Найти в Дзене
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 12). Путь в Вифлеем. Часть 1. Глава 4.

Святое Семейство в поиске ночлега. Открытые источники.
Святое Семейство в поиске ночлега. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Продолжаю рассказ о о путешествии Святого Семейства из Назарета в Вифлеем.

Развитие человеческих поселений во многом зависит от плотности населения. Практически все иудеи росли на селе. Даже крупнейшие в Палестине столицы областей, несмотря на дворцы, храмы и богатые кварталы, созданные на иностранный манер, были по сути большими крестьянскими поселениями.

Приветствие «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек» (Пс. 120:8), где выход в поля на работу помещен ранее возвращения с полей вечером, равно пригодно и для деревни, и для города той эпохи. Не только пастух - пророк Амос, но и его коллеги, выходцы из городов, да и Сам Христос использовали сравнения из сельской жизни — и их все понимали. Ибо земля обетованная была страной преимущественно хлебопашцев, скотоводов и виноградарей.

Строгие законы правят бытом деревни. Ее обитатели живут плодами земли. Если их число растет, площадь пашни или сада должна увеличиваться. Скоро полей начинает не хватать. Тогда часть населения уходит и формирует дочернюю деревню. Когда земли переставало хватать и здесь, неудачники либо покидали родину, либо начинали заниматься ремеслами. Так возникали библейские города. Деревня имела триста-пятьсот обитателей. Около нее формировались меньшие поселения типа хуторов — хозер. В них первоначально жили глава клана со своими домочадцами, рабами. Дом Хлеба не избежал этого естественного пути развития: пастушеская стоянка-хутор-деревня-городок. Много веков еще оставался он столь малым и незначительным поселением во владениях колена Иудина, что даже не упоминался в общих списках городов иудейских; пропущен он и в книге Неемии, хотя здесь могила Рахили, здесь Руфь собирала колосья... А ведь обе эти женщины стали женами патриархов и предками Спасителя.

Руфь. Открытые источники.
Руфь. Открытые источники.

Все изменилось, когда тут родился Давид и прозвучали предсказания пророков! Городок стал надеждой нации, ибо отсюда должен был прийти в олам Мешиах! К духовному богатству добавилось материальное: селение Химкам близ Вифлеема стало местом сбора путешественников в Египет, и деньги их оседали в местных лавках. Близость к Иерусалиму, финансовому центру не только Палестины, но и всей еврейской диаспоры, тоже способствовала процветанию Дома Хлеба. Окруженный плодородными полями и холмами со всех сторон, с добротными домами и приличными дорогами Вифлеем казался прибывавшим сюда путникам одним из живописнейших и богатейших уголков земли обетованной.

Селение Химкам. Открытые источники.
Селение Химкам. Открытые источники.

Современный Вифлеем расположен на возвышенной горе в виде амфитеатра и окружен плодородными полями и холмами, представляя очень живописную местность.

Почва там каменистая, есть множество подземных пещер.

В центре находится его старая часть, состоящая из восьми мозаично разбросанных кварталов, образующих пространство вокруг нынешней площади Яслей.

Площадь Яслей. Открытые источники.
Площадь Яслей. Открытые источники.

Климат в Вифлееме средиземноморский, с жарким сухим летом и мягкими, более влажными зимами. Зимы с середины декабря по середину марта бывают прохладными и дождливыми.

Ночная роса появляется в течение 180 дней в году. Город находится под влиянием средиземноморского бриза, бывающего где-то в середине дня. На Вифлеем также влияют ежегодные волны горячих, сухих песчаных и пыльных ветров-хамсинов из Аравийской пустыни в апреле, мае и середине июня.

Окрестности Вифлеема, как и вся обетованная земля, лежат большей своей частью в горах. В иных местах зима почти неотличима от лета; в других же бывает весьма холодной, еще в других лето и зима сменяют друг друга своим обычным порядком — смотря по тому, лежит ли то место в низине, на равнине или в горах. Так, в некоторых горных местностях часто до сих пор увидишь снег в августе; крестьяне сберегают его в пещерах и свозят в чанах на рынок, там горожане покупают его, чтобы, наполнив им кувшины, охлаждать за столом свое питье.

Привожу эти климатические подробности, потому что Обручник, планируя путешествие в конце декабря 5 года до н.э., должен был их учитывать.

А зачем вообще беременная Мария и Ее нареченный супруг отправились в отдаленный Дом Хлеба? Об этом – во второй части этого выпуска. А в завершение сегодняшнего нашего с вами, читатели, разговора послушайте псалом 22 на древнееврейском. Может, в дороге его пели родители грядущего Мессии.

Продолжение следует.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk4038/

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 4.

Цикл Тайная Вечеря»