Найти тему

Елабуга. «Чортово городище»

От Чертова городища через Серебряный век и Гражданскую войну к колокольням, пейзажам Шишкина и основоположнику рефлексологии.

Величественные развалины

Каменная башня на горе – свидетель и хранитель тайн многовековой истории Елабуги. Это и есть главный ориентир Елабужского городища, видный за километры.

Елабуга – древний город. Настолько древний, что разменяла тысячелетие. Для сравнения: Петербург в этом году празднует только 320-й юбилей. А Елабугу основали в 1007-м. По крайней мере, так принято считать.

Давайте на минуточку представим, что в те славные времена происходило в мире. Англичане все еще платили викингам «датские деньги», Генрих II Святой вел боевые действия во Фландрии, Болеслав Храбрый вновь покорил Эльбу, поляки опустошили Германию (до Магдебурга), на Востоке основан Кала-Бени-Хаммад, князь Владимир (тот, что крестил Русь) принял в Киеве будущего Святого Бонифация, который направлялся крестить печенегов.

А тут, на месте современной Елабуги поселились волжские булгары.

-2

Впрочем, первоначально городище было родовым убежищем одного из местных финно-угорских племен. Хитросплетения и взаимопроникновения культур наблюдались на этих землях даже тысячу лет назад. В восточной части городища находятся остатки скромной каменной крепости, возведенной в XI–XII веках булгарским феодалом, захватившим убежище. Но, просуществовав менее двух сотен лет, укрепление булгар по неизвестным нам причинам было покинуто.

-3

Как известно, в 1236 году Волжская Булгария была разбита татаро-монгольскими полчищами и вошла в состав Золотой Орды в качестве ее северного улуса. По факту это государство просто исчезло с лица земли.

Уже после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным, в середине XVI века пустующий городок заняли русские. В 1614 году на фундаментах былой крепости костромской монах Иона Зеленый основал мужской Троицкий монастырь, который просуществовал до 1764 года. В то же время у склонов холма образовался посад, именовавшийся Подмонастыркой.

Подмонастырка проиграла историческую конкуренцию соседнему селу Трехсвятское, которое в 1780 году по указу Екатерины II получило статус уездного города Вятской губернии и стало называться Елабугой. Но современная Елабуга разрослась и поглотила Подмонастырку.

В 1769 году Чертово городище посетил путешественник, адъюнкт Императорской академии наук, Николай Петрович Рычков. Вот как он описал увиденное.

«Близ пригородка Елабуги на верьху крутой горы находятся остатки древняго города. С южнозападной стороны подле самой подошвы горы сея течет река Кама, а с восточной стороны протекает река Тойма, впадающая в Каму. Хотя не видно тут никаких других зданий кроме каменной стены, сделанной из белаго дикаго камня; но сие самое тем большаго заслуживает внимания: ибо оная стена так порядочно построена, что ни самая древность не могла еще изтребить удивительнаго искусства древних сего места обитателей.
Она построена вдоль крутой и почти неприступной горы, и соответствует течению реки Тоймы. Длина еще и до ныне безвредно стоящей стены составляет тринадцать, а вышина оныя более двух сажен, и в разсуждении так малаго пространства находятся три круглыя и довольно пространныя башни, которыя выдались из стены на подобие полукружия. Из них на двух верхи не имеют никакого прикрытия, и видно, что изломаны, или разрушились от продолжительной древности так, что они уже равны со стоящею стеною: но одна из них гораздо возвышенна и покрыта досками на подобие обыкновенной башни. В округе ея находится шесть небольших окошек; а в нутри палата величиною и окружностию с ней равна. Из чего, кажется, можно заключить, что в сем месте были градския врата, которых довольной вышины отверстие и до днесь видно, хота оно и закладено внутрь сей стены недавно жившими монахами, и деревянное прикрытие сей возвышенной башни без сумнения сделано руками сих новых обитателей».

Последующая хронология существования городища свидетельствовала о его разрушении. (Цитата и хронология почерпнута нами из блога lost-fortresses.livejournal.com)

  • В 1834 году профессор Казанского университета Ф. И. Эрдман на «Чортовом городище» застал только одну башню, остальные части сооружения были разобраны местными жителями до фундаментов.
  • В 1844 году последняя крепостная башня рухнула, остался стоять только ее северный участок с арочным дверным проемом и окном над ним.
  • В 1855 году молодой елабужский художник Иван Иванович Шишкин сделал зарисовки руины и нарисовал план городища.

