Кто такие телеграмм-игроки и как игры 70-х переродились в популярном мессенджере
Мощности игровых платформ растут с каждым годом, современная графика вплотную подошла к «фотореализму». Кто же добровольно променяет зрелищное интерактивное кино в 4K и 120 fps на его текстовое описание? Но игровой процесс, поданный через чтение и выбор вариантов, появился десятилетия назад — и сегодня обретает новую жизнь не только в виде визуальных новелл, но и как отдельный жанр для популярных мессенджеров.
С чего все начиналось
Первым произведением в жанре gamebook — «книга-игра» — считается роман Дориса Вебстера и Мэри Олден Хопкинс «Подумай о последствиях!» (США, 1930). Три раздела книги предлагают читателю трёх персонажей на выбор — молодую девушку Хелен Роджерс или одного из ее женихов. По ходу сюжета читатель может принимать решения, переходя по указанным страницам, и определять будущее героев.
Так, Хелен может рано выйти замуж и вырастить сына-алкоголика, а может устроиться на работу в модный журнал и построить счастливый брак с его редактором. По мнению критиков, ситуации отражают культурные ценности 1930-х годов, приоткрывая окно в особенности эпохи, касающиеся брака, алиментов, инвестиций и других социальных тем.
Первыми книгами-играми в современном понимании считаются серия «Выбери себе приключение» (Choose Your Own Adventure, 1979-1998) Эдварда Паккарда и роман «Путешествие на дно моря» (Journey Under the Sea, 1977) Реймонда Монтгомери. Это были уже полноценные приключенческие новеллы с захватывающим сюжетом и десятками концовок.
В конце 70-х такой формат начали адаптировать для домашних компьютеров, которые в достаточном количестве появились у пользователей. Одна из самых популярных текстовых игр Adventureland (1978) выводила на экран описание того, что видит перед собой главный герой. Игрок читал про «густой лес», «реку в тумане» или «встречу с разъяренным медведем», а в ответ печатал команды: «идти на север», «зажечь лампу» или «забраться на дерево».
Более поздние игры, хоть и обзавелись красивой графикой и удобным управлением, иногда переводили в текстовый формат целые куски игрового процесса. Так, в культовой серии «Космические рейнджеры» игрок может поучаствовать в конкурсе приготовления пиццы или смертельных гонках, читая описание происходящего и выбирая один из предложенных вариантов действий.
Текстовые игры дошли и до наших дней. Книги-игры прошлого переиздаются, классические текстовые игры получают перезапуски на современных платформах — и даже выходят новые тайтлы. Например, «Жизнь и страдания сира Бранте» (2021) от российской студии Sever.
На мобильных платформах в виде текстовых приключений появились квесты и симуляторы выживания. Подобные игры наследуют механики полноценных представителей жанра, но геймплей сводится к чтению описаний радиоактивных пустошей и выбору опций «попить воды», «идти дальше» или «выстрелить».
Встречаются и необычные проекты вроде Godville. Персонаж отправляется на поиски приключений и подробно описывает их в своём дневнике. Игрок берет на себя роль божества, которому поклоняется «протагонист», и иногда может помочь герою, явив чудо, или испортить день, наслав проклятье.
Одно из главных преимуществ таких игр — они не требуют мощного компьютера и без проблем запускаются даже на бюджетных смартфонах. Такие проекты зачастую бесплатны или просят за дополнительные функции совсем небольшие суммы — 5-50 рублей за опцию.
Мессенджер как игровая платформа
В 2012 году появился Telegram, изначально задуманный Павлом Дуровым как безопасный мессенджер. Но с каждым обновлением «телега» обрастает новыми функциями, получая преимущества соцсети, маркетплейса и, внезапно, игровой платформы.
В 2015 году Дуров представил чат-боты. В мессенджере создается отдельный чат, через который пользователь может взаимодействовать с полноценным приложением. Всего через год в ботов начинают переносить простые игры — разнообразные «фермы», викторины и уже упоминавшийся «Годвилль».
С развитием функциональности ботов, а также с появлением сторонних библиотек и конструкторов разработчики начали добавлять в свои проекты механики других жанров и черты известных франшиз. Можно встретить текстовые игры в духе «Метро 2033» и во вселенной, напоминающей «Безумного Макса».
Геймплейно текстовые игры не изменились с самого своего создания — игрок что-то читает, а затем пишет в ответ или выбирает один из предложенных вариантов действий. Но «телега» добавила очень важную деталь — игроки круглосуточно общаются в чатах города, гильдии или отряда. В популярных проектах социальная составляющая чуть ли не важнее, чем сама игра.
Как в браузерных или ряде мобильных игр, персонаж геймера имеет лимитированное количество энергии.Зачастую ее хватает меньше чем на 20 минут активного геймплея. А отдых героя или ожидание завершения процессов занимают несколько часов.
Разумеется, сделано это в угоду монетизации — все можно ускорить с помощью платных функций. Но платить необязательно — а для кого-то такие ограничения даже станут инструментом контроля времени игры.
От войны гильдий до тамагочи
Я поинтересовался в нескольких игровых чатах, какой проект телеграмм-геймеры считают самым важным для развития текстовых игр в мессенджере. Сообщество сошлось во мнении, что первой игрой в Telegram, получившей популярность и фактически основавшей жанр, стала Guild Wars (2017), не имеющая с одноименной серией MMORPG ничего общего, кроме названия.
