У нарциссической матери присутствует одна (из многих) крайне токсичная установка. Звучит она следующим образом: «Раз я тебя родила, то имею полное право управлять всей твоей жизнью». Прочтите эту фразу еще раз и вдумайтесь: по сути, это означает, что ребенок становится собственностью матери и перестает быть отдельной личностью.
Безусловно, такие матери преподносят себя миру совсем по-другому. Они могут маскироваться под очень заботливых, жертвенных, преданных ребенку и семье, — и вообще самых-самых из всех возможных матерей мира. Само собой, это всего лишь маскировка, под внешним слоем которой — грандиозный или скрытый нарцисс (и здесь еще неизвестно, какой вариант хуже).
Детей матери-нарциссы рожают и воспитывают лишь с одной целью: заполучить человека, которым можно будет вертеть как душе угодно и от которого можно будет бесконечно черпать нарциссический ресурс.
Итак, 9 признаков, по которым можно определить, что перед вами — мать-нарцисс
Признак №1. Не имеет значения, что ты думаешь или чувствуешь. Важно лишь то, как ты себя ведешь
Это самый яркий и самый жуткий признак из всех. Нарциссичным матерям правда все равно, что там чувствует или думает их ребенок. Им важно, чтобы он был послушным, милым, очаровательным (и далее по списку), чтобы внешний имидж поддерживал нарциссические потребности матери.
Признак №2. Мне плевать на тебя, главное — моя власть над тобой
«Делай так, как я сказала», «Мне лучше знать», «Я твоя мать — слушайся меня». Такие женщины возводят материнство в абсолют власти над ребенком и пользуются любыми инструментами для того, чтобы эту власть укрепить.
Признак №3. Папа ничего не решает
О да, нарциссическая мать ни за что не поделится даже кусочком власти со вторым родителем. Она будет все и всегда решать сама, она будет ответственна за все мало-мальски значимые решения в семье, она будет руководить и управлять в гордом одиночестве. А папа? Ну, пусть он будет где-то на семейной периферии, — лишь бы близко не отсвечивал.
Признак №4. Вы все мне должны
Нарциссические матери обожают взыскивать долг со своих детей. Обычно это долг за то, «что я тебя в муках родила», но бывает и другой: «я с тобой ночей не спала», «я тебя по всем больницам таскала», «я на тебя всю свою молодость положила». Это такой способ привязать к себе ребенка намертво: сделать его должным.
Признак №5. Ключевые инструменты воспитания — стыд и вина
Это буквально звучит постоянно: «Тебе должно быть стыдно», «Ты сам(а) виноват(а)», и так далее. Какую бы ошибку (даже минимальную) ребенок ни совершил, — его всегда будут стыдить и виноватить. При этом здоровый вариант, когда из ошибки просто извлекается опыт, — даже не рассматривается. Каждая ошибка и каждый проступок — как конец света.
Признак №6. Королева драмы
У нарциссичной матери всегда все «на разрыв» — с максимальным количеством эмоций, заламыванием рук, демонстративными уходами в другую сторону и демонстративным же молчанием.
Признак №7. Нос не дорос, чтобы я перед тобой извинялась
Они не извиняются никогда. Даже если реально виноваты, даже если правда совершили ошибку. Извинений все равно не будет: считается, что ребенок не заслуживает их по умолчанию.
Признак №8. Наказания — это наше все
Обычно практикуется наказание отвержением: либо долгим и тяжелым игнором, либо заявлениями типа «сдам тебя в детский дом».
Признак №9. Мою любовь ты должен заслужить
Несмотря на то, что все вышеперечисленные признаки ужасны, этот — один из худших. Нарциссичные матери с раннего детства внушают своим малышам, что те обязаны заслуживать их любовь. Хорошим поведением, хорошими оценками в школе, полным послушанием (читай: подчинением), — чем угодно. При этом критерии «заслужил или нет» всякий раз разные, подстроиться под них бывает очень непросто, а порой и вовсе нереально.
Заключение
Как я уже не раз упоминала, мама моего экс-мужа — классический нарцисс. И на его примере я могу твердо сказать: с годами это не проходит. Сколько бы лет ни было великовозрастному «ребеночку», мать-нарцисс никогда не оставит его в покое, будет продолжать контролировать его жизнь и следить за тем, чтобы он ни в коем случае не перестал быть «послушным».