Легендарное военное учебное заведение чтит и приумножает славные традиции, заложенные ещё в дореволюционной России.
Военный институт физической культуры – единственное и старейшее в России военное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов в области физической культуры, служебно-прикладной физической подготовки и спорта для Министерства обороны Российской Федерации и других силовых структур страны, а также армий зарубежных государств. Начало своей истории институт отсчитывает с 17 мая 1909 года, когда высочайшим повелением Его Императорского Величества Николая II был подписан Указ о создании Главной гимнастическо-фехтовальной школы. Об особенностях образовательного процесса, об истории и сегодняшнем дне прославленного военного учебного заведения нашему корреспонденту рассказывает его начальник – генерал-майор Олег БОЦМАН.
– Олег Станиславович, расскажите о том, как зарождался институт, которому в следующем году исполнится 115 лет.
– Как известно, всё начиналось с Главной гимнастическо-фехтовальной школы, сформированной в Петербурге и подчинявшейся главнокомандующему войсками гвардии и Петербургского военного округа. 1 октября 1909 года начались плановые занятия со слушателями. В переменный состав ежегодно из всех видов и родов войск командировались обер-офицеры (всего 100 человек) преимущественно из состава рот (эскадронов) и батарей. Тем самым впервые на высочайшем государственном уровне была признана необходимость системной и фундаментальной подготовки офицеров – специалистов физической подготовки для войск, а также актуальность создания единого научного и методического центра олимпийского и спортивного движения России.
Одним из идеологов создания Школы стал генерал Алексей Дмитриевич Бутовский, близкий соратник и друг Пьера де Кубертена, основателя современного олимпийского движения.
Символично, что дата создания школы предшествует созданию Олимпийского комитета России.
Особая важность даты создания Главной гимнастическо-фехтовальной школы в истории физической культуры и спорта России и наших Вооружённых Сил и итоги проведённой масштабной военно-исторической работы сотрудников института предопределили установление в 2022 году годового праздника нашего вуза –17 мая.
– Каким было становление школы?
– Первый выпуск офицеров Главной гимнастическо-фехтовальной школы в 1910 году состоялся при инспектировании императора Николая II, об этом свидетельствует сохранившаяся видеохроника.
С первых дней существования школы её командованием, преподавателями и слушателями было много сделано для развития, популяризации физической культуры, спорта и олимпийского движения в России. В числе преподавателей школы были сильнейшие спортсмены России члены первой олимпийской сборной: П.А. Заковорот, К.К. Ватеркампф, М.Е. Раевский, Г.В. Вихра, К.Э. Эймелеус, Т.И. Климов и другие.
С 1912 года Главная гимнастическо-фехтовальная школа была подчинена непосредственно военному министру и сыграла важную роль в развитии олимпийского движения России. Слушатели и преподаватели школы составили основу сборной страны на первых официальных для России Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме, где спортивную делегацию возглавлял начальник школы полковник А.П. Мордовин, а первым знаменосцем был преподаватель школы поручик М.Е. Раевский.
В 1914 году был разработан проект преобразования Главной гимнастическо-фехтовальной школы в спортивный институт, но начавшаяся Первая мировая война помешала этим планам.
С началом войны большинство офицеров постоянного состава, в том числе и начальник школы А.П. Мордовин, были откомандированы в части действующей армии.
Вся деятельность школы в период Первой мировой войны подчинялась обучению личного состава армии и подготовке инструкторов по гимнастике, штыковому бою, фехтованию холодным оружием, полевой гимнастике (преодолению препятствий), ускоренному передвижению (ходьба и бег), а также допризывной подготовке мобилизованных.
– Как функционировала школа в первые годы после революции?
– В этот непростой период учебное заведение неоднократно меняло свои наименования и места дислокации – в Петрограде и Москве, но неизменным оставался принцип обучения и воспитания профессионалов своего дела, истинных патриотов Отечества.
Годы Гражданской войны открыли боевую летопись школы. Весной 1919 года обстановка в Петрограде стала чрезвычайно сложной. Белофинны и части белогвардейцев перешли в наступление и создали реальную угрозу для города. От Советской военной главной гимнастическо-фехтовальной школы для защиты Петрограда был выделен отряд курсантов в количестве 70 человек во главе с А.П. Автуховым.
После ускоренной подготовки 2 мая 1919 года курсантский отряд был направлен на Карельский участок Олонецкого фронта. Защищая Петроград, смертью храбрых пали 7 курсантов, а 14 человек получили ранения.
Весной 1921 года учебное заведение получило свою первую боевую награду – Почётное революционное Красное знамя ВЦИК. Основанием награждения явилось исключительное мужество и храбрость, проявленные 17 марта 1921 года при овладении крепостью и Кронштадтом, во время штурма фортов № 2, 3, 4, 5 и 6. Сегодня знамя хранится в Музее боевой и спортивной славы института.
В 1932 году Краснознамённые курсы усовершенствования по физическому образованию комсостава РККА имени В.И. Ленина (как тогда называлось учебное заведение) были переведены в Москву и реорганизованы в Краснознамённый военный факультет имени В.И. Ленина Государственного центрального института физической культуры.
