Найти тему
Истории от историка

Опричнина — кромешное царство или земля праведных?

Иван Грозный.‏ Реконструкция по черепу. М. Герасимов
Иван Грозный.‏ Реконструкция по черепу. М. Герасимов

С‏ именем Ивана‏ Грозного‏ неразрывно связана политика опричнины. Явление это уникально и‏ не имеет‏ прямых‏ аналогий в‏ истории других стран. Не удивительно,‏ что историки‏ до‏ сих‏ пор не‏ пришли к единому‏ мнению о‏ том,‏ что же‏ такое опричнина и зачем она‏ понадобилась грозному‏ царю.‏ Сегодня‏ мы предложим один из‏ возможных ответов‏ на эти‏ вопросы.

В‏ 1560‏ году в Москве‏ назревали большие перемены.‏ Близилась к‏ концу‏ тринадцатилетняя дружба‏ царя с‏ попом Сильвестром и Алексеем Адашевым,‏ и‏ вместе‏ с ней‏ завершался первый‏ период Иванова‏ царствования.

Летом‏ 1560 года‏ тяжело заболела жена Ивана, царица‏ Анастасия. Обеспечить‏ больной‏ покой и уход оказалось непросто, потому что в‏ те же‏ дни,‏ сухие и‏ ветреные, в Москве вспыхнули сильные‏ пожары; Ивану‏ пришлось‏ «с‏ великою нуждою»‏ перевозить жену в‏ Коломенское. Но‏ оставаться‏ с Анастасией‏ он не мог — обычай‏ требовал присутствия‏ царя‏ на‏ пожаре, который возобновлялся несколько‏ раз. Иван‏ появлялся в‏ самых‏ опасных‏ местах и сам‏ тушил огонь. По‏ примеру царя‏ бояре‏ и дворяне‏ не щадили‏ себя: кидались в пламя, ломали‏ горящие‏ здания,‏ носили воду,‏ лазили по‏ кровлям... Среди‏ трудившихся‏ на пожаре‏ было много погибших и обгоревших.‏ Анастасия переживала‏ за‏ мужа, и её ослабленный организм не вынес эмоционального‏ потрясения. От‏ страха‏ и беспокойства‏ ей сделалось хуже, и 7‏ августа, в‏ пятом‏ часу‏ пополудни, она‏ скончалась.

Погребение Царицы Анастасии‏ в Вознесенском‏ девичьем‏ монастыре. Миниатюра‏ Лицевого летописного свода, XVI в.
Погребение Царицы Анастасии‏ в Вознесенском‏ девичьем‏ монастыре. Миниатюра‏ Лицевого летописного свода, XVI в.

Летописцы‏ прямо связывают‏ перемены‏ в‏ характере Ивана со смертью‏ Анастасии: «Как‏ будто великая‏ буря‏ поднялась‏ в сердце царя,‏ прежде тихом и‏ благостном, и‏ многомудрый‏ ум его‏ изменился на‏ яростный нрав».

К тому времени Иван‏ чувствовал‏ себя‏ «пленённым царём»‏ (как он‏ отрекомендовался в‏ переписке‏ с Курбским).‏ Те люди, которых он приблизил‏ к себе,‏ злоупотребили‏ его доверием. По царскому повелению Сильвестра сослали навечно‏ в Соловецкий‏ монастырь.‏ Адашева взяли‏ под стражу в Дерпте, где‏ он спустя‏ два‏ месяца‏ после ареста‏ и умер —‏ по словам‏ клеветников,‏ отравив себя,‏ чтобы избежать наказания, на самом‏ деле —‏ от‏ горячки.

Разрыв‏ с Сильвестром и Адашевым‏ не вызвал‏ немедленного ожесточения‏ души‏ Ивана.‏ Впоследствии Грозный имел‏ право с чистой‏ совестью писать:‏ «Сперва‏ мы никого‏ не казнили,‏ а велели [только] всем отстать‏ от‏ наших‏ изменников (Сильвестра‏ и Адашева.‏ — С.‏ Ц.) и‏ не держать‏ их сторону: в этом мы‏ утвердили бояр‏ крестным‏ целованием». Но очень скоро присяга была забыта: «Приверженцы‏ Сильвестра и‏ Адашева,‏ — жалуется‏ Грозный, — ни во что‏ поставили нашу‏ заповедь‏ и‏ свою клятву:‏ они стали строить‏ против нас‏ ковы‏ (заговоры, интриги.‏ — С. Ц.), являя неутомимую злобу‏ и непреклонный‏ разум».

Накал‏ последовавшей‏ затем борьбы объясняется тем,‏ что сильвестро-адашевский‏ «дух» в‏ Кремле‏ был‏ ещё чрезвычайно силен.‏ Сторонники опальных любимцев‏ составляли абсолютное‏ большинство‏ в боярской‏ думе, они‏ занимали все важнейшие государственные посты.‏ Можно‏ ли‏ было ожидать‏ при таком‏ положении, что‏ «избранная‏ рада» добровольно‏ уступит свои позиции? В таком‏ случае это‏ был‏ бы единственный в истории пример самоликвидации господствующей политической‏ партии. Борьба‏ —‏ и, ввиду‏ нравов эпохи, борьба кровавая —‏ была неизбежна.

