Найти тему
KALININA

Empire, not Ampire

*визг счастья*

К: Что там у тебя случилось?

Я: Ну как тебе сказать, мужик, который закончил Оксфорд, умеет красиво троллить власть в своих треках и признан у нас иноагентом, напялил на себя черное, надел цепи, взял трость и играет злодея. К тому же еще и вампира.

*Визг счастья продолжается*

Но на самом деле эйфория от давно ожидаемого фильма оказалась недолгой. Прежде всего, из-за слабого сценария и прочих привычных русскому кинематографу косяков. Пытаюсь сейчас передать свои впечатления, но есть полное ощущение, что получается сумбурно.

Не так давно в интернет все-таки выпустили экранизацию книги Виктора Пелевина "Empire V", которую у нас, не придумав ничего лучше, обозвали "Ампир V", во многом потеряв смысл оригинального названия - ключевым словом в замысле Пелевина все-таки является империя, а не вампиры. Выхода этой картины многие ценители современной литературы (и современной музыки) ждали очень долго. На отсрочку выхода фильма повлияли многие факторы: внешнеполитические события, тонкий (но прямой) выпад в сторону власти и выставление её в отрицательном свете, идея мировой пирамиды, пара шуточек про лгбт (хотя, казалось бы, толерантность постепенно вливается в российское кино) и один из актеров, признанный иноагентом, а еще..... местами откровенная чушь. Интересный букет, не находите? Вот и мне стало интересно....

-2

Да, далеко не из-за любви к творчеству Пелевина я потянулась летом за этой книгой. Посмотрела трейлер, подумала, что будет красиво и мощно (спойлер: нет). Описать его творчество можно одним словом - душно. Настолько душно, что, блин, откройте кто-нибудь, пожалуйста, форточку. Нет, на самом деле автор довольно интересно рассуждает о роли денег в жизни людей, о гламуре и дискурсе (которые, я так понимаю, опираются на какие-то определенные теории в маркетинге). Можно отследить интересные отсылки к социологическим и философским теориям прошлого века, но местами воспринимать его творчество очень тяжело, потому что автор видит только негатив (серьезно, с Пелевиным, как с Достоевским - если читать все книги подряд, не переключаясь на других авторов, можно впасть в депрессию) В фильме этих длинных философских рассуждений нет, в основном это хорошо, но кое-где смысл уплывает.

Это довольно интересная задумка - обыграть идею управления миром узкой группой людей через вампиров и представить это, как "империю" внутри привычного нам мира. И тут надо сразу сказать о тенденции, которую я стала замечать в последнее время в кино и сериалах с подобной тематикой. Нельзя сказать, что до 2021 года у нас кино о вампирах снимали, но три больших премьеры - Вампиры средней полосы, Пищеблок и Ампир прекрасно отражают переход от устоявшихся представлений о вампирах к чему-то новому. По крайней мере, солнца они уже не боятся и в гробах не спят. Интересный прием был в Пищеблоке, где вампиры использовали для поглощения крови не клыки, а язык, аналогичным образом получилось и здесь. Тут тоже используют язык, а не клыки, и употребление крови- вопрос не насыщения, а скорее употребление ради наслаждения и получения информации. Хотя, Брэм Стокер, наверное, от таких нововведений вертится в гробу со страшной силой.

Жаль, конечно, что фильм не выпустили на большие экраны с полноценной кинопремьерой - визуально он очень красивый, и если уж сценарий подкачал, то можно было наслаждаться видеорядом. Ампир действительно больше красивый, чем интересный и завораживающий.

Павел Табаков в начале фильма
Павел Табаков в начале фильма

Мои любимые сцены, которые я пересмотрела несколько раз - это дуэль (здесь сделали на редкость удачное улучшение сцены из книги) и вечеринка в доме у Энлиля Маратовича. Правда, в этих сценах, как и во всем фильме толком сложно сказать - это претензия на элитарное искусство, не понятное человеку без определенной базы знаний, или наркоманский бред, которому место в мусорке.

