Напоминаю: мы продолжаем читать публикацию Вячеслава Майера об архитекторах, работающих в Тынде.
Тында, где мне тоже довелось побывать, очень красивый и уютный город. Его повышенный уровень информативности достигнут за счёт использования рельефа в виде откосов и подпорных стен, ниши которых предназначены для витрин города с активным использованием цвета и света. Такие "витрины" решены в единой пространственной структуре с витринами здания вокзала.
Город построен в двух цветовых гаммах. Южный фасад, обильно освещаемый солнцем, в холодных тонах, северный - в тёплых. Житель Тынды, находясь в любой точке города, чётко ориентируется в нём. Цветовое решение города, расположенного на террасах, усилено также за счёт устройства просветов в подпорных стенах и откосах.
В конце 1978 года в мастерской №8 Моспроекта-1 под началом В.Н. Гудкова была организована архитектурно-строительная бригада "БАМ". (В. Гудков, Л. Изотова, В. Ушмарова). В её задачу входило проектирование и авторский надзор за строительством объектов в Тынде. Зодчими бригады было проведено уплотнение застройки центральной части города. Данная работа экспонировалась на ВДНХ СССР, где архитекторы бригады были удостоены одной серебряной и двух бронзовых медалей.
В послужном списке этих проектировщиков есть и бронзовая медаль с почётным призом города Мадрида за проект вокзала, который был показан на Всемирном биеннале архитектуры, проходившем в Софии в 1981-м году.
Задача бригады в Тынде состояла в оформлении пространств соразмерных человеку - внесение типичных городских элементов в индустриализированную среду-арок, порталов, кирпичной кладки, малых архитектурных форм.
Железнодорожный вокзал – символ города
Отправной точкой создания художественной концепции города явился железнодорожный вокзал - символ города, ворота БАМа, который помимо узкофункционального назначения, наделен культурно-общественным содержанием. Здание - самое высокое среди вокзалов Сибири и Дальнего Востока (48 метров), объемом в 34 тыс. кубометров, площадью 4000 метров. Вокзал отмечен наградой на Всемирном архитектурном биеннале в Софии в 1984 году.
Он получил третью премию. Ныне огромная площадь и пустота Московского вокзала, как по привычке его называют жители, " возмущает" пассажиров, но вокзалы издавна планируются как концертные залы, площадки для митингов (особенно в холодной климатической среде), общественных собраний, выступлений и концертов, а также организацией музейных экспозиций.
Железнодорожный вокзал, символом которого является парящий в полете Белоснежный Лебедь (даже с клювом), с максимальной отдачей выявляет Тынду и создаёт ей неповторимый образ среди городов Сибири и Дальнего Востока. Побратимом Тынды является город Уэнэтчи (Wenatchee) в США, штат Вашингтон.
Компактная и вместительная школа
В проектировании и строительстве столицы БАМа участвовали ведущие архитекторы СССР, курировал работу главный архитектор БАМа Владимир Александрович Бутузов (1912-1990 годы жизни). По инициативе ЦК ВЛКСМ Союз Архитекторов СССР организовал мобильные бригады архитекторов для БАМа, которые постоянно находились на стройке. Впервые все проектные организации страны находились в "бамовском объятии", то есть в подчинении В.А. Бутузова.
С первым отрядом строителей в Ургал приехал выпускник МАРХИ архитектор Александр Лысогор, зачисленный в отряд "Донбасс" мастером-строителем. Начальник "УкрБАМстроя" Николай Иванович Лукьяненко поставил зодчему три условия: его новые конструкции объектов должны быть не сложнее прежних проектных; стройматериал - только дерево; всё вкладывать в первоначальные схемы и сметы. Когда приступили к строительству школы, выяснилось, что готового проекта нет.
В журнале "Архитектура СССР" в одном из номеров нашли эскизный проект школы для районов Крайнего Севера. Строители разработали на этой основе свой проект. Школа получилась компактной и вместительной: квадрат в плане, по периметру которого разместились классы; в центре-спортзал, освещённый световым фонарём, сделанным в виде мансарды. Мансарды стали архитектурным мотивом для всего Ургала. Трубы теплотрасс, утепленные стекловатой и опилками, уложили в деревянные короба. Получились оригинальные "утеплённые" тротуары.
На БАМе трудились три группы молодых московских архитекторов, плюс ленинградских, киевских, новосибирских, эстонских, литовских. Вокзалы Владимира Петровича Авксентюка на БАМе роднит сходство с вокзалами Тобольска, Сургута и Нижневартовска.
Северобайкальский вокзал с вантовым покрытием и залом "Байкальская волна", вокзал на станции Тункала отличается вогнутыми окнами -"Рыбий глаз", а конечный на станции Постышево замыкается покрытием листами летописи -"История строительства БАМа".
Продолжение в следующей публикации.
Не пропустите!