Прологом‏ к‏ ней‏ послужило принятие‏ по настоянию царя‏ думой Уложения‏ о‏ княжеских вотчинах‏ (январь 1562 года). Царь был‏ недоволен тем,‏ что‏ правительство‏ Адашева вернуло княжатам и‏ боярам родовые‏ вотчины, отобранные‏ у‏ них‏ ещё при Иване‏ III. Суть конфликта‏ состояла в‏ том,‏ кого считать‏ собственником родовых‏ имений — казну или вотчинников?‏ Уложение‏ решало‏ спор в‏ пользу казны.‏ Княжатам запрещалось‏ продавать‏ и иметь‏ свои старинные родовые вотчины; их‏ ближайшие родственники‏ по‏ мужской линии, за исключением сыновей, могли наследовать родовые‏ вотчины только‏ по‏ царскому указу,‏ а жены и дочери —‏ ни под‏ каким‏ видом.‏ Таким образом,‏ перед казной открывались‏ широкие возможности‏ земельных‏ конфискаций. Как‏ с правовой стороны, так и‏ со стороны‏ нравственной‏ это‏ был откровенный грабёж, разбой‏ среди бела‏ дня; но‏ с‏ исторической‏ точки зрения действия‏ Ивана были оправданны,‏ ибо он‏ пришивал‏ оторвавшиеся лоскуты‏ к русскому‏ кафтану, возвращал русские вотчинные земли‏ России.‏ Аристократия,‏ возмущённая покушением‏ казны на‏ её родовые‏ земли,‏ ответила на‏ произвол теми средствами политической борьбы,‏ которые ещё‏ оставались‏ в её распоряжении, — отъездами в Литву и‏ заговорами.

За два‏ столетия‏ соседства Московского‏ государства с великим княжеством Литовским‏ при дворе‏ московских‏ государей‏ собралась едва‏ ли не половина‏ литовской знати‏ —‏ Гедиминовичи, Ольгердовичи‏ и прочие. При малейшем ущемлении‏ верховной властью‏ их‏ родовых‏ прав или просто политического‏ честолюбия литовские‏ выходцы начинали‏ с‏ тоской‏ смотреть в сторону‏ своей исторической родины.‏ Так случилось‏ и‏ на этот‏ раз. После‏ принятия Уложения первые попытки к‏ отъезду‏ совершили‏ ближайшие родственники‏ царя по‏ материнской линии‏ —‏ князь Василий‏ Глинский и князь Дмитрий Вишневецкий.‏ Польский король‏ Сигизмунд‏ II Август призвал русскую знать последовать их примеру.

Московские‏ бояре. Гравюра‏ XVI‏ в.
Московские‏ бояре. Гравюра‏ XVI‏ в.

В 1562‏ году был арестован боярин Иван‏ Бельский, который‏ первенствовал‏ в‏ боярской думе,‏ ибо древностью своего‏ рода превосходил‏ не‏ только всех‏ московских бояр, но и самих‏ польских королей‏ (Ягеллоны‏ происходили‏ от шестого сына Ольгерда,‏ Бельские —‏ от четвёртого).‏ При‏ обыске‏ у него нашли‏ охранные грамоты Сигизмунда.‏ На допросе‏ Бельский‏ во всем‏ повинился, признав,‏ что «с Жигимонтом Августом королём‏ есми‏ ссылался‏ и грамоту‏ есми от‏ него себе‏ опасную‏ взял, что‏ мне к нему ехати, и‏ хотел есми‏ бежати...»‏ Боярская дума и митрополит Макарий отстояли старейшему изменнику‏ жизнь; Бельский‏ поплатился‏ лишь своим‏ родовым уделом, которое отошло казне.

Несколькими‏ месяцами спустя‏ опала‏ настигла‏ князей Михаила‏ и Андрея Воротынских,‏ а за‏ ними‏ и многих‏ других представителей видных боярских семейств.

В‏ декабре 1563‏ года,‏ в‏ возрасте восьмидесяти лет умер‏ митрополит Макарий.‏ До конца‏ дней‏ он‏ сохранял благотворное влияние‏ на царя —‏ своего бывшего‏ ученика‏ и воспитанника.‏ Иван не‏ оскорбил его памяти ни одним‏ словом.‏ Со‏ смертью Макария‏ ходатайствовать за‏ опальных стало‏ некому,‏ ибо новый‏ митрополит Афанасий не обладал ни‏ его независимостью,‏ ни‏ авторитетом, ни силой характера.

А в следующем 1564‏ году в‏ Литву‏ бежал князь‏ Курбский, потребовавший у Ивана ответа‏ за «святую‏ кровь»‏ своей‏ боярской братии.‏ Предание гласности взаимных‏ упрёков и‏ претензий‏ вынудило обе‏ стороны — царя и боярство‏ — более‏ чётко‏ сформулировать‏ свои политические взгляды, что,‏ в свою‏ очередь, сделало‏ примирение‏ между‏ ними невозможным.

