Добрейшего всем дня! Дерево обладает особой притягательностью. Оно живое, теплое... И вот как раз такая живая и теплая, но при этом полностью деревянная сова попалась мне в ленте ВК. К моему великому удивлению, ее автор начал работать с деревом совсем недавно, несколько лет назад. И за этот короткий промежуток времени его творения распространились по всему миру.
Их можно увидеть в 12 разных странах почти на всех континентах. Среди заказчиков художника, проживающего в небольшой таежной деревне - высокопоставленные люди и знаменитости, первые лица государства и топ-менеджеры крупнейших компаний. И сегодня этот талантливый мастер, в руках которого массив обычного кедра может превратиться во что угодно, у нас в гостях.
В каком возрасте Вы почувствовали тягу к творчеству?
Тяга к творчеству была у меня всегда, можно сказать, с раннего детства. Помню, в детском саду во время рисования вокруг меня собирались дети. Им было интересно наблюдать за тем, как я рисую. В отличие от многих других ребят, у меня не было страха перед чистым листом. Стоило взять в руки карандаши или краски – воображение сразу же уносило меня в неведомые края. Я буквально жил в создаваемом мной мире, всей душой погружался в жизнь, которая рождалась на листе бумаги, ‐ важнейшее качество, которое в дальнейшем сыграет решающую роль в моей жизни. Это было творчество в чистом виде!
В художественной школе поэзия куда-то улетучилась. Не могу сказать, что школа стала для меня бесполезной. Технически меня подковали очень хорошо. Но душа перестала петь. Почему так происходит, это тема для отдельного разговора… Вскоре у меня появились другие интересы и художественную школу я бросил. Всерьёз увлёкся совершенно другой областью – наукой. Выигрывал областные олимпиады по химии, информатике, выезжал на республиканские олимпиады.
В итоге поступил в педагогический университет на факультет физики и информатики. А после этого проработал пятнадцать лет главным редактором в издательстве. Всё это время меня не покидало желание проявиться в изобразительном творчестве. Я очень много рисовал, набивал, так сказать, руку.
В последние годы работы редактором у меня всё более нарастало понимание, что искусство может стать моей профессией, и если сейчас не сделать решительный шаг, то дальше не будет энергии что-то в жизни менять. И я решился. В сорок с лишним лет оставил редакцию и погрузился в творчество.
Сколько лет Вы работаете с деревом?
Занялся деревом буквально лет пять назад. Идея была такая: творчество сразу же должно стать моей профессией, так как нужно было кормить семью. Единственное, что это позволяло, - это работа с деревом. Я живу в сибирской деревне, где почти все занимаются деревом – плотничают, столярничают, строят… Отсутствие накоплений способствовало возникновению у меня мощного намерения. И уже через месяц я имел первые заказы на садово-парковую скульптуру. Параллельно рисовал эскизы домов для строителей.
А совсем недавно (года два назад) перешёл на резные картины. Тут же сформировал свой уникальный авторский стиль. Мне нравится изображать зверей. Если приглядеться, то у моих животных умные, осознанные взгляды, «человеческие» глаза. Таким образом, я «очеловечиваю» Природу, преобразую. Стараюсь, чтобы зритель влюбился в персонажа с первого взгляда. Это помогает человеку восстановить душевную связь с Природой и сказывается на его благополучии самым положительным образом. Именно резные картины стали пользоваться большим успехом, в первую очередь, за рубежом. За короткий период я отправил туда несколько сотен работ.
Как Вы себя оцениваете в настоящий момент с точки зрения мастерства? Уже все навыки приобретены, или же еще есть, чему учиться?
Технические навыки постоянно оттачиваются. Нарастает точность, достоверность, реализм… Но это не главное. Думаю, не внешняя сторона произведения определяет успех. Сделать так, как делаю я, сможет любой выпускник художественного колледжа. То, что реально привлекает людей, находится внутри предмета. Это то, что мы называем энергетикой.
Да, моё старание направлено на то, чтобы всё сделать технически грамотно, жизненно, правдиво… Однако главное усилие нацелено… (внимание!) на создание новой Реальности, нового Мира. Ни много, ни мало! То есть предмет искусства, который я создаю, - это вместилище Мира, или, если угодно, дверь в другой Мир.
И это не просто метафора. Я целенаправленно и вполне осознанно стараюсь выразить соответствующее отношение, отнестись к создаваемому персонажу, как к живому существу. Общаюсь с ним, удивляюсь, радуюсь вместе с ним… То есть позволяю себе активно проявлять положительные чувства (разумеется, без перегибов).
Здесь мне приходит на помощь та самая детская способность погружаться в создаваемый Мир (оказывается, её можно и нужно вернуть). Пожалуй, это самое важное качество для мастера-животворца. С помощью наивной детской веры я наполняю этот Мир жизнью, энергией.
«Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мф. 10: 14)
Если жизнь, созданная мной, погружает в комфортное состояние, захватывает (как будто в сказку попал), внушает состояние праздника - то задача, можно сказать, выполнена. Вот этот самый Мир люди, прежде всего, и ценят, а не материальный предмет как таковой.
Уверен, в этом секрет того огромного резонанса, который сопровождает мои публикации в интернете (миллионы просмотров, сотни тысяч лайков, репостов и комментариев). Думаю, вложенная в произведение энергия, – это вполне измеримая величина. Когда-нибудь учёные изобретут приборы, способные её фиксировать. Возможно, это необычный подход к творчеству, но я уверен, что он работает и за ним будущее.