С первых дней существования Главной гимнастическо-фехтовальной школы её командованием, преподавателями и слушателями было много сделано для развития, популяризации физической культуры, спорта и олимпийского движения в России
– Годы Великой Отечественной войны – особая веха в истории института…
– Уже с первых дней войны была перестроена на военный лад и жизнь Краснознамённого военного факультета. Многие преподаватели и слушатели находились в действующей армии. Срок обучения на основном отделении был сокращён с четырёх лет до одного года, дополнительно были открыты трёхмесячные и месячные курсы. Наряду со специалистами по физической подготовке факультет готовил командиров боевых подразделений: лыжных, стрелковых, пулемётных, разведывательных, десантных, истребителей танков.
С осени 1943 года обучение на основном курсе факультета увеличено до двух лет. Выпускники, преподаватели факультета с доблестью сражались на фронтах войны. Подвиги девяти из них отмечены почётным званием Героя Советского Союза – это Дмитрий Александрович Балаханов, Лев Власович Кудаковский, Николай Вениаминович Копылов, Вениамин Борисович Миронов, Николай Степанович Угрюмов, Борис Евгеньевич Коваленко, Франц Иосифович Перхорович, Алексей Сергеевич Желтов и Степан Аверьянович Савушкин.
В 1943 году в ознаменование героизма выпускников при защите Отечества, а также вклада в подготовку пополнения для воюющей армии факультет был награждён орденом Красного Знамени.
– Как развивалось учебное заведение в послевоенное время?
– Приказом министра Вооружённых Сил Союза ССР от 11 июля 1946 года Краснознамённый военный факультет имени В.И. Ленина Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры реорганизуется в Краснознамённый военный институт физической культуры и спорта имени В.И. Ленина с дислокацией в Ленинграде. Местом дислокации были выбраны здания казарм лейб-гвардии Московского полка на Выборгской стороне, где он располагается и в настоящее время.
В 1940–1950-е годы сборные команды и спортсмены института становились чемпионами и рекордсменами СССР, входили в сборные команды страны. С этого времени начинается летопись олимпийских побед выпускников института. На сегодняшний день она включает 56 имён.
В 1960-м на базе института был создан Краснознамённый военный факультет физической культуры и спорта при Ленинградском институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. В 1974 году в связи с возросшими потребностями войск в специалистах по физической подготовке и спорту Военный дважды Краснознамённый факультет снова был преобразован в самостоятельное военное учебное заведение – Военный дважды Краснознамённый институт физической культуры.
Особое место в деятельности преподавательского состава института занимали организация и проведение массовых спортивных мероприятий. С 1974 по 1991 год практически все преподаватели и адъюнкты задействовались в подготовке и проведении спортивных праздников в институте и спортивно-художественных выступлений в Ленинграде, спортивно-театрализованных представлений, посвящённых открытию и закрытию XXII Олимпийских игр в Москве (1980), Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1985), Игр доброй воли (1986) и других. Институт активно взаимодействовал и на международной арене, став ведущей учебно-научной организацией Спортивного комитета дружественных армий (СКДА).
– Опыт, приобретённый за десятилетия участия в деятельности СКДА, наверняка пригодился уже на современном этапе развития вуза?
– Несмотря на сложные годы преобразований в стране и реформирования Вооружённых Сил, международная работа института продолжилась уже по линии Международного совета военного спорта (CISM). Благодаря многолетним научным и спортивным контактам об институте знают практически во всех странах мира.
Свидетельством международного авторитета и признания заслуг вуза в военно-физкультурном образовании стало то, что с 1990-х годов он был базой проведения десятков соревнований европейского, национального и всеармейского масштаба по отдельным видам спорта и организационно участвовал в нескольких чемпионатах мира среди военных спортсменов, в Играх доброй воли 1994 года, Спартакиадах дружественных армий государств – участников СНГ, этапах Кубка мира по лыжным гонкам, Всемирных военных и кадетских играх.
29 июля 2022 года Международным советом военного спорта Военный институт физической культуры за выдающуюся работу в области спорта награждён орденом «Двойная Золотая Звезда».
29 июля 2022 года Международным советом военного спорта Военный институт физической культуры за выдающуюся работу в области спорта награждён орденом «Двойная Золотая Звезда»
– Олег Станиславович, в чём заключаются особенности образовательного процесса в учебном заведении?
Успешное выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед Вооружёнными Силами Российской Федерации в современном мире, в значительной степени зависит от качества профессиональной подготовленности военных специалистов.
В институте на сегодняшний день реализуются образовательные программы не только высшего образования – это специалитет и подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре, но и среднего профессионального образования, а также среднего общего образования, которое организовано в институте на базе созданного в 2015 году кадетского корпуса (спортивной школы) для юношей 10-х и 11-х классов. Таким образом, вместе с программами дополнительного образования в институте реализуются практически все существующие уровни образования, что позволяет качественно решать задачи по подготовке специалистов в области физической культуры, физической подготовки и спорта.