В конце‏ 1564 года Иван‏ Грозный неожиданно‏ оставил‏ Москву и‏ перебрался со‏ всем своим двором в Александровскую‏ слободу.‏ В‏ начале следующего‏ года россиянам‏ была объявлена‏ царская‏ воля. Для‏ искоренения измены в государстве Россия‏ разделялась на‏ две‏ неравные части. Большая из них, получившая название земщины,‏ оставлялась под‏ управлением‏ боярской думы.‏ Меньшую же часть, состоявшую из‏ 20-ти торгово-промышленных‏ городов‏ с‏ уездами, царь‏ брал себе в‏ опричнину. Понятие‏ это‏ происходит от‏ слова «опричь» (в значении «кроме»,‏ «особо», «отдельно»)‏ и‏ означает‏ буквально «остаток».

Александровский  кремль в‏ XVI в.‏	Гравюра из‏ книги‏ датского‏ посла Якоба  Ульфельдта‏ «Путешествие в Россию»,‏ начало XVII‏ в.
Александровский кремль в‏ XVI в.‏ Гравюра из‏ книги‏ датского‏ посла Якоба Ульфельдта‏ «Путешествие в Россию»,‏ начало XVII‏ в.

В‏ Александровской слободе,‏ посреди дремучих‏ ярославских лесов, возникла новая царская‏ резиденция.‏ Она‏ была хорошо‏ укреплена. Царский‏ двор обведён‏ глубоким‏ рвом, за‏ которым возвышался земляной вал, огороженный‏ спереди и‏ сзади‏ бревенчатыми стенами с шестью кирпичными двухъярусными башнями. Попасть‏ в слободу‏ можно‏ было через‏ единственные ворота с подъёмным мостом.‏ Посреди царского‏ двора‏ стояла‏ каменная церковь‏ Богородицы с пятью‏ вызолоченными куполами.‏ Стены‏ её были‏ расписаны: камни, выкрашенные в черный‏ цвет, чередовались‏ с‏ белыми,‏ посеребрёнными и с жёлтыми,‏ позолоченными; на‏ каждом из‏ них‏ нарисован‏ крест. Рядом с‏ ней находились деревянные,‏ выкрашенные в‏ разные‏ цвета царские‏ хоромы с‏ высокой гонтовой кровлей (сделанной из‏ дранки,‏ в‏ виде чешуи),‏ с вышками,‏ крыльцами под‏ полукруглыми‏ навесами и‏ с четырёхугольными окнами, карнизы которых‏ были расписаны‏ затейливыми‏ узорами.

Александровская слобода. Современный вид
Александровская слобода. Современный вид

Однако, несмотря на украшения, дворец‏ производил на‏ посетителей‏ слободы гнетущее‏ впечатление, — может быть, из-за‏ глубоких, вдававшихся‏ внутрь‏ окон,‏ придававших всему‏ строению какой-то зловещий‏ облик. За‏ хоромами‏ зеленел недавно‏ разбитый сад, а за ним‏ тянулось длинное‏ и‏ низкое,‏ вросшее в землю кирпичное‏ здание с‏ земляной кровлей‏ и‏ с‏ железными дверями, находившимися‏ несколькими ступенями ниже‏ уровня земли.‏ В‏ нем было‏ несколько отделений‏ —оружейная палата, тюрьмы и застенок.‏ Впрочем,‏ тюрьмы‏ имелись не‏ только здесь,‏ но и‏ в‏ башнях, и‏ в подземельях или, лучше сказать,‏ норах, сделанных‏ в‏ земляном валу, и даже в подклетях под дворцом.‏

Застенок в‏ Александровской‏ слободе. Музейная‏ экспозиция
Застенок в‏ Александровской‏ слободе. Музейная‏ экспозиция

Устроившись в Александровской слободе, Иван‏ зажил здесь‏ странной‏ жизнью‏ монашествующего палача.‏ По сути, царская‏ резиденция представляла‏ собой‏ светский монастырь,‏ в котором сам Иван принял‏ звание игумена,‏ князя‏ Афанасия‏ Вяземского назначил келарем, а‏ Малюту Скуратова‏ — пономарём;‏ прочие‏ жившие‏ здесь опричники —‏ отборная гвардия царя,‏ числом 300‏ человек,‏ носила название‏ братии, а‏ Иван был для них братом.‏

Власяница‏ Царя‏ Ивана Грозного.‏	Александровская слобода,‏ 2-я половина‏ XVI‏ в.
Власяница‏ Царя‏ Ивана Грозного.‏ Александровская слобода,‏ 2-я половина‏ XVI‏ в.

Устав слободской‏ жизни мог поспорить по строгости‏ с иным‏ монастырём.‏ Пробуждение братии приходилось на полночь, когда все вместе‏ с царём‏ должны‏ были идти‏ к продолжительной полунощнице. В четыре‏ часа утра‏ Иван‏ с‏ сыновьями поднимался‏ на колокольню и‏ звонил к‏ заутрене.‏ Богослужение продолжалось‏ три часа, во время которых‏ Иван так‏ усердно‏ клал‏ земные поклоны, что у‏ него со‏ лба не‏ сходили‏ ссадины,‏ кровоподтёки и шишки.‏ В восемь утра‏ садились обедать.‏ Вначале‏ за трапезу‏ принималась братия,‏ а царь, встав за аналой,‏ читал‏ вслух‏ житие святого,‏ чья память‏ отмечалась в‏ этот‏ день; затем‏ он ел один с блюда,‏ которое постоянно‏ носил‏ с собой; остатки трапезы выносили нищим. После обеда‏ все расходились‏ по‏ кельям для‏ молитв. Но иногда Иван отправлялся‏ из-за стола‏ прямёхонько‏ в‏ застенок, где‏ присутствовал при допросах‏ и пытках‏ опальных,‏ которых привозили‏ в слободу на расправу. Отправив‏ в назначенное‏ время‏ вечерню,‏ Иван ужинал и отправлялся‏ в постель;‏ обыкновенно перед‏ сном‏ он‏ слушал рассказы бродячих‏ слепцов.

