Найти тему
Мария Балиоз

6/8 – создание пути пользователя (ч. 3)

Оглавление

Здесь я продолжаю делиться алгоритмом создания корпоративных образовательных программ и это вторая часть описания шага "Создание структуры программы".

В части один и два мы прошли следующие задачи:

  1. Создание воронки программы
  2. Синхронизация программы с бизнес-процессами компании
  3. Создание пути пользователя
  4. Определение продолжительности программы

В этой статье мы обсудим 5 задачу этого шага, поехали!

5. Продумайте “эмоциональный путь” пользователя.

Конечно, нам всем хочется, чтобы во время обучения у пользователя было высокое эмоциональное состояние и увлеченность материалом. Но, увы, так не бывает. Так или иначе во время обучения у пользователя есть эмоциональные спады и подъемы. И это случается просто потому что он живой человек. Хорошая новость заключается в том, что вы можете заранее спроектировать эмоциональный путь сотрудника, но это не значит, что он все время будет на подъеме. Вы самостоятельно снижаете и повышаете его эмоциональное состояние в нужные для вас моменты. Например, заканчивать программу нужно всегда на самой наивысше эмоциональной точке, чтобы пользователю хватило энергии применять полученные навыки/знания и менять свое отношение/поведение. Также эмоциональным подъемом прекрасно нейтрализует факторы эмоционального спада. Снижать эмоциональное состояние можно в моменты, когда вы хотите, например, чтобы пользователь сделал прорыв, для этого вы даете ему сложную задачу, а после того, как он кое-как с ней справился подчеркиваете то, что он сделала правильно и даете верный алгоритм выполнения.

Чтобы было понятнее разберем на примере. Представьте себе конференцию или семинар на тему экологии. В зале находятся несколько сотен человек, а спикер на сцене под мрачную музыку показывает ужасающие картины: измученных животных, загрязненные океаны, сожженные и вырубленные леса, да еще и приправляет это статистикой о количестве пластика который человек потребляет каждый день. После этого спикер обращается к аудитории и просит посчитать, сколько пластика каждый слушатель потребляет в день/месяц/год и потом для пущей жестокости переводит это все килограммы и тонны мусора. Какое состояние при этом испытывает слушатель? Скорее всего что-то вроде стыда, обиды, негодования и раздражения. Это и есть эмоциональный спад. Но что происходит дальше? Дальше на сцену выходит другой спикер и предлагает 3 простых действия, которые помогут каждому здесь сидящему жить более экологично. Люди начинают примеряться к этой информации и чувствуют облегчение. “Это действительно не сложные действия” - думают они, “я вполне могу их сделать”. Их эмоциональное состояние выравнивается и начинает расти. В конце спикер показывает тот эффект, который ожидает компанию/город/страну/мир в случае если каждый сидящий в зале вместе со своими семьями будут выполнять эти 3 простых действия. Что мы имеем на выходе? Люди эмоционально заряжены, замотивированы действовать и будьте уверены, когда они придут домой, то обязательно внедрят в свой быт и свою семью часть из того, что им удалось узнать. Это был пример того, как можно специально спроектировать эмоциональный спад, чтобы, как говориться “оттолкнуться от дна” и зарядить аудиторию на действия.

Давайте разбираться чем вы можете оперировать в программах.

1. Факторы, снижающие эмоциональное состояние:

  • Чрезмерный объем материала
  • Сжатые сроки
  • Сложность материала/сложность выполнения заданий
  • Невозможность получить ответы на вопросы или обратиться за помощью
  • Демонстрация неудовлетворительных результатов, или обращение к негативному опыту пользователя
  • Несовпадение ожиданий пользователя программе
  • Резкая критика
  • Непонимание как, сколько и в каких форматах будет проходить обучение, сколько времени оно будет занимать
  • Не желание обучаться на программе / непонимание её нужности для конкретного пользователя
  • Технические сложности (доступ к компьютеру, сложный вход на платформу, недостаточность интернет-трафика)
  • Скучный, монотонный спикер/эксперт
  • Необходимость брать на себя ответственность/риск
  • Любого рода проверочные мероприятия
  • Демонстрация неприятного материала
  • Стычки, ссоры, повышенный тон
  • Для очных форматов: отсутствие интернета, отсутствие розеток, голод и жажда, утомляемость сидения на одном месте, однообразный формат подачи информации или наоборот чрезмерно активный без возможности отдохнуть, духота в помещении или наоборот холод, много незнакомых людей, неприятные запахи, плохая слышимость/видимость, посторонний шум.

2. Факторы, повышающие эмоциональное состояние:

  • Поддержка куратора/эксперта/наставника/других пользователей
  • Возможность получить ответы на свои вопросы
  • Возможность высказать мнение и быть услышанным
  • Возможность отрефлексировать
  • Доступность информации (информацию получит легко и понятно). Сюда же относится использование уже привычных для пользователя инструментов, а не внедрения новых. Например, если вы проводите корпоративный “марафон” по управленческим навыкам, вы выбираете площадкой WhatsApp или Telegram, в который участники итак заходят по рабочим и личным делам каждый час, а не “затаскиваете” всех на корпоративный портал, в специальный раздел, потом заставляете логиниться, искать нужную тему и так далее.
  • Истории успеха
  • Очевидная связь обучения и его личного и профессионального успеха
  • Собственное желание учиться на программе, а не “неизбежная необходимость”
  • Успешный опыт упражнения/задания
  • Правильный ответ, который дает им эксперт/спикер на терзающих их вопрос
  • Оговоренные правила/принципы/регламенты/сроки/форматы программы или отдельной сессии/урока
  • Вовлекающие форматы, форматы взаимодействия с другими
  • Соревновательные механики (не для всех)
  • Харизматичность спикера
  • Для очных мероприятий: разного рода неожиданные эффекты (wow-эффекты), доступность и близость жизненно необходимого (вода, кофе, перекус, розетки, wifi, уборные), доступ к спикеру напрямую, организованное пространство для знакомства, хороший свет, звук и картинка, оптимальная температура помещения, удобные сидения/столы, отсутствие толпы в местах скопления (вход-выход, уборные, регистрация и пр.), наличие парковки и транспортная доступность.

----
Шаблон таблицы для создания корпоративной образовательной программы -
здесь.

<<< Создание пути пользователя ЧАСТЬ 2

Детализация содержания >>>