Главная специфика образовательного процесса института состоит в том, что он сочетает подготовку военного специалиста с выстроенным тренировочным процессом по реализации программ спортивной подготовки, а также выполнение требований для присвоения категорий спортивного судьи. Это влечёт за собой постоянную интенсивность образовательного процесса, организацию большого количества практических и учебно-тренировочных занятий.
– Вносятся ли изменения в образовательные программы в связи с проведением специальной военной операции?
– Внесение изменений в основные образовательные программы в институте производится постоянно. Это связано с развитием науки, техники, изменениями в законодательстве и, конечно же, изучением и внедрением опыта применения войск, в том числе и в ходе спецоперации.
Так, при проведении летних и зимних полевых выходов проводятся комплексные занятия в полевых условиях по выполнению программ практических и военно-специальных дисциплин, обучению организации боя на различной местности, выполнению задач по привитию навыков в организации жизни и быта в полевых условиях, решению учебно-боевых задач в различных погодных условиях, формированию навыков в действиях на поле боя в различных условиях обстановки с оружием, управления подразделением в бою, формированию навыков рукопашного боя, преодоления препятствий, военно-прикладного плавания, горной подготовки и выживания в различных условиях, управления квадроциклом и снегоходом.
При совершении маршей в учебный центр института совершенствуются навыки в передвижении в пешем порядке и на лыжах на длительные расстояния с отработкой тактических вводных, ориентированием на местности, преодолением водных преград, элементами горной подготовки. Изучение вопросов применения и использования беспилотных летательных аппаратов тоже не остаётся в стороне.
Замечу, что многие наши выпускники принимают непосредственное участие в боевых действиях в зоне проведения специальной военной операции. Ряд из них за проявленные мужество и героизм награждены государственными и ведомственными наградами, в том числе и наши первые выпускники из числа воспитанников кадетского корпуса (спортивной школы).
– Как проходила профессионально-ориентационная работа с потенциальными абитуриентами в нынешнем учебном году?
– Такая работа проводилась в 58 субъектах Российской Федерации, 111 спортивных школах, училищах олимпийского резерва, школах высшего спортивного мастерства и патриотических клубах, в 61 воинской части и 109 средних общеобразовательных школах. Акцент делался на талантливых и уже подготовленных молодых людях, имеющих успехи в спорте, обладающих спортивными разрядами и званиями. В этой работе участвовали как наши курсанты во время зимнего каникулярного отпуска, так и офицеры, а также наши выпускники, которые служат на должностях помощников командиров по физической подготовке.
Организовано проведение агитации во всех довузовских образовательных организациях Мин-
обороны России. Всего к участию в агитационных мероприятиях было привлечено более пяти тысяч человек из числа целевого контингента, из них более сотни уже выразили своё желание о поступлении в институт. Благодаря такой кропотливой работе конкурс на поступление в институт традиционно держится на высоком уровне, обеспечивая набор мотивированных абитуриентов, настроенных овладевать интересной специальностью и проявлять себя настоящими патриотами Отечества. Подчеркну, что традиционно большая часть выпускников кадетского корпуса (спортивной школы) продолжает свой путь, становясь курсантами первого курса нашего вуза.
Сегодняшнее поколение молодёжи Военный институт физической культуры привлекает прежде всего большим багажом знаний и наличием высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. Институт позволяет молодым людям соединить увлечение спортом и стремление к военной службе. С окончанием личной спортивной карьеры наши выпускники по-прежнему чувствуют себя востребованными. Также будущие абитуриенты заинтересованы в том, что будут иметь возможность продолжить заниматься своим избранным видом спорта и принимать участие в соревнованиях различного уровня. Но, помимо спортивных достижений, курсанты нашего института могут заниматься и другими видами деятельности, например принимать участие в различных олимпиадах, творческих коллективах, освоить для себя что-то новое, что даже не могли себе представить, например иностранные языки.
– В следующем году институту исполнится 115 лет. Подготовка к юбилею уже началась?
– Да, причём заблаговременно. За последнее время по инициативе личного состава, выпускников и ветеранов института восстановлена полковая церковь Святого Михаила Архангела лейб-гвардии Литовского полка (с 1862-го лейб-гвардии Московского полка), в честь доблестных воинов, положивших свою жизнь за Веру, Царя и Отечество; в память о Главной гимнастической фехтовальной школе восстановлен памятный знак, которым награждаются выпускники института; возле церкви Святого Михаила Архангела устроена Аллея Славы и установлен памятник слушателям и курсантам ВИФК в память о погибших и раненых в годы Великой Отечественной войны и локальных вооружённых конфликтах; на Аллее Олимпийской славы института на нас смотрят портреты 56 олимпийских чемпионов, выполненные мастерами Студии имени М.Б. Грекова; наконец, 17 мая нынешнего года на Аллее Славы будут открыты бюсты Героев Советского Союза из числа выпускников института.
Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда»
Фото ВИФК
Санкт-Петербург