Смысл опричных нововведений‏ будет непонятным,‏ если‏ не принять‏ во внимание‏ особые представления Грозного о царской‏ власти.‏ Его‏ политическая и‏ жизненная философия‏ отводила самодержавию‏ роль‏ единственного и‏ подлинного столпа православия. По мысли‏ Грозного, фигура‏ царя‏ совмещает в себе как светское, так и священное‏ начало власти.‏ Вселенский‏ царь православия‏ свят не потому, что он‏ благочестив, а‏ просто‏ потому,‏ что он‏ — царь, хранитель‏ веры. Отсюда‏ следовал‏ неизбежный вывод:‏ все противники царя — это‏ не просто‏ политические‏ преступники,‏ но заблудшие грешники и‏ даже хуже‏ того —‏ еретики,‏ посягнувшие‏ на помазанника Божия.‏ Таким образом, раздел‏ Московского государства‏ на‏ две части‏ был вполне‏ логичным практическим шагом по реализации‏ этой‏ религиозно-мистической‏ философии царской‏ власти. Боярская‏ земщина была‏ для‏ Грозного безблагодатной‏ пустыней, обезбоженной землёй, которая со‏ всех сторон‏ окружила‏ Святую Русь, сузившуюся до размеров царского удела —‏ опричнины.

Религиозный аспект‏ опричных‏ мероприятий хорошо‏ виден на двух примерах. Так,‏ опричникам —‏ доверенным‏ слугам‏ царя, его‏ личной гвардии —‏ категорически запрещалось‏ общаться‏ с земщиной.‏ В основе этого запрета лежало‏ чисто религиозное‏ понятие‏ о‏ недопустимости смешения «чистого» и‏ «нечистого», благодатного‏ и греховного.‏ Характерно‏ и‏ то, что одеждой‏ опричникам служили монашеские‏ рясы. В‏ глазах‏ Грозного опричники‏ были дружиной‏ праведников, которым предстояло одолеть сонмы‏ земских‏ грешников.‏ Недаром имена‏ опричной братии‏ занесены в‏ поминальные‏ списки кремлёвского‏ Успенского собора, куда традиционно записывались‏ на вечное‏ поминовение‏ «храбрые воины, убиенные за православное христианство».

Способы расправы над‏ изменниками, обыкновенно‏ относимые‏ на счёт‏ патологической жестокости Грозного, тоже были‏ обусловлены религиозными‏ целями:‏ царь‏ губил не‏ столько тела изменников,‏ сколько их‏ души.‏ Например, среди‏ любимых способов царских казней особенно‏ часто встречается‏ рассечение‏ на‏ части тела преступника. Садизм‏ имеет к‏ этому весьма‏ отдалённое‏ отношение.‏ На самом деле‏ выбор этого способа‏ казни объясняется‏ тем,‏ что, согласно‏ представлениям того‏ времени, человек, который не сберёг‏ целости‏ своего‏ тела, не‏ мог воскреснуть‏ на Страшном‏ суде.‏ Таким образом‏ он терял надежду на жизнь‏ вечную. А‏ конфискация‏ имущества казнённых бояр преследовала цель помешать их родственникам‏ делать вклады‏ в‏ церкви и‏ монастыри за упокой души изменников.

Так‏ что опричнина,‏ по‏ всей‏ видимости, была‏ ничем иным, как‏ государственной попыткой‏ претворить‏ в жизнь‏ идеал Святой Руси — разумеется,‏ в том‏ виде,‏ в‏ каком его понимал грозный‏ царь Иван‏ Васильевич.

Самое громкое‏ и‏ кровавое‏ опричное деяние —‏ это новгородском погроме‏ 1570 года.

Долгое‏ время‏ историки не‏ видели или‏ не хотели видеть никаких серьёзных‏ причин‏ для‏ похода Ивана‏ Грозного на‏ Новгород. В‏ результате‏ жестокий разгром‏ цветущего города объясняли личным сумасбродством‏ грозного царя,‏ который‏ якобы под ложным обвинением в измене вознамерился уничтожить‏ всякие воспоминания‏ о‏ новгородской вольности.‏ Но в настоящее время накопилось‏ достаточно исторических‏ свидетельств‏ того,‏ что измена‏ со стороны новгородцев‏ действительно имела‏ место.‏ Новгородская знать‏ и духовенство во главе с‏ архиепископом Пименом‏ замыслили‏ отложиться‏ от Москвы и передать‏ Новгород в‏ руки польского‏ короля.‏ Этот‏ заговор грозил Московскому‏ государству страшной бедой.‏ И потому,‏ когда‏ измена обнаружилась,‏ Грозный обрушил‏ на мятежный город беспощадную кару.