На Вашей страничке в ВК можно найти много видео, на которых показан рабочий процесс. Не боитесь делиться информацией с конкурентами?
Технические приёмы, как я уже говорил, - это лишь малая доля того, что требуется для создания настоящего произведения искусства. Куда важнее внутренние качества мастера: развитое воображение, вера, ответственность, старание… А этому очень трудно научить. Это формируется самим человеком, когда он чувствует в этом необходимость.
Именно поэтому я пока не берусь за обучение, хотя ко мне приходит много просьб. Пока не нашёл подходящего способа передать знания. Например, какой методикой воспользоваться, чтобы «научить» мастера доброте?
Какие Ваши творения Вы считаете самыми любимыми?
Можно сказать, что они все любимые, они для меня как дети. Работая над каждой вещью, стараюсь погрузиться в неё целиком, проникаюсь всей душой.
А были ли неудачные работы?
Все мои работы одновременно как удачные, так и неудачные. Как только сделал её, сначала радуюсь, а потом сожалею: «Эх, вот здесь надо было сделать по-другому, и вот здесь, и вот там…». Всегда можно сделать лучше. Всегда есть, куда расти.
В своем творчестве Вы максимально приближаетесь к оригиналу, по сути копируя животных и птиц. А как Вы относитесь к творчеству тех, кто дает волю фантазии? К примеру, таким художникам, как Дали, Пикассо и др.?
Хорошо отношусь. Если это делает их счастливыми, и находятся те, кому это нужно, - так это же замечательно! Молодцы!
Какая обстановка Вам нужна для творчества? Можете ли Вы творить в любом месте, в любой компании и с любым настроением, или же должна быть особая атмосфера?
Да, пожалуй, я требователен к атмосфере. Потому что именно атмосфера, психологическая среда – самое важное в произведении. А она не получится в какой попало обстановке. В свете всего выше сказанного, мне нужно, чтобы меня ничего не отвлекало, чтобы обеспечить наиболее полный контакт, плотное общение с произведением. И, конечно, важнейшую роль играет правильное психологическое состояние.
Создаваемую вещь можно рассматривать в качестве аккумулятора, который вбирает в себя состояние мастера, его психическую энергию, а затем бесконечно транслирует всё это на окружающих. Что заложишь – то и получишь. Хотелось бы, чтобы воздействие было положительным. Если подходить к этому безответственно, можно испортить жизнь и себе, и людям.
Расскажите о своих нерукодельных интересах. Что Вам доставляет радость и позволяет чувствовать себя счастливым?
Одно из главных увлечений – музыка. В своё время я уделил ей большое внимание и добился некоторых успехов (например, диплом всероссийского конкурса композиторов). У меня достаточно много музыкальных произведений. Музыка помогает мне лучше прислушиваться к состоянию, тонко чувствовать атмосферу, и просто вдохновляет.
У всех временами бывают в жизни черные полосы. Каким способом Вы возвращаете себе оптимистичный настрой?
Если под чёрной полосой подразумевать сложные жизненные обстоятельства и связанное с ними тяжёлое эмоциональное состояние, то во всём имеется причинно-следственная связь. То есть плохое внутреннее состояние – это сигнал тела на неблагоприятные или даже опасные обстоятельства, требующая правильного разрешения ситуации. Тело как бы говорит: нужно что-то менять. А раз так, нельзя пренебрегать этим сигналом, необходимо определить, что стало причиной и изменить её. Если сосредоточить внимание на поиске решения, это само по себе убирает большую часть тяжести. Поскольку ты уже на пути выхода из опасной ситуации, у организма теряется необходимость посылать сигнал в виде негативного состояния. Ну а дальше требуется найденное решение воплотить – и наступает счастье. Попытка бороться с депрессией с помощью алкоголя или наркотиков – это всё равно, что заклеивать сигнальные огни на своём автомобиле. Это не логично и не приведёт ни к чему хорошему – автомобиль вскоре заглохнет.
Мой традиционный вопрос: расскажите о самом приятном и самом неприятном моментах в жизни, непосредственно связанных с творчеством.
Творческий процесс, помимо удовольствия, доставляет немало переживаний, а иногда даже стресс. Особенно когда начинаешь работу над новым проектом. Потому что в твоей голове есть образ – как должно быть. А реальность ещё очень далека от задуманного. И тело выдаёт сигнал в виде эмоционального напряжения. Это довольно неприятно. Если неправильно это трактовать, то можно довести себя до тяжёлого состояния. Или скатиться в самообман, махнуть рукой (мол, и так сойдёт). Поэтому очень важно реально смотреть на ситуацию, видеть несовершенство, но при этом спокойно планомерно действовать, исправлять результат, пока он не придёт в соответствие с задуманным образом. Как только это произойдёт, лимбическая система мозга выдаст гормон удовольствия. А это очень приятно. По сути, это и есть счастье.
Ваше пожелание новичкам в любой творческой сфере.
Нет ничего невозможного! Если вы движетесь к поставленной цели, то обязательно добьётесь успеха. Неудача будет только в одном случае – если вы остановитесь.
От автора. Поближе познакомиться с творчеством Виля можно здесь:
WhatsApp: +7 908 0170225
А теперь - восторгаемся и любуемся! Уверена, равнодушным не останется никто.
#интервью #интервью с мастером #резьба по дереву #резные картины #искусство #творчество