Найти в Дзене
От Байкала до Амура...

Моспроект в Тынде или Архитекторы БАМа (продолжение)

Напоминаю: мы продолжаем читать публикацию Вячеслава Майера об архитекторах, работающих в Тынде.

Тында, где мне тоже довелось побывать, очень красивый и уютный город. Его повышенный уровень информативности достигнут за счёт использования рельефа в виде откосов и подпорных стен, ниши которых предназначены для витрин города с активным использованием цвета и света. Такие "витрины" решены в единой пространственной структуре с витринами здания вокзала.

Город построен в двух цветовых гаммах. Южный фасад, обильно освещаемый солнцем, в холодных тонах, северный - в тёплых. Житель Тынды, находясь в любой точке города, чётко ориентируется в нём. Цветовое решение города, расположенного на террасах, усилено также за счёт устройства просветов в подпорных стенах и откосах.

Из архива Вячеслава Майера
Из архива Вячеслава Майера

В конце 1978 года в мастерской №8 Моспроекта-1 под началом В.Н. Гудкова была организована архитектурно-строительная бригада "БАМ". (В. Гудков, Л. Изотова, В. Ушмарова). В её задачу входило проектирование и авторский надзор за строительством объектов в Тынде. Зодчими бригады было проведено уплотнение застройки центральной части города. Данная работа экспонировалась на ВДНХ СССР, где архитекторы бригады были удостоены одной серебряной и двух бронзовых медалей.

В послужном списке этих проектировщиков есть и бронзовая медаль с почётным призом города Мадрида за проект вокзала, который был показан на Всемирном биеннале архитектуры, проходившем в Софии в 1981-м году.

Задача бригады в Тынде состояла в оформлении пространств соразмерных человеку - внесение типичных городских элементов в индустриализированную среду-арок, порталов, кирпичной кладки, малых архитектурных форм.

Из альбома Вячеслава Майера
Из альбома Вячеслава Майера

Железнодорожный вокзал – символ города

Отправной точкой создания художественной концепции города явился железнодорожный вокзал - символ города, ворота БАМа, который помимо узкофункционального назначения, наделен культурно-общественным содержанием. Здание - самое высокое среди вокзалов Сибири и Дальнего Востока (48 метров), объемом в 34 тыс. кубометров, площадью 4000 метров. Вокзал отмечен наградой на Всемирном архитектурном биеннале в Софии в 1984 году.

Он получил третью премию. Ныне огромная площадь и пустота Московского вокзала, как по привычке его называют жители, " возмущает" пассажиров, но вокзалы издавна планируются как концертные залы, площадки для митингов (особенно в холодной климатической среде), общественных собраний, выступлений и концертов, а также организацией музейных экспозиций.

Железнодорожный вокзал, символом которого является парящий в полете Белоснежный Лебедь (даже с клювом), с максимальной отдачей выявляет Тынду и создаёт ей неповторимый образ среди городов Сибири и Дальнего Востока. Побратимом Тынды является город Уэнэтчи (Wenatchee) в США, штат Вашингтон.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Компактная и вместительная школа

В проектировании и строительстве столицы БАМа участвовали ведущие архитекторы СССР, курировал работу главный архитектор БАМа Владимир Александрович Бутузов (1912-1990 годы жизни). По инициативе ЦК ВЛКСМ Союз Архитекторов СССР организовал мобильные бригады архитекторов для БАМа, которые постоянно находились на стройке. Впервые все проектные организации страны находились в "бамовском объятии", то есть в подчинении В.А. Бутузова.

С первым отрядом строителей в Ургал приехал выпускник МАРХИ архитектор Александр Лысогор, зачисленный в отряд "Донбасс" мастером-строителем. Начальник "УкрБАМстроя" Николай Иванович Лукьяненко поставил зодчему три условия: его новые конструкции объектов должны быть не сложнее прежних проектных; стройматериал - только дерево; всё вкладывать в первоначальные схемы и сметы. Когда приступили к строительству школы, выяснилось, что готового проекта нет.

В журнале "Архитектура СССР" в одном из номеров нашли эскизный проект школы для районов Крайнего Севера. Строители разработали на этой основе свой проект. Школа получилась компактной и вместительной: квадрат в плане, по периметру которого разместились классы; в центре-спортзал, освещённый световым фонарём, сделанным в виде мансарды. Мансарды стали архитектурным мотивом для всего Ургала. Трубы теплотрасс, утепленные стекловатой и опилками, уложили в деревянные короба. Получились оригинальные "утеплённые" тротуары.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На БАМе трудились три группы молодых московских архитекторов, плюс ленинградских, киевских, новосибирских, эстонских, литовских. Вокзалы Владимира Петровича Авксентюка на БАМе роднит сходство с вокзалами Тобольска, Сургута и Нижневартовска.

Северобайкальский вокзал с вантовым покрытием и залом "Байкальская волна", вокзал на станции Тункала отличается вогнутыми окнами -"Рыбий глаз", а конечный на станции Постышево замыкается покрытием листами летописи -"История строительства БАМа".

Продолжение в следующей публикации.

Не пропустите!