«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим: кто управляет настоящим, управляет прошлым» (Джордж Оруэлл, 1949 год)
Язык и письменность адыгов
Главным аргументом историков и специалистов, занимающихся древним прошлым Кавказа, и сталкивающихся с наследием адыгов является то, что у адыгов - и нижних (западных, Черноморское побережье), и верхних (пятигорье, Кабарда) не было письменности, то есть они были "бесписьменным" народом. В настоящий момент общепринятая точка зрения заключается в том, что письменность у адыгов начинает появляться в конце XIX - начале XX веков, а до этого у народа были только устные Нартский эпос, предания и моральный кодекс Адыгэ Хабзе.
Данному утверждению противоречат слова Шоры Ногмова, что в 18-м веке были уничтожены церковные книги и следы черкесской письменности. Более того, путешественники в 16-м веке пишут о том, что существовали церковные книги с греческими словами и начертаниями: "Священники у них служат, по-своему употребляя греческие слова и начертания" (Джорджо Интериано, Быт и страна зихов именуемых черкесами, 1502).
Византия (Восточная Римская Империя) в VI веке еще использовала латинскую письменность, о чем свидетельствуют надписи на латинском на мозаиках периода Юстиниана. На греческий язык Византия переходит во времена Ираклