Найти тему
От Байкала до Амура...

«Моспроект» в Тынде или Архитекторы БАМа (начало)

«Это будет рассказ о людях, которых я хорошо знал. Они ценили и ценят красоту и построили в вечной мерзлоте город Тынду – столицу БАМа. Архитекторы, выпускники МАрхИ - Московского архитектурного института, того самого, что находится в центре столицы на Рождественском бульваре».

Так начинает своё повествование автор Вячеслав Майер.

Будет интересно вспомнить былое. Усаживайтесь поудобнее. Мы начинаем.

Из альбома В. Майера
Из альбома В. Майера

Всё делают сами

Расскажу вам о Вадиме Гудкове (он избегает публичности), его жене Валентине Теличкиной (самой характерной актрисе России), Людмиле Изотовой (архитекторе от Бога) и Валентине Ушмаровой (проектировщике, замыкающей четвёрку).

Всех перечисленных объединяет одно – умелые руки. Они всё делают сами - строят дачи, ремонтируют квартиры, ходят по рынкам и магазинам в поисках продуктов и материалов. У всех до МАрхИ было среднетехническое образование.

Гудковы - Теличкины - из послевоенного поколения. Вадим с удовольствием рассказывал, как убегал из дома и прицеплялся на коньках-дутышах к проходящим машинам. Да так, что дух захватывало. Валентина, в семье которой было семеро детей, самая младшая. С малых лет увлекалась домашним театром.

Людмиле Изотовой всё надо было пощупать, примерить и "поработать" с техникой и материалом, а в свободное время подбирать ткани, шить платья и костюмы, обложившись выкройками Бурды на полу вокруг ножного Зингера. Валентине Ушмаровой всегда нужно было красиво разложить предметы на кульмане, столе или в своей квартире.

Из архива Вячеслава Майера. Гудков и Изотова в Тынде
Из архива Вячеслава Майера. Гудков и Изотова в Тынде

Любимое слово ведущего архитектора «Моспроекта» Вадима Николаевича Гудкова -"грамотно": "Как грамотно у вас сделаны двери и подобраны обои, а вот над этим интерьером надо подумать". Дачу Гудков построил вместе с женой. "Выражение вместе с женой" необходимо расшифровать. Семья Теличкиных необычной была всегда. Они - потомственные нижегородцы, ремесленники, в прошлом первые переселенцы-лавочники из Великого Новгорода в Нижний Новгород.

Валенки Ивана Фёдоровича ещё в царское время были так популярны, за что он получил от гильдии "золотое клеймо"- особый штамп. Во времена коллективизации был раскулачен и приговорён к расстрелу. Его "выкупили" в складчину, пожертвовав всем имуществом, братья и сёстры.

С такой подмогой и дачу архитектору В.Н. Гудкову, мужу своей любимой сестрёнке Валечке построили, и друг другу всегда помогают.

Из архива Вячеслава Майера. Гудков, Изотова, Ушмарова
Из архива Вячеслава Майера. Гудков, Изотова, Ушмарова

Помочь друг другу – закон

В архитектурной мастерской Гудкова помочь друг другу не только обычное явление, но и закон. А там, где люди не отчуждены, случаются необычные происшествия. Валентина звонит, отрываясь от росписи деревянной посуды, мужу, на работу: "Вадик, позвони в милицию, в квартиру Киркорова пробирается по крыше вор.

Он пытается открыть окно". Так спокойно только актриса Теличкина может сказать. Вадим Николаевич звонит в милицию и Валентина сообщает: "Вор открыл оконную раму и вижу, как ему уже наручники надели и защелкнули". Валентина Ивановна считает себя сибирячкой-бамовкой по сыгранным ею ролям в "Таёжном десанте", " У Озера".

Почти каждый из мужчин в наше время был влюблен в журналистку Валю Королькову, воплощение режиссёра Сергея Герасимова. Здесь всё сходятся в оценке высшей: " На Теличкину можно смотреть бесконечно". После развала СССР Валентина стала прихожанкой Храма Христа Спасителя и ныне много внимания уделяет живописи. Квартиру и дачу расписала хохломой, а ее выставки проходят не только в Доме актера, но и в других городах России.

Самой стильной москвичкой в бригаде В.Н. Гудкова была безусловно Людмила Алексеевна Изотова (1955-2003 годы жизни), воплощение красоты, женственности и лёгкого эпатажа. Она-легенда, которую обожали и в которую верил «Моспроект». Муза художников от лучшего рисовальщика России Анатолия Зверева до сибирского живописца Вячеслава Николаевича Щербина.

Из архива Вячеслава Майера
Из архива Вячеслава Майера

Никто в эту сказку тогда не поверил

Как-то в Музее изобразительных искусств к Людмиле, взирающей на полотна мастеров, подошёл элегантный мужчина и на ломанном русском говорит: "Каждый год на неделю я приезжаю в Москву, родину моих дальних предков. Их в 1699 году привёз Петр I для внедрения европейской одежды, кроя, костюмов, платьев. Они поселились в Немецкой слободе и десятками лет одевали москвичей.

Научили носить платья женщин и костюмы мужчин. Москва единственное место в России, а, пожалуй, и Европы, где женщины умеют носить, украшать себя и Город. Вы - это воплощение.

Позвольте, Вас одеть, это слово к нам кутюрье не подходит, мы только тем и занимаемся, что раздеваем женщин. Не отказывайте мне, я богатейший человек, я - Карл Лагерфельд".

Сам Карл Лагерфельд пожаловал к ним!
Сам Карл Лагерфельд пожаловал к ним!

Ей подобрали обувь - сапоги фирмы "Salamander", палантин греческой работы.

- Ткань на юбку подберём у "Burda Moden", - миллионер пошутил. - В прошлые века главными мошенниками были портные. Они обманывали так. На раскройном столе он ловко перевернул измерительную ленту. Все засмеялись: у двух метров "украли" 10 см.

Во Дворце моды модельеры и закройщики были в шоке - сам Карл Лагерфельд пожаловал к ним. Карл ловко вынул из нагрудного кармана плоский портновский мел и нарисовал на доске платье. Всем, всё было понятно - через три дня заказ был готов.

В Париж была отправлена фотография счастливой Людмилы в том чудном платье. Такая вот реальная история, похожая на сказку. Но в неё тогда никто, кроме сотрудников мастерской Вадима Гудкова, не поверил.

Мы продолжим в следующем номере.

Не пропустите!