На написание статьи меня натолкнул крик души мамы, чья дочь выбросилась из окна.
Подобные самоубийства подростков не редкость, но в этом случае у нас с вами есть возможность посмотреть на то, что происходило в семье (я буду приводить и выделять курсивом цитаты из указанной статьи).
Многие думают, что только неблагополучный подросток из дисфункциональной семьи может расстаться с жизнью. Этот случай опровергает такую теорию.
«Дамы из опеки сказали: «Ну, как обычно. Тихая, из благополучной семьи». «Как обычно», понимаете? Для них, для тех, кто имеет с этим дело постоянно, это не был шок и форс-мажор».
У меня нет желания «потоптаться на костях», как-то задеть или причинить боль пострадавшей женщине. Задача – обратить внимание взрослых, что малейшее невнимание к подростку может обернуться бедой и постараться предотвратить подобные трагедии.
Кратко о психофизиологии детей и подростков
А. Есть теория, что склонность к суициду может сформироваться в младенческом возрасте от 3-х до 6-ти месяцев от рождения. На это влияет пара факторов:
- Вовремя неудовлетворенная потребность. Это может быть единственный случай, когда мамы не оказалось рядом. Мама может даже об этом не узнать. Например, уложила ребенка спать и ушла по каким-то делам. А он проснулся. Никогда не просыпался, а тут проснулся. Позвал маму, она не пришла. Он заплакал. Мать не приходит. Он кричит так долго, сколько у него хватает сил. Но помощь не приходит. Он засыпает обессиленный. Мама пришла – малыш спит. Всё нормально. Но у младенца сформировалось ощущение парализующей беспомощности. Нет, это не мысли или решения – это телесное ощущение, что помощь никогда не придёт. Даже если мама любящая, заботливая, внимательная как в описываемом случае.
- Отсутствие границ у младенца даёт ему ощущение, что он и есть весь мир/вселенная. Как следствие, он считает, что если ему плохо, то весь мир плохой, что плохо абсолютно ВСЁ! По мере развития психики должен развиваться навык локализации проблемы. Мамы в норме помогают: «Не всё плохо, просто ты голоден. Нет, не всё плохо, это ты мокрый». К сожалению, этот принцип генерализации боли часто наблюдаю у взрослых людей: муж изменил, с работы уволили, заболел – мир рухнул.
Б. 7 особенностей подросткового возраста
- Замедленная миелинизация. Рост нервной системы не успевает за созданием миелиновых оболочек для нервных волокон. Подростки становятся очень чувствительными, они буквально живут на оголенных нервах и поэтому любое слово или взгляд могут запустить неуправляемую эмоциональную реакцию.
- У подростков хуже работают лобные доли, которые отвечают за безопасность, поэтому тинейджеры часто идут на необоснованный риск.
- Подростки крайне категоричны в суждениях. Они делят всё на белое и чёрное, не видя полутонов. Многие склонны в любой ситуации видеть. «Подросток в эмоциях способен себя обвинить, приговорить и наказать почти мгновенно».
- Эмоции на пределе, нужна поддержка близких, но тут вызревает критическое мышление и ребёнок понимает, что мама с папой не боги, а обычные люди с явными недостатками и проблемами. Происходит деидеализация родителей.
- Свято место пусто не бывает – подросток на место родителей ставит новые идеалы, выбирая в качестве объектов для подражания певцов, актеров, блогеров, вплоть до уголовника дяди Васю со двора. Именно идеалы – подростки наделяют своих кумиров всеми положительными характеристиками, не видя отрицательных качеств.
- Поиск себя, своей самоидентичности. Это период отстранения от родителей и потребность найти «свою стаю». Но вместо поиска ответа на вопрос «Кто я?» ребята задаются вопросом «Какой я?». Вырастает новая проблема:
- Кризис самооценки. Кроме подростковых проблем с внешностью и непринятием своего тела, часто формируется установка: я такой каков мой результат. Получил двойку? – Плохой! Получил пятерку? – Хороший.
