20 век очень богат различными изобретениями. В том числе и в области машиностроения. История возникновения автоматической коробки передач имеет целое переплетение различных историй, а ее создание присваивается сразу нескольким людям.
Начнем по порядку.
1903 год. Дело происходит на одной из “родин” коробки-автомат – в Германии. Появилась она благодаря судостроению. Именно в 1903 году немецкий профессор Феттингер разработал гидродинамическую передачу. Первая полноценная реализация этой разработки произошла только в 1935 году и осуществила ее компания General Motors.
1904 год. Братья Стартевенты тоже были одни из первых, кто изобрел автоматическую коробку передач. По факту это была усовершенствованная механика с двумя ступенями, переключение которых осуществлялось автоматически. Правда, творение братьев не вошло в массовое использование.
Начало 20 века. Активно занималась разработками автоматической коробки и компания Ford. Велось тестирование на уже запущенной «в люди» модели «Model-T».
1930-е годы. Не отставала и компания Chrysler. Первые их разработки появились в 30-е годы прошлого века, правда, массовое распространение произошло намного позже.
1935 год и первый патент. Изобретатель Азатур Сарафян, взявший себе псевдоним Оскар Бэнкер, один из первых объединил коробку и гидротрансформатор. Именно он запатентовал в 1935 году автоматическую коробку передач. Правда, для получения патента Оскару пришлось на протяжении 7 лет отстаивать это право в борьбе с другими изобретателями.
1928 год. Первым в мире транспортным средством, оснащенным полноценным «автоматом», был автобус шведского производства Лисхольм-Смит. Это был штучный экземпляр и серийного производства тогда не случилось.
1940 год. Считается, что первую в мире полностью автоматическую коробку создала американская фирма General Motors. Их разработка была доступна на автомобиле Oldsmobile Custom 8 Cruiser, который стал серийным. Впоследствии их автоматические коробки появились на машинах Cadillac и Pontiac.
1956 год. General Motors представили миру уже усовершенствованную версию коробки. У новинки также появился режим парковки.
СССР
Первые изобретения пришлись на 20-е и 30-е годы прошлого века. Например, в 1929 году А.П. Кудрявцевым была представлена первая отечественная гидромуфта.
50-е годы стали богатыми на события. Появился серийный автомобиль ГАЗ М-21 с трехступенчатой автоматической коробкой передач, мелкосерийный номенклатурный автомобиль для высоких чиновников ГАЗ-13 Чайка, «автомат» также был поставлен на ЗИЛ-111. В 1963 году был представлен автобус ЛиАЗ-677 с автоматической трансмиссией.
Недаром говорят, что лень - двигатель прогресса. Стремление человека к комфорту, в том числе и при вождении автомобиля, породило целый ряд вещей, которые сейчас значительно упрощают жизнь. И одна из них – коробка-автомат.