Опричнина.‏ Иван‏ Грозный‏ в Великом‏ Новгороде в‏ 1570 году.‏ Худ.‏ О.Г. Бетехтин
Опричнина.‏ Иван‏ Грозный‏ в Великом‏ Новгороде в‏ 1570 году.‏ Худ.‏ О.Г. Бетехтин

2 января ‏ 1570 года опричное войско Ивана‏ Грозного появилось‏ под‏ Новгородом и окружило город крепкими заставами. Больше тысячи‏ новгородцев были‏ схвачены‏ и закованы‏ в железо. Начался жестокий розыск‏ об измене.‏ На‏ лютом‏ морозе опричники‏ раздевали людей догола‏ и терзали‏ «неисповедимыми»,‏ по слову‏ летописца, муками. Среди прочих пыток‏ их жгли‏ «поджаром»‏ -‏ каким-то особым горючим составом.‏ Множеству людей‏ сразу после‏ пыток‏ выносили‏ смертный приговор. Опричники‏ привязывали осужденных к‏ саням, волокли‏ по‏ снегу две‏ версты до‏ Волхова и бросали в проруби.‏ Тех,‏ кто‏ пытался выплыть,‏ рубили топорами‏ или заталкивали‏ рогатинами‏ и баграми‏ обратно под лёд. Иных предварительно‏ рассекали на‏ куски‏ и сбрасывали останки в реку. Руководил расправой Малюта‏ Скуратов. В‏ память‏ о страшных‏ казнях 1570 года у новгородцев‏ сохранилось предание,‏ что‏ с‏ тех пор‏ Волхов, при самой‏ лютой стуже,‏ никогда‏ не замерзает‏ около моста от обилия пролитой‏ здесь крови.

Три‏ сотни‏ новгородцев‏ отправили в Москву для‏ дальнейших допросов.‏ Их судьба‏ решилась‏ спустя‏ полгода. Утром 25‏ июля на торговой‏ площади Китай-города‏ начались‏ невиданные приготовления‏ к казни.‏ Были воздвигнуты 18 виселиц, поставлены‏ котлы‏ с‏ кипящей водой,‏ забиты в‏ землю колья.‏ Вокруг‏ костров палачи‏ разложили на земле орудия пыток:‏ сковороды, острые‏ железные‏ когти, клещи, иглы, верёвки для перетирания тела пополам.‏ Перед началом‏ казни‏ царь велел‏ отпустить 180 человек из числа‏ арестованных. Для‏ остальных‏ 120-ти‏ начался нескончаемый‏ кошмар. Каждому из‏ осужденных царь‏ придумал‏ особую мучительную‏ казнь. Некоторых обливали попеременно кипятком‏ и ледяной‏ водой,‏ другим‏ вырезали на теле куски‏ мяса, пока‏ от человека‏ не‏ оставался‏ один окровавленный скелет,‏ прочих предавали не‏ менее изобретательным‏ мукам.‏ Тела казнённых‏ или то,‏ что от них осталось, трое‏ суток‏ лежали‏ без погребения,‏ терзаемые собаками.

С‏ этого времени‏ начался‏ экономический упадок‏ Великого Новгорода, который через несколько‏ десятков лет‏ превратился‏ в захолустный провинциальный город с полунищим населением. И‏ виной тому‏ был‏ упорный сепаратизм‏ его правящей верхушки, которая обрекла‏ простых новгородцев‏ на‏ бесчисленные‏ страдания.

Михаил Авилов.‏ Опричники в Новгороде
Михаил Авилов.‏ Опричники в Новгороде

Необычность‏ новгородского погрома‏ 1570‏ года состояла,‏ собственно, в том, что впервые‏ население русского‏ города‏ подверглось‏ столь жестоким репрессиям со‏ стороны московского‏ государя. Сами‏ же‏ масштабы‏ новгородских казней не‏ были не только‏ исключительными, но‏ даже‏ и сколько-нибудь‏ выдающимися для‏ своего времени. Разрушения целых городов,‏ сопровождаемые‏ массовым‏ избиением населения,‏ случались в‏ Европе сплошь‏ и‏ рядом. Например,‏ в 1468 году бургундский герцог‏ Карл Смелый‏ с‏ ведома французского короля Людовика XI подверг разгрому непокорный‏ город Льеж.‏ «Самым‏ ужасным в‏ уничтожении целого города, — пишет‏ французский историк‏ Мишле,‏ —‏ было то,‏ что это не‏ была резня‏ после‏ приступа, вызванная‏ яростью победителя, а длительная экзекуция.‏ Находящихся в‏ домах‏ людей‏ сторожили, а потом бросали‏ в Мезу.‏ Прошло три‏ месяца,‏ а‏ людей все ещё‏ топили… Город был‏ сожжён в‏ большом‏ порядке». Другой‏ историк, Анри‏ Мартен, ссылаясь на показания современников,‏ добавляет:‏ «Женщин-монахинь‏ насиловали, а‏ потом убивали.‏ Убивали священников‏ перед‏ алтарями… Все‏ пленники, которых пощадили солдаты, были‏ повешены и‏ утоплены‏ в Мезе». Число жертв льежской резни, по некоторым‏ данным, достигало‏ 50-ти‏ тысяч человек.

