Найти тему

Редкий экземпляр: забытый советский грузовик, открывающий Сибирь

Двухосный грузовой Урал, ЗИС-355М, когда-то в народе уважительно называли "Уралец", и "Захар". Было ещё название у него "киргиз" - так его прозвали на далекой целине, куда эти машины массово поставлялись прямо с конвейера Уральского автомобильного завода. Ведь основные годы серийного выпуска, с 1958 по 1965, как раз пришлись на время освоения в Казахстане залежных и целинных земель.

Грузовики ЗИС-355М перед отправкой на целину
Грузовики ЗИС-355М перед отправкой на целину

Многие ещё тогда путали Урал ЗИС-355М с ГАЗ-51, что неудивительно. Дело в том, что кабина для машины разрабатывалась на Горьковском автозаводе на основе кабины ГАЗ-51 для одной из его капотных в итоге так и не утверждённых модификаций. И когда главный конструктор научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института Липгард предложил использовать имеющиеся наработки для нового Урал ЗИС-355М, то технических и административных препятствий для этого не было.

Уральский автозавод в г. Миасс
Уральский автозавод в г. Миасс

В итоге уже готовые штампы и пресс-формы из Горького передали в Миасс на Уральский автозавод. Поэтому и вышло так, что Урал ЗИС-355М внешне получился очень похожим на ГАЗ-51, только чуть крупнее. Всего заводом было выпущено около 200 тысяч Урал ЗИС-355М. Отправляли их главным образом в советскую Среднюю Азию, Сибирь и на Дальний Восток.

ЗИС-355М
ЗИС-355М

Водители были довольны, и хотя его шести цилиндровый объёмом 5, 5 л двигатель в 95 лошадиных сил нельзя назвать мощным, он вполне позволял вывозить грузы на скорости до 75 км/ч. В итоге выходило, что средний расход топлива не особо большой, на 100 км 24 л. При штатных грузоподъёмностях в 3, 5 тонны на хорошей дороге грузовик мог обеспечить перевозку до 5-6 тонн.

Двигатель УралЗИС-355М
Двигатель УралЗИС-355М

В наши дни эти машины практически не остались, но в рабочем посёлке Русская Поляна, райцентре Омской области, есть ему замечательный памятник. УралЗИС-355М там стоит на постаменте, как самый заслуженный средний тоннажный грузовик Советской Сибири.

Читайте также:

ВНИИТЭ-ПТ: такси, которого мы не дождались
Автолегенды СССР: история и технологии10 мая 2023
КГБ запретил это изобретение, посчитав его слишком прогрессивным
Автолегенды СССР: история и технологии12 мая 2023
Непревзойденный ЗИЛ-130: почему он остается неподвластным времени?
Автолегенды СССР: история и технологии13 мая 2023
Загадка номера: Почему Икарусы в СССР не имели табло с номерами автобусов?
Автолегенды СССР: история и технологии14 мая 2023
Классика против современности: Какая Нива лучше по мнению шофёров?
Автолегенды СССР: история и технологии15 мая 2023