Пользователей мессенджера в первую очередь привлекла простота управления — набор действий включает меньше дюжины команд. Игрок может отправить своего персонажа «На охоту», «В атаку/защиту города» или «Грабить корованы». А через 5-7 минут получить список найденного лута. Из ресурсов можно крафтить снаряжение или варить зелья.
Ожидание возвращения персонажа побудило игроков активнее общаться в чатах гильдий. И эти беседы выходили далеко за рамки обсуждения тактики на предстоящую битву гильдий.
В 2020 разработчик Артем Душнилов поменял представление об RPG в чат-ботах, запустив проект под названием Hyperion. После отправки команды /start игрок обнаруживает себя в центре огромной карты, по которой можно передвигаться подобно шахматному королю — на одну клетку в 8 направлениях. На каждой клетке может оказаться противник, другой игрок или особая локация. Это могут быть подземелья, карты которых генерируются случайно, обитель босса или рейдовая точка.
Большое внимание было уделено объединению игроков в «команды» — на определенном этапе предлагается выбрать город, в котором можно купить дом, воспользоваться услугами банка для хранения золота или зайти в школу для улучшения характеристик. Отряды могут строить в городах собственные штабы со складами, мастерскими и казной.
С обновлениями добавилась возможность выбора профессии. Игрокам доступны шесть направлений прокачки — шлемы, броня, перчатки, штаны, оружие и чары. Первые пять позволяют улучшать и чинить соответствующую часть экипировки, а последний — создавать специальные артефакты для изменения свойств снаряжения.
Но выбрать можно только одну специализацию, а при смене потерять весь накопленный опыт ремесленника. Это также подталкивает игроков объединяться и разделять обязанности.
Одна из главных изюминок игры — разбросанные в текстах отсылки. Например, фраза «Разбежавшись, прыгну на кровать» (песня группы Король и Шут «Прыгну со скалы») после отправки персонажа на отдых. Или противники Каджит (TES), Сайтамамен (One Punch Man) и Орио с Муиджи (Super Mario Bros.).
Еще дальше с точки зрения усложнения механик и оформления пошли разработчики Metro Wars, воссоздав в чат-боте постапокалиптическую Москву из известной франшизы. В качестве глобальной карты была использована схема метрополитена столицы, а схватки происходят на высокодетализированных локациях — по слухам, на сервере оригиналы иллюстраций рендерятся в разрешении 8K.
На станциях игрокам доступны починка снаряжения, лекари, аукционы и даже покупка собственной хижины. В ней можно установить хранилище, завести ферму и обустроить кухню. А на необитаемых перронах и перегонах между ними, на поверхности города и в недрах Метро-2 выживших поджидают разнообразные мутанты. Придется грамотно использовать сильные стороны своего класса и снаряжения, а также классовые способности.
Например, снайпер не может перемещаться на большое расстояние, зато расставляет ловушки и отстреливает монстров на дальних подступах. А штурмовик носится по всей локации, получая бонус к урону по мере уменьшения очков здоровья.
Нельзя забывать и о менеджменте ресурсов — патронов, фильтров для противогаза и аптечек. Необходимо также внимательно следить за состоянием персонажа, который может умереть от лучевой болезни или кровотечения.
Параллельно с развитием сложных и больших RPG начали появляться чатовые «тамагочи» — например, «Жабобот». Разработчики взяли идею старой японской игрушки — виртуального питомца — и предложили брать под опеку различных зверьков.
Такие игры запускаются не в отдельном боте, в котором игрок находится один на один с километрами текста, а встраиваются в беседы, так что большая компания может болтать без отрыва от прокачки своих питомцев.
Сообщество вокруг игры или игры вокруг сообщества?
Напоследок я спросил в чатах самых популярных в СНГ игр, насчитывающих около трех тысяч игроков каждая, почему так много людей переходит из проекта в проект при закрытии предыдущего. Ведь всегда можно просто вернуться к обычным мобильным играм. Telegram-геймеры сошлись во мнении, что главное — это сообщество и истории, которые оно генерирует.
Например, если в Hyperion на точке карты начинается драка между игроками, она может перерасти в массовое сражение. Игроки, которые хотят поучаствовать в схватке, могут сами выбрать сторону.
Однако один из игроков после прокачки заклинания «Огненный шторм» обнаружил, что оно наносит урон его собственной команде.
В итоге отряд незадачливого пиромана устраивал потасовки со всеми подряд на карте, а игрок со сломавшимся «штормом» влезал на сторону ничего не понимающих противников и испепелял их. Впоследствии разработчики исправили ошибку.
Параллельно с весельем и негодованием по поводу этого бага в общем чате игры кипели споры, с каким соусом лучше подавать наггетсы. Дискуссия разгорелась из-за ника одного из игроков — «Я люблю наггетсы». А конспирологи выясняли, действительно ли отряд из соседнего города нашел чертеж ранее неизвестного артефакта. Спойлер — действительно нашёл, разработчики случайно залили его на боевой сервер раньше времени.
Всё новое — это хорошо забытое старое. Текстовый формат привлекает геймеров простотой, минимальным количеством времени в день на игру и тем, что клиент всегда под рукой — в боте между диалогом с мамой и чатом гильдии.