Почти‏ одновременно с новгородским погромом испанская‏ солдатня усердно‏ обезлюживала‏ восставшие‏ Нидерланды, творя‏ ужасные зверства. В‏ 1572 году‏ испанский‏ полководец Нуаркарм‏ нарушил гарантии, данные жителям Монса‏ при капитуляции‏ города.‏ Одиннадцать‏ месяцев победители предавались грабежу‏ и резне.‏ В следующем‏ году‏ наместник‏ Нидерландов герцог Альба‏ предал смерти 20‏ тысяч жителей‏ Гарлема.‏ А во‏ время Тридцатилетней‏ войны, полыхавшей в Европе с‏ 1618‏ по‏ 1648 год,‏ предводитель германских‏ католиков Тилли‏ в‏ назидание лютеранам‏ полностью разрушил протестантский город Магдебург,‏ после чего‏ с‏ удовлетворением заявил, что «со времён разрушения Трои и‏ Иерусалима мир‏ не‏ знал такой‏ катастрофы».

Русь эпохи Грозного была не‏ самым неуютным‏ местом‏ в‏ Европе, чья‏ история тоже не‏ являет собой‏ образец‏ благостного жития.

Масштабы‏ опричного террора обыкновенно сильно преувеличивают.‏ Происходит это‏ оттого,‏ что‏ даже историки зачастую оперируют‏ искажёнными данными,‏ взятыми из‏ источников‏ того‏ времени.

Возьмём, например,‏ новгородские казни 1570‏ года. Современники‏ приводят‏ поистине чудовищные‏ цифры казнённых.‏ Немцы Таубе и Крузе насчитали‏ 15‏ 000‏ жертв. Князь‏ Курбский пишет,‏ что такое‏ количество‏ новгородцев было‏ умерщвлено только в один день.‏ Итальянец Гваньини‏ рассказывает,‏ что в Новгороде было казнено около трех тысяч‏ знатных людей,‏ а‏ простонародье истреблено‏ поголовно. Псковский летописец увеличивает число‏ казнённых до‏ 60-ти‏ тысяч.‏ Однако все‏ эти данные просто‏ невероятны хотя‏ бы‏ потому, что‏ все население Новгорода, согласно последним‏ археологическим исследованиям,‏ не‏ превышало ‏30--50 тысяч человек.

Между тем‏ в‏ распоряжении‏ учёных имеются более‏ достоверные сведения. Дело‏ в том,‏ что‏ после каждой‏ экзекуции опричники‏ подавали Ивану Грозному так называемые‏ «сказки»,‏ то‏ есть что-то‏ вроде отчёта‏ о проделанной‏ работе‏ с точным‏ указанием казнённых и замученных жертв.‏ Под конец‏ жизни‏ Иван Васильевич сильно сокрушался о своих опричных прегрешениях,‏ и чтобы‏ замолить‏ их, составлял‏ по этим «сказкам» поминальные списки‏ за упокой‏ души‏ загубленных‏ им людей.‏ Эти документы называются‏ иначе синодики‏ Ивана‏ Грозного. Так‏ вот по поводу новгородских казней‏ в одном‏ из‏ царских‏ синодиков есть следующая запись:‏ «По Малютиной‏ сказке (тут‏ имеется‏ в‏ виду отчёт Малюты‏ Скуратова) в новгородской‏ посылке Малюта‏ отделал‏ 1490 человек».‏ Если прибавить‏ к этому числу несколько сотен‏ новгородцев,‏ названных‏ в синодике‏ по именам,‏ то в‏ итоге‏ мы получим‏ немногим более двух тысяч погибших.‏ Как говорится,‏ почувствуйте‏ разницу с показаниями современников Грозного. А в наиболее‏ полных царских‏ синодиках‏ общее количество‏ казнённых за всё время опричнины‏ достигает трёх‏ тысяч‏ восьмисот‏ человек.

Я оставляю‏ обсуждение вопроса о‏ том, много‏ это‏ или мало,‏ как безнравственного. Полагаю, что поучать‏ вас в‏ этом‏ направлении‏ было бы с моей‏ стороны неуважением.‏ Замечу только,‏ что‏ данные‏ царских синодиков не‏ дают повода видеть‏ в Грозном‏ самого‏ кровавого государя‏ нашей истории.‏ Достаточно хотя бы вспомнить, что‏ Пётр‏ I‏ казнил зараз‏ около 4‏ тысяч стрельцов.‏ Равным‏ образом несправедливо‏ приравнивать опричнину к величайшим преступлениям‏ Средневековья. Вспомним,‏ что‏ жертвы инквизиции исчисляются десятками тысяч. В Тридцатилетней войне‏ 1618—1648 годов,‏ в‏ которой приняли‏ участие крупнейшие государства Западной Европы,‏ одна только‏ Германия‏ потеряла‏ около половины‏ своего населения. А‏ о современной‏ Грозному‏ Англии XVI‏ века, где молодой капитализм творил‏ свои первые‏ злодеяния,‏ сами‏ же англичане писали, что‏ заезжий путешественник‏ мог бы‏ подумать,‏ что‏ страна пережила опустошительное‏ нашествие или повальный‏ мор.

План Новгорода со Знаменской иконы
План Новгорода со Знаменской иконы

Множество‏ россиян уверены, что у Ивана‏ Грозного‏ было‏ не все‏ в порядке‏ с головой.‏ И‏ пример им‏ в этом подают историки, которые‏ не скупятся‏ на‏ унизительные эпитеты для грозного царя. Скажем, Ключевский писал,‏ имея в‏ виду‏ свидетельства источников‏ об опричных казнях: «читая обо‏ всем этом,‏ подумаешь,‏ что‏ это был‏ зверь от природы».‏ По характеристике‏ других‏ историков, Иван‏ был безумный тиран, сумасброд и‏ кровавый маньяк.

Давайте‏ разберёмся‏ в‏ этом вопросе.

Начнём с того,‏ что современники,‏ видевшие Грозного‏ своими‏ глазами,‏ не заметили в‏ его поведении ничего‏ безумного и‏ маниакального.‏ Напротив, их‏ отзывы о‏ русском государе полны хвалебных и‏ даже‏ восторженных‏ оценок. Один‏ иностранец отмечал,‏ что «величие‏ его‏ наружности и‏ движения таковы, что если его‏ одеть как‏ крестьянина‏ и поставить в толпу его крестьян, то и‏ тут его‏ тотчас‏ можно признать‏ за человека необыкновенного». Другой, увидев‏ царя, не‏ скрывал‏ своего‏ изумления –‏ так не похож‏ был настоящий‏ Грозный‏ на того‏ монстра, которым его представляли за‏ границей: «Красив‏ собою,‏ умён,‏ благороден и великодушен», правит‏ «с величайшей‏ справедливостью», так‏ что‏ «заслуживает‏ быть поставленным наряду‏ с отличнейшими государями‏ нашего времени,‏ если‏ только не‏ превосходит их».‏ Англичанин Джером Горсей также не‏ в‏ силах‏ скрыть своего‏ восхищения: царь,‏ по его‏ мнению,‏ «одарён большим‏ умом, блестящими дарованиями, привлекательностью, одним‏ словом –‏ создан‏ для управления такой огромной монархией». Горсею вторит его‏ соотечественник Джильс‏ Флетчер:‏ «Это человек‏ высокого духа… Тонкий политик в‏ своём роде».‏ А‏ немецкие‏ купцы из‏ города Любека вынесли‏ впечатление от‏ встречи‏ с Иваном,‏ что «вообще он, кажется, весёлого‏ характера и,‏ надобно‏ полагать‏ по всему, ума необыкновенного».

И‏ такого вот‏ государя нынче‏ прочат‏ в‏ пациенты психиатрической клиники!

Портрет Ивана Грозного. Первая половина XVII века
Портрет Ивана Грозного. Первая половина XVII века

Что‏ касается состояния здоровья‏ Ивана Васильевича,‏ то‏ и тут‏ наука располагает‏ вполне конкретными данными судебно-медицинского исследования‏ останков‏ грозного‏ царя. Эта‏ экспертиза была‏ проведена в‏ конце‏ 1960-х годов‏ при вскрытии царской гробницы в‏ Архангельском соборе‏ Кремля.‏ Скелет Грозного ростом около 179 сантиметров свидетельствует о‏ значительной физической‏ силе,‏ а в‏ его строении нет ни малейших‏ признаков дегенеративности.‏ Единственная‏ патология,‏ впрочем, весьма‏ серьёзная, была выявлена‏ при химическом‏ анализе.‏ Оказалось, что‏ содержание ртути в костях царя‏ в 4—5‏ раз‏ превышает‏ норму. Это позволяет говорить‏ о ртутном‏ отравлении организма,‏ которое‏ обычно‏ приводит к тяжёлым‏ нервным расстройствам. Каким‏ образом ртуть‏ в‏ таких количествах‏ попала в‏ организм Грозного, точно не установлено.‏ Полагают,‏ что‏ всему виной,‏ как ни‏ странно, была‏ медицина.‏ Дело в‏ том, что незадолго перед тем‏ Парацельс —‏ медицинский‏ бог того времени — предложил европейским врачам широко‏ использовать ртуть‏ в‏ лечебных целях.‏ Между тем известно, что Грозный‏ часто прибегал‏ к‏ услугам‏ иноземных лекарей.

Так‏ что если грозный‏ царь и‏ страдал‏ расстройствами, то‏ исключительно нервными, а не психическими.‏ А вообще‏ он‏ действовал,‏ находясь в здравом уме‏ и в‏ полном соответствии‏ с‏ духом‏ своего времени.

Замечу ещё,‏ что проблема восприятия‏ Грозного западным‏ сознанием‏ есть во‏ многом проблема‏ лингвистическая. Дело в том, что‏ прозвище‏ царя‏ Ивана непереводимо‏ на европейские‏ языки. Скажем,‏ по-английски‏ и по-французски‏ оно звучит как Тerrible, что‏ означает «ужасный»,‏ «страшный».‏ Любой русский человек сразу чувствует искажение смысла. Вот‏ что писал‏ сам‏ Иван польскому‏ королю Стефану Баторию в ответ‏ на его‏ упрёк‏ в‏ том, что‏ во время приёма‏ польского посольства‏ царь‏ окружил себя‏ рындами, вооружёнными секирами: «Это чин‏ государский, да‏ и‏ гроза».‏ Иными словами, «гроза» —‏ это всего‏ лишь признак‏ царского‏ достоинства.‏ В одном современном‏ сочинении говорится: «Нельзя‏ царю без‏ грозы‏ быти».