Так вот, что мы хотим сказать! Эти камни помнят Ивана Грозного, присоединившего к Московскому государству Казанское ханство. И Екатерину Великую. Это она в 1780 году сделала Елабугу уездным городом, который в XIX веке стал центром прикамского купечества.

Чертово городище как раз стоит на высоком берегу реки Тоймы, недалеко от ее слияния с Камой. Да, тысячу лет назад здесь был опорный пункт булгар в восточном Прикамье. Да, до наших дней от исторических сооружений практически ничего не сохранилось.

-6
-7

Сохранились каменная башня Х–XIV веков и руины крепости-мечети. Башня разрушилась еще в 1844 году, но ее искусно отреставрировали в 1867-м на старом фундаменте и покрыли железом по распоряжению торговца Ивана Васильевича Шишкина, отца художника и тогдашнего городского головы. Крылатая фраза из известной комедии про «часовню, которая еще в XIII веке…» уместна.

-8
-9

А еще на этом месте стоит памятник основателю города – эмиру Ибрагиму I бен Мухаммаду. Эмир правил Волжской Булгарией с 1006 по 1026 год. Его называли Ибрагимом-Градостроителем, ведь именно во время его правления сформировалось здешнее поселение. История удивительно перекликается. Почему-то вспомнилась еще одна конная статуя – Давида Строителя – возвышающаяся над Курой в Тбилиси. Точно так же величественная 17-метровая конная статуя в Елабуге возвышается на огромном валуне. Правитель в доспехах указывает рукой в сторону города.

Деревянные укрепления, конечно, бутафория, как и змей-оракул. А территория аккуратна: тут разбит целый ландшафтный парк со скамейками, парковкой, «эмжо» в виде крепости, стилизованным рестораном, дорожками, смотровыми площадками.

С легкой руки региональных историков Елабужское городище превратилось в «остатки крепости-мечети, построенной не позднее XII столетия, у которой выступающий угол направлен точно в сторону Мекки». Но помня историю Софийского собора в Византии-Константинополе-Стамбуле, не удивимся, если в башне в разное время был и христианский храм, и мечеть. Кстати, в современном Татарстане нет и намека на религиозные распри. Но мы несколько раз становились участниками целых интеллектуальных диспутов о разнице и схожести религий за столиками кафе в Казани. Мирно и о-оо-ооочень интересно!

Впрочем, некоторые специалисты готовы поспорить и с тысячелетним возрастом города, они утверждают, что город Елабуга – порождение эпохи Ивана Грозного, и что семь первых сотен ему приписали исключительно для «поднятия национального духа», вписав Волжскую Булгарию в предшественники современного Татарстана. Они говорят: почему бы археологам не прокопать еще глубже на пару-тройку культурных слоев, закрепив датой основания крепости и города, например, Ананьевскую культуру VIII-VI в до н.э., ведь и ее следов здесь также в изобилии.

Не будем обсуждать политические решения, этот блог про путешествия. В любом случае, нам видится благом то, что в рамках проведения тысячелетнего юбилея в 2007 году из госбюджета были выделены средства на подобающее «миллениуму» благоустройство города и восстановление исторических и религиозных святынь. Говорят, до тысячелетнего юбилея городище сохранялось лишь фрагментарно. Раньше на городище вела грунтовая дорога, а теперь – полноценная улица мимо пятиэтажек и коттеджей. Валы стали видны невооруженным взглядом, и по ним можно гулять.

И помнить. На территории современной России, увы, не осталось памятников архитектуры Золотой Орды. Но к ней тяготеет архитектура Волжской Булгарии, от которой уцелело лишь одно – крепостная башня в Елабуге на Чертовом городище.

-12

«Чортово городище» – настоящее место паломничества, как для туристов, так и для местных. Но вот, что следует принять во внимание, если поедете сюда осенью в период дождей: трава и дорожки очень скользкие. Очень! Грязищи намесите! Берите запасную обувь.

Оно находится в черте города, поэтому добраться можно либо на автобусе № 1 до конечной остановки, либо на автомобиле: подъезжайте со стороны проспекта Нефтяников, чтобы не подниматься на гору пешком. Вход на городище бесплатный.

Так «Чортово городище» или Чёртово городище?