-4

Сцена вечеринки меня особенно впечатлила, потому что в маленький участок времени всего в 5 минут очень красиво уложились выпад в сторону стоящих у власти людей (в основном чиновников и министров), шикарная фраза про бедных и богатых людей и пример любопытной теории о восприятии и цитировании произведений культуры.

-5
-6

Кроме того, мне правда было очень интересно, как в фильме обыграют самую первую сцену её легко было принять не за то...... Не за то, что на самом деле, короче. И да, тут создателям большое спасибо, ибо это полностью соответствовало первой главе в книге и моим представлениям об этой сцене) Не знаю, принимал ли сам Пелевин участие в написании сценария, но близость сюжета фильма к книге действительно радует.

Бальдр (Игорь Жижикин) и Локи (Бронислав Виногродский
Бальдр (Игорь Жижикин) и Локи (Бронислав Виногродский

Снова возвращаюсь к тому, что фильм больше красивый - дорогие локации и машины, антиквариат и костюмы, вот что заставляло его смотреть. Есть моменты, где можно посмеяться над кринжем ситуаций, которые создает главный герой, но не более. Но вот чего я точно понять не смогла - это долгие, непонятные 3D-вставки, которые тоже вроде бы красивые, но ты сидишь и искренне думаешь "А зачем это здесь? И почему это занимает три минуты экранного времени?". Я как будто попала назад в 2004 год, в отвратительно снятый Ночной дозор с Хабенским, где вместо развития сюжета тоже куча непонятных, неуместных вставок.

Удивительно, что Бондарчук сыграл в фильме человека, а не вампира
Удивительно, что Бондарчук сыграл в фильме человека, а не вампира

Что касается сюжета... Местами, я не представляю, что Пелевин употреблял, особенно когда придумывал Иштар Борисовну, но, как историк должна поблагодарить его за отсылки к мифологии - шумеро-аккадской (в большей степени), немного скандинавской и славянской. Начинается все довольно банально - стереотипный слишком-простой-парень-неудачник внезапно становится вампиром и его жизнь разворачивается на 180 градусов. В роли главного героя - Павел Табаков, и, как и многие актеры, он, хоть и немного, сделал своего персонажа лучше.

Сцена дуэли
Сцена дуэли

Тут я должна отдать должное актерскому составу - во многом мужчины в черном этот фильм вытянули. Ниже прикреплю фотографии, убедитесь сами. А вот характер главного героя мне совершенно не близок и на протяжении фильма я больше симпатизировала персонажу-антагонисту. Прежде всего, потому что Рома (а после обращения в вампиры - Рама) - глупец и слабак. Это такой классический прием, когда к главному герою-тихоне приходят и говорят "Тебе надо спасти мир", а он впадает в истерику, хотя почти всю работу за него делают другие люди, его соратники. Наверное, это больше вопрос моего восприятия, но я давно не встречала сильных героев.

Сцена дуэли, на которой собрались почти все основные герои
Сцена дуэли, на которой собрались почти все основные герои
"Вы знаете каких стараний мне стоила красная бабочка вашего друга Митры?" - спрашивает у Рамы один из гостей бала. В сети нет хороших кадров, но помимо бабочки там еще пиджак с короткими рукавами, который выглядит невероятно стильно. 
Тоже одно из интересных рассуждений об одежде. С одной стороны - это фишка фильма, а с другой стороны выпад в сторону любителей черного (а я к таковым отношусь)
"Вы знаете каких стараний мне стоила красная бабочка вашего друга Митры?" - спрашивает у Рамы один из гостей бала. В сети нет хороших кадров, но помимо бабочки там еще пиджак с короткими рукавами, который выглядит невероятно стильно. Тоже одно из интересных рассуждений об одежде. С одной стороны - это фишка фильма, а с другой стороны выпад в сторону любителей черного (а я к таковым отношусь)

