный как программа «оставайся в Мексике», которая обязывала мигрантов, чьи дела находились в процессе рассмотрения судом, ожидать вердикта на территории Мексики, а не США. Дополнительно, его администрация на основании 42 главы статута законов США (ранее редко используемого в качестве аргумента, закона об общественном здравоохранении), обязала отказывать в предоставлении убежища в связи с пандемией; с момента использования в 2020 году, закон стал основанием в депортации более чем 2.7 миллионов мигрантов.

Что сделал Байден?

Байден вступил в должность в 2021 году, обещая отменить многие ограничения, введенные Трампом. Он остановил политику отложения рассмотрения заявок на убежище, восстановил право на беженство из-за домашнего насилия и разгула банд, отменил закон «об отсутствии исключений». Его администрация расширила гарантии «временно находящихся под защитой» для нескольких дополнительных стран, расширила лимит одобренных заявок на убежище в год, создала комитет по воссоединению семей. А в данный момент пытается заручиться поддержкой суда для отмены программы «оставайся в Мексике»

Доселе невиданный наплыв мигрантов на южной границе США бросил вызов планам администрации Байдена. Боясь роста потока мигрантов после отмены действия 42 главы статута законов в мае 2023 года, администрация огласила о принятии новых ограничительных законов, позволяющих правительству отказывать в предоставлении убежища тем мигрантам, которые не подавали заявку из страны третьего мира, и тем кто незаконно пересек государственную границу. Тем временем, для стимуляции законной миграции, администрация объявила о внедрении новой гуманитарной программы помилования националистов Кубы, Гаити, Никарагуа и Венесуэлы. Но это не остановило критику из-за решения проведения ускоренных скринингов на границе, что потенциально может привести к необъективному задержанию семей мигрантов. Некоторые аналитики заявляют, что инициатива Байдена «4 года – $4 миллиарда» для помощи странам Центральной Америки – лидерам по количеству мигрантов малоэффективна, а его билль о реформе миграционного законодательства все еще не прошел Конгресс.

Но аналитики считают, что Белый Дом самостоятельно не сможет справиться с этой проблемой. «Байден столкнулся с сильным политическим давлением, желающим решить миграционный кризис на границе. В конечном счете, Конгрессу предстоит решить, принять новые законопроекты, или провести капитальный ремонт перегруженной, неэффективной иммиграционной системы» пишет редакторский состав Los Angeles Times.