Оно так и называется – Чортово, с буквой «О». В «Списке исторических памятников, подлежащих охране» (Приложение к Постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года) в разделе «Елабужский район» так и указано – Чортово. Несмотря на то, что языковая реформа 1956 года окончательно установила правописание слова «Чёрт» через «Ё».

-13

Дело в том, что в дореволюционное время это слово можно было писать и через «Ё», и через «О». В словарях «Чорт» появляется только с середины XVIII века. Например, в словаре Владимира Даля встречаются обе формы написания: «Чорть» / «чёртъ». Известны и дореволюционные открытки с видом башни елабужского городища, где встречается написание «ЧОртово гороДбище» (именно «гороДбище», что равнозначно слову «городище») и «Чёртово городище».

Сейчас на городище установлены два информационных стенда. На первом слово «ЧОртово» написано по всем правилам прежней орфографии и взято в кавычки, на втором – использовано современное и привычное нам написание «Чертово».

Употребление буквы «О» в слове «Чортово» отражает историческое название, зафиксированное в Государственном реестре объектов культурного наследия, эта буква тут ради сохранения орфографических особенностей наименования. Вот так-то!

Для справки: в русских летописях времен Ивана Грозного урочище упоминается как «бесовское городище». В документах первой половины XVII века Елабужское городище носит название «Каменного городища, что на Елабуге».

Откуда же пошло само чертовское определение места – доподлинно неизвестно, но гиды обычно связывают его с легендами. По одной из них, на месте городища раньше стоял языческий храм, в котором змей-оракул – или черт – предсказывал будущее, а платой за пророчества были человеческие жертвы.

Еще одна легенда гласит, что в далекие времена черту очень приглянулась дочь местного священника и он пришел к батюшке, чтобы попросить ее руки. Как ни странно, священник согласился выдать кровинушку за бесовского персонажа, но выдвинул условие: за одну ночь тот должен был воздвигнуть на берегу реки Тоймы храм. Женишок активно принялся за дело и даже выполнил большую часть работ: здание было полностью готово, оставалось только водрузить на купол крест. Лукавый за крест схватился в тот момент, когда пропел первый петух и забрезжил рассвет, и здание благополучно рухнуло, разметав по округе гигантские камни. А на месте церкви осталось только небольшая башенка, та самая, которую нынче из последних сил охраняет государство.

В настоящее время Чертовым городищем называют лишь эту сохранившуюся башню, а в древности так называли всю территорию. Что интересно, в народных легендах башня-мечеть все-таки превратилась в православный храм.

Виды Елабуги, которые впечатляли самого Шишкина

С городища прекрасно просматривается исторический центр Елабуги. Шишкинские пруды, улица Набережная и Спасский собор. Центр Елабуги сохранил свою патриархальную малоэтажность. Основные архитектурные доминанты, как и сотню лет назад – церковные колокольни.

-14
Вид на Чертово городище из города
Вид на Чертово городище из города

Как ни крути, но что финно-угры, что булгары, что славяне (Протороссияне!) умели выбирать места под строительство городских укреплений. Кроме естественной защиты от неприятеля, высокий берег ежедневно одаривал их потрясающими видами. Это наш отечественный ответ старым европейским городкам с их кривыми улочками, кучными домиками позднего Средневековья, до сих пор использующимися по назначению, с отсутствием вкраплений XX-XXI веков и крышами, крышами, крышами.

У нас – простор, сочетание рукотворного и нерукотворного, взгляд с колоколен и улочек перекидывается на реки и лес.

Да, в Европе сохранность исторической застройки в разы, если не в десятки раз выше, чем в России. В каждой отдельно взятой европейской стране исторических центров уровня Великого Устюга, Томска или Елабуги будет больше. Но не потому, что они лучше сохраняют. А потому, что в огромной уездной России из камня до конца XVIII века строились только лучшие здания, «рядовые» были из дерева. И они горели. При желании расспросите в краеведческом музее Елабуги, сколько раз горел город, сколько раз его заново отстраивали!

Оставайтесь с нами! В следующий раз расскажем про Елабугу заповедную, пройдемся по ее улочкам, заглянем в дома-музеи пейзажиста Шишкина, кавалерист-девицы Дуровой, основоположника рефлексологии Бехтерева и в дом, в котором провела свои последние дни жизни Марина Цветаева.

Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц