Найти тему
Марк Белградский

История санитарного кордона

Итак, больше года продолжается Специальная Военная Операция. Уверен, что опыт непосредственно боевых действий уже наработан внушительный, он будет позднее использоваться в новой военной теории 21 века, но кроме военного опыта усвоить следует и геополитический.

Давайте обсудим вопрос санитарного кордона, который так тщательно складывает по кирпичику мировая талассократия вокруг России. Что это за кордон, я надеюсь, пояснять не стоит, ибо мы прямо сейчас наблюдаем его в действии. Окружить Россию недружественными странам - мысль простая и понятная, она родилась в голове наших противников не вчера и не позавчера. Ещё Британская корона во времена гонки за влиянием на афганских правителей в 19 веке прекрасно понимала все преимущества, которые разбираемый вид внешней изоляции может принести, однако всё никак не удавалось создать тотальное окружение. То на Юге беда, и Иран не идёт на диалог, то Монголия поставляет товары на фронт советским солдатам, то вообще Варшавский договор возникает. А потом случилось то, от чего Россия оправляется до сих пор и оправляться будет ещё очень долго, то бишь 1991 год, что значительнейшим образом облегчило задачу изоляции России. По первому времени прилагать усилия по созданию санитарного кордона было "нерентабельно", так как у руля Ельцин, в стране разруха и анархия, потенциал никакой, словом, живая иллюстрация трудов Фукуямы о "Конце истории". Но с приходом нового тысячелетия стало вполне очевидно, что Россия сама по себе исчезать окончательно ещё не планирует, даже начинает питать смутные интересы к реинтеграции утраченных земель в сотруднические объединения. Создаётся ЕВРАЗЭС, про ОДКБ начинают постепенно вспоминать, Китай идёт в бурный рост и наращивает торговые связей с Россией, посему раскачивание приграничных территорий становится необходимостью.

Первым столкновением с начинающимся окружением стала Грузия 2008. Естественно, планы по превращению бывших побратимов РФ во врагов для нашего руководства секретом не были, каким не являлись никогда, в связи с чем, во имя недопуска превращения Грузии в филиал военных сил Североатлантического Альянса и в связи с рядом более конкретных национальных причин, проводится быстротечная военная операция, увенчавшаяся тактическим успехом и стратегическим провалом. Дабы не навлечь серьёзного военного вмешательства Запада в кавказский конфликт, войска не входят в Тбилиси и разворачиваются, добившись лишь отделения Южной Осетии и Абхазии от Грузии. Стратегически вопрос решён до коца не был, так как благонадёжного правительства в Грузии не случилось. Но тактическое преимущество было получено, грузинская сторона больше не решится вступить в прямое военное столкновение, а значит и общий уровень будущего напряжения уменьшается.

Важно отметить, что создание санитарного кордона, как показывает практика, процесс далеко не спокойный для используемых стран. Оранжевые революции, смены власти, утрата прежних экономических связей, всё это сложно назвать лёгкой прогулкой. Однако желающие поучаствовать всё равно находятся. Ещё до Грузии лояльная западной стороне власть была "завезена" в Прибалтику. С 2003 года Эстония, а годом позднее Литва и Латвия входят в Евросоюз, в том же году в НАТО.

Прибалтика стала гарантом напряжения на западном рубеже России, а также вполне очевидным плацдармом для дальнейших шагов, таким же плацдармом должна была стать Грузия, но Кавказская сторона санитарного кордона была разрушена в 2008 году, поэтому интерес западных игроков возвращается к Восточной Европе.

К началу 2010х годов Белоруссия видится более стабильным регионом, чем Украина. В то время как РФ и РБ объединены договором о Союзном Государстве с 1999 года, Украина уже давно настроена на получение стороннего финансирования за любые уступки. После первого майдана 2004 года, Украинская политика настроена далеко не на постсоветское взаимодействие. Всё решилось с приходом к власти Януковича: сторонник возврата к постсоветской интеграции без вмешательства извне мог превратить Украину во вторую Белоруссию, тогда санитарный кордон по линии Прибалтика-Польша-Украина уже не замкнулся бы никогда. Быстрые действия инвесторов, и революция готова, готова и "АнтиТеррористическая Операция" (АТО). Турчинов (временно исполняющий обязанности президента Украины в 2014 году, сразу после Майдана) отдаёт приказ, и войска идут подавлять несогласных в приграничных с РФ регионах, западный гештальт закрыт. Не удаётся только забрать Крым в зону своего влияния, который мог бы стать вишенкой на торте, но и без Крыма приобретение для Запада вполне перспективное.

Взор снова устремляется на Восток. Пока Россия ведётся на всякого рода дипломатическую бутафорию (из разряда договора Минск-1), раскачивается Армения. Сценарий Украины был усовершенствованным сценарием Грузии. Та же схема могла бы быть доведена до конца и в 2018 году, когда прогремела так называемая "Бархатная революция" во главе с Николо Пашиняном, но опять не вышло. На сей раз не Россия усмирила действия инвесторов революций, а Азербайджан. Азербайджан на Кавказе оказался крайне выгодным для России игроком, так как у него есть деньги. Те самые Бакинские нефтяные месторождения, к которым когда-то рвался Гитлер, позволяют Азербайджану поддерживать свои личные интересы в регионе. Постоянные прения вокруг Нагорного Карабаха и дружба Азербайджана с Турцией ставят Армению в крайне шаткое положение, из-за чего украинский сценарий не проходит. Страна не впадает в гражданскую войну, не теряет свою экономику, ибо этого себе позволить не может - с обеих сторон недружественные страны. Тогда же Кавказ окончательно перестаёт быть полноценной частью несостоявшегося санитарного кордона.

Армения 2018
Армения 2018

Постепенно становится вполне и вполне очевидно, что рано или поздно конфликт на Украине перейдёт в открытое военное противостояние с Россией, второй Минск, подписанный в 2015, не исполняется. Складывающаяся обстановка нетривиально намекает на то, что план санитарного кордона не приносит требуемых результатов, а значит от Кавказа пора отвернуться. Остаётся два варианта: первый состоит в том, чтобы усилить западную линию разлома и вовлечь Белоруссию в противостояние с Россией, тем самым перенести раздел сфер влияния с белорусско-польской границы на белорусско-российскую.

Президентские выборы 2020 годы стали вполне удачной "точкой входа", пускай лицо для воздвижения в лидеры протеста нашлось и несуразное. Громкие протесты, завершившиеся политической чисткой, бегством Тихановской в Литву и нормализацией обстановки.

Сдаваться никто не планировал, несмотря на череду неудач, поэтому с полным осознанием того, что часы тикают, в 2022 году попытка смены режима в Казахстане. Пожалуй, самая вялая. Быстрая реакция российской стороны и ряда членов ОДКБ вместе с ней достаточно быстро погасила острую фазу волнений. Последняя попытка перед новым этапом украинского конфликта успехом не увенчалась, и точка напряжения в наиболее неподходящем месте для России, к счастью, не возникла.

Казахстан 2022
Казахстан 2022

Важно понимать, что поводы для политических волнений бывают самые разные, а вот причины самостийными бывают редко. Особенно если речь идёт о странах, граничащих с противниками крупных геополитических игроков. В глобальной политике ничего никогда не происходит случайно и просто так, поэтому всяческие заявления вроде "Причина протестов в Белоруссии состоит в диктатуре и украденных выборах" сразу безоговорочно дискредитируют говорящего. Зачастую даже региональные, не говоря уже про национальные, события являются частью глобальных процессов, у которых есть свои бенефициары и задачи.

За долгие годы кропотливого труда над построением кордона у российских границ многое не получилось у инициаторов данной затеи. Тем не менее западная граница была успешно сформирована, с чем мы и столкнулись в феврале 2022 года, о чём подробнее поговорим в следующей статье.