В. Проблема вне возраста:
Знать, понимать и осознавать в ощущениях, переживая на практике – три различных состояния. Подросток может знать, что самоубийство плохо и родители будут переживать. Он может понимать, что причиняет вред. Но он не может осознать в ощущениях насколько катастрофично какое-либо действие будет на практике, пока не переживёт это. Но при удачной попытке суицида уже не сможет осознать….
Кажется, какие могут быть проблемы в хорошей семье, где были правила «4 обнимашки в день», общий дневник и отсутствие конфликтов.
6 причин, почему план «Б» Милы Новиченковой не сработал
1. Самая главная: Нет навыка распознавать и выражать эмоции социально-приемлемым способом. А это невероятно важно. Умение не просто развивает эмоциональный интеллект, а является маркером развития здоровой психики. «Единственное, чего мы не делали, — не учились правильно выражать свои эмоции. Причем именно не учились вдвоём. Раньше я понятия об этом не имела. На мои эмоции в детстве никто внимания не обращал. Я никогда не задумывалась о такой вещи, как эмоциональная безопасность. А ведь эмоции влияют на нашу жизнь больше, чем мы можем себе представить. Они могут в одну секунду пустить под откос всё, что было сделано правильно».
Если нет навыка работы с эмоциями и грамотного реагирования на стресс, негативная реакция на ситуацию уходит другим маршрутом:
- В болезнь.
- В депрессию. У подростков бывает скрытая «улыбающаяся» депрессия. «Подарки всегда были проблемой, девочка говорила: «Ничего не хочу»».
- В неосознаваемое поведение и речь (в данном случае суицид).
2. Не выявлены и не устранены причины аутоагрессии. «Я замечала пару раз, как дочка себя в гневе била кулаком».
3. Отсутствие личной, закрытой от других, территории. Наоборот, они вели ОБЩИЙ, открытый дневник. «Писали вдвоём: одну страницу она, одну я. Она читала моё, а я — её».
4. Путаница в социальных ролях. Такой дневник хорошо вести с подружкой. Но мама – не подруга! «В книжке тестов был ещё один вопрос, на который она ответила «да»: «Тебе не с кем поделиться своими мыслями?» То, что я сейчас очень хорошо понимаю: подростку очень нужен взрослый друг, кто-то кроме родителей».
5. Потребность быть хорошей. Любому ребёнку важны близкие отношения с мамой. В этой семье – они на редкость близкие, доверительные и тёплые. Почему же они не спасли от трагедии?
- Ответственность не по возрасту и за других. «Она была очень ответственная». Мы уже говорили выше, что в этой семье были проблемы с личными границами (общий дневник) и перепутаны роли (то ли подруга, то ли сестра, то ли дракон, защищающий от проблем). Как следствие, ребёнок взял на себя ответственность за чувства мамы: «Она была очень добрая, старалась не добавлять мне забот». «Дети часто не делятся не от отсутствия доверия, а потому что любят и не хотят доставлять мамам проблем».
- Падение самооценки. При этом сложилась ситуация, когда девочка «создала» маме проблемы: сломанные гаджеты, двойка по геометрии. Самооценка улетела под плинтус… Электронное письмо заканчивалось фразой: «Прости меня, мама, я плохая дочь».
6. Пропущены 3 признака надвигающейся беды:
- «Она не спит и кидает об стенку такую мягкую игрушку»…
- «Она ещё долго ворочалась в кровати. А утром рано убежала, но как-то поспешно — было видно, что нервничала».
- «Последняя запись, в предпоследний вечер, о том, что слишком много контрольных, заканчивается фразой: «В общем, страшная неделя»».
Как видите, все причины не очевидны даже для профессионалов. Никто не застрахован от трагедии. Не только детям, но и взрослым нужна своевременная поддержка. Мила Новиченкова достойно переживает трагедию и создала телеграм-канал поддержки «Открытое сердце».
Берегите своих детей! С того света никто не возвращается.