Рынды
Рынды

Народ, смотрящий‏ на вещи‏ прямо и здраво, в историческом‏ споре‏ царя‏ с боярством‏ встал на‏ сторону Ивана.‏ Прозвав‏ его Грозным,‏ народ выразил лишь своё уважение‏ к нему:

Он‏ грозен,‏ батюшка, и милостив,

Он за правду жалует, за‏ неправду вешает.‏  

Самые‏ лютые казни‏ воспринимались людьми того времени как‏ наказание Божие‏ за‏ грехи‏ — как‏ мор, голод и‏ другие бедствия.‏ В‏ глазах русских‏ людей Грозный был «тираном» в‏ том же‏ смысле,‏ что‏ и Господь Бог. В‏ обоих случаях‏ — в‏ глазах‏ и‏ верующего, и верноподданного‏ — любое действие‏ верховного владыки‏ было‏ заранее оправдано.‏ Размеры власти‏ грозного царя были санкционированы общественным‏ сознанием.

Казни‏ при‏ Иване Грозном.‏ Лицевой летописный‏ свод
Казни‏ при‏ Иване Грозном.‏ Лицевой летописный‏ свод

Под 1572‏ годом‏ новгородский летописец‏ коротко заметил: «Того же лета‏ царь православный‏ многих‏ своих детей боярских метал в Волхов реку и‏ с камением‏ топил».

Бесстрастная‏ летописная строка‏ мельком зафиксировала событие огромной важности,‏ ибо те,‏ кого‏ царь‏ топил в‏ Волхове, были не‏ кто иные,‏ как‏ опричники. Опричнина‏ доживала свои последние дни.

Почему же‏ Иван Грозный‏ решил‏ положить‏ конец разделению Русской земли‏ на две‏ части –‏ опричнину‏ и‏ земщину? Да потому,‏ что в результате‏ опричных мероприятий‏ к‏ 1572 году‏ вся земщина,‏ очищенная от изменников и недовольных,‏ снова‏ оказалась‏ включённой в‏ состав царского‏ удела. Территориально-политическое‏ единство‏ Московского государства‏ было восстановлено. И теперь «перебор‏ людишек», как‏ называл‏ Грозный уничтожение своих врагов, естественным образом замкнулся на‏ самом опричном‏ корпусе,‏ который, как‏ всякий привилегированный репрессивный орган, быстро‏ вышел из‏ отведённых‏ ему‏ рамок деятельности.‏ Немец опричник Генрих‏ Штаден, с‏ чьими‏ сомнительными подвигами‏ мы уже имели случай вас‏ познакомить, свидетельствует:‏ «По‏ своей‏ прихоти и воле опричники‏ так истязали‏ всю русскую‏ земщину,‏ что‏ сам великий князь‏ объявил: «Довольно!»

Вслед за‏ земщиной Грозный‏ перетряхнул‏ самих опричников.‏ Свёртывание опричнины‏ началось с того, что царь‏ приказал‏ опричникам‏ возвратить земским‏ отнятые у‏ них вотчины‏ и‏ отдать все‏ долги. Опричники выразили Грозному своё‏ недовольство, и‏ тогда,‏ пишет Штаден, «великий князь принялся расправляться с начальными‏ людьми из‏ опричников».‏ Погибла почти‏ вся верхушка опричного корпуса: десятки‏ опричников отправились‏ на‏ плаху‏ или были‏ утоплены, а ещё‏ около сотни‏ были‏ отравлены личным‏ врачом Ивана Грозного Елисеем Бомелием,‏ действовавшим по‏ царскому‏ приказу.

Расправа‏ над опричниками не означала,‏ что Грозный‏ не добился‏ своих‏ целей.‏ Напротив, отныне он‏ один был в‏ России царь‏ и‏ бог. Тот‏ же Штаден,‏ подводя итог опричной политике, пишет‏ следующее:‏ «Хотя‏ всемогущий Бог‏ и наказал‏ Русскую землю‏ так‏ тяжко и‏ жестоко, что никто и описать‏ не сумеет,‏ все‏ же нынешний великий князь достиг того, что по‏ всей Русской‏ земле,‏ по всей‏ его державе — одна вера,‏ один вес,‏ одна‏ мера!‏ Только он‏ один и правит!‏ Всё, что‏ ни‏ прикажет он,‏ — всё исполняется и все,‏ что запретит,‏ —‏ действительно‏ остаётся под запретом. Никто‏ ему не‏ перечит: ни‏ духовные,‏ ни‏ миряне».

Опричник на коне
Опричник на коне

Вот так‏ из опричнины и выросло русское‏ самодержавие‏ с‏ Помазанником Божиим‏ во главе.‏ Утверждая его‏ в‏ крови и‏ молитве, Грозный в конце концов‏ потрудился не‏ только‏ для себя, но и для всех будущих российских‏ государей.

Иоанн Васильевич Великий,‏ император Руссии, князь‏ Московский. С‏ карты‏ Ортелия 1574‏ года
Иоанн Васильевич Великий,‏ император Руссии, князь‏ Московский. С‏ карты‏ Ортелия 1574‏ года

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Вышла в свет моя новая книга "Суворов". Буду рад новым читателям!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

-16

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.