Найти тему

Подростки - преступники. Почему так происходит?

Дети - чистые и невинные создания. Мы привыкли считать, что все люди рождаются хорошими, но некоторые под влиянием неблагополучной среды и детских травм могут впоследствии встать на преступный путь. Но как быть если было совершено ребёнком? Что могло толкнуть его на такой шаг? В этой статье мы привели наиболее вероятные факторы, влияющие на отклоняющееся поведение подростка.

1. Отрицательный пример родителей и других членов семьи

Все мы привыкли слышать простое правило «Дети берут пример с родителей», но тем не менее не всегда родители замечают что их поведение может копировать их же ребёнок.  Даже что-то незначительное в понимании взрослых, например, мелкая ложь, может многое значить.

Так, американский криминолог Эдвин Сазерленд предположил, что преступное поведение является выученным. Человек усваивает его, общаясь с важными для себя людьми: друзьями или родственниками.

2. Пропаганда жестокости в СМИ

Сегодня средства массовой информации оказывают огромное влияние на подростков. Большую часть своего досуга они проводят за гаджетами, играя в игры, листая ленту новостей ВКонтакте или смотря видеоролики, фильмы и сериалы.

К примеру, сейчас среди подростков популярна японская мультипликация - Аниме. Существует мнение, что некоторые жанры этой культуры, отличающиеся острым сюжетом, сценами жестокости и смерти, оказывают негативное влияние на неокрепшую психику подростков. Японская анимация в большинстве своем расчитана на подростковую и взрослую, что важно, аудиторию, но часто подростков не останавливает возрастное ограничение.

3. Безнадзорность

Американский криминолог Трэвис Хирши разработал теорию социального контроля. По логике Трэвиса Хирша, ребёнок из благополучной семьи ощущает более сильный социальный контроль. Он должен соответствовать большему количеству ожиданий, поэтому на преступление он вряд ли решится. Кроме того, у благополучного подростка множество всяких занятий и нет избытка свободного времени, что тоже снижает склонность к преступному поведению. В менее благополучной среде контроль за поведением подростка слабее, соответственно, у него больше возможностей нарушить закон.

Все люди прекрасно понимают, что воспитанием ребёнка нужно заниматься. Вряд ли получится что-то путное из того, что он будет предоставлен сам себе.

4. Подстрекательства со стороны более взрослых товарищей

Поведение подростка является коллективно-групповым. Это тип межличностных отношений на равных, где свой статус в группе необходимо заслужить и отстоять. Именно в группе вырабатывается умение соотносить свои интересы с интересами других, подчиняться коллективной ответственности и вместе с тем уметь постоять за себя, за свои взгляды и права. Ни один подросток не хочет быть обделенным или изгоем за отказ сделать что-то «крутое», но не все, что они говорят, будет крутым. Давление, оказываемое друзьями, может способствовать тому, чтобы подростки пробовали новое, переживали новый опыт и учились у них, но это также может означать попадание в мрачный мир наркотиков, преступлений и издевательств. Подросток может стать обидчиком или подвергнуться насилию по решению своих друзей.

5. Генетические и индивидуальные особенности личности

Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические, условия — та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия.

К 13 годам формируются особенности характера, поведения подростка, то, как он проявляет агрессивность. Поведение детей, склонных к насилию, связано с глубинными структурами мозга. Например, агрессивность может возникнуть у человека при травме определённого отдела головного мозга. Причину такого поведения многие психиатры видят в неправильном развитии ребёнка: родовые травмы, неправильное внутреннее развитие, наследственные факторы. Все это нельзя игнорировать при изучении причин противоправного поведения.

Итак, подводя итоги хочется сказать, что несомненно в первую очередь воспитание и влияющее на подростка окружение в большей мере определяет, будет ли человек совершать преступление в этом возрасте. Но недостаточно лишь одного фактора, чтобы приписывать подростку отклоняющееся девиантное поведение. Подросток становится преступником только когда факторов несколько, и они работают только в совокупности, усугубляя друг друга.