Первый и последний раз, когда я читала историю по-настоящему сильного и интересного персонажа, случился со мной минувшим летом, когда на кинопоиске гремела премьера Пищеблока (уж не знаю, почему, но сегодня так и хочется проводить параллели между двумя этими историями). Обстоятельства сложились так, что я прочла книгу и посмотрела сериал. Валерка у Иванова и в сериале получился разным, но я отдаю должное автору и создателям сериала. Потому что в обоих вариантах я заворожено наблюдала, как стойко подросток справлялся со свалившимися на него кровососущими трудностями. Это был один из немногих случаев на моей памяти, когда главный герой полностью оправдал свой статус. А в Ампире главный герой просто клоун. Он чувствует вкус денег и дорогой жизни, надевает корону и вместо того, чтобы получать знания, слишком много выделывается. Да, конечно, если посмотреть фильм, со мной можно поспорить, потому что он в какой-то мере пытается искать ответы… Но его корона видимо слишком сильно давит на мозги и найти эти самые ответы не дает, пока все проблемы не решает девушка.

Кстати, в фильме есть одна интересная сцена, в которой Рама записывает видео главной героине Гере. Эта сцена четко отражает современные реалии, в которых многие люди пытаются казаться лучше/ умнее/ богаче, чем они есть на самом деле. Если рассуждать, как учат на уроках литературы, то Пелевин своего персонажа не очень любит и отражает большую часть людских пороков именно на нем. Гера меня тоже далеко не порадовала. И вот тут мне показалось, что персонаж в книге намного лучше, чем в фильме - её сделали более отвлеченной, и, под стать главному герою, более глупой. Кроме того, на мой взгляд, актриса подобрана ну очень неудачно.

Гера и Рама, главные герои фильма
Гера и Рама, главные герои фильма

Вердикт по фильму - я ожидала большего. Действительно большего. Прежде всего более качественного сюжета. Но.... тут уж правда, сделали четко, как в книге. И я возвращаюсь к вопросу, что Пелевин курил, нюхал и колол..... Да, Философия этой истории в целом очень интересная. Потом покидаю сюда цитат, которые мне понравились. Я вынесла из этой истории несколько новых для себя мыслей. Особенно меня зацепила теория о цитатах. Смысл сводится к тому, что раньше в основном цитировали классические произведения русских и зарубежных авторов, вплоть до Иллиады и Одиссеи (да, они есть даже тут!). А нам эти цитаты заменили другие объекты массовой культуры и сейчас мы опираемся в основном на фразы из Голливудских фильмов или чего-то подобного, и называется такое явление - развитой постмодернизм.

Этот фильм можно довольно глубоко анализировать и написать статью еще на 15 страниц. Один разбор персонажей чего стоит. Например, если брать образ той же Иштар - в шумерской мифологии она воспринималась как богиня плодородия, любви, войны и одна из главных богинь греческого пантеона. Для вампиров она тоже как одно из проявлений богини-матери. Но в сочетании с отчеством Борисовна (да-да, та самая рыжая Борисовна с российской эстрады), древность мешается с современностью. Кстати, это тоже еще один любопытный феномен, когда отсылка к узнаваемому человеку делает ситуацию комичнее (так в союзе очень любили шутить про разных Ильичей).

-13

Сколько бы я не смотрела отзывов - встречаю два противоположных мнения: гениально и отвратительно. На самом же деле - это классический пример массового искусства эпохи постмодернизма, когда трудно провести грань между настоящим искусством и полным идиотизмом, выдаваемом за искусство. Самое главное, как вы видите, фильм заставил меня активно думать и анализировать - как картину в принципе, так и отсылки внутри нее. Но посоветовать этот фильм к просмотру я не могу - если смотреть его для удовольствия и не углубляться в социально-политический анализ, точно не зайдет и будет восприниматься как наркоманский бред .

И в конце, кончено, оставляю постеры к фильму. Мне они очень нравятся и напоминают снова набирающий сейчас популярность стиль кибербарокко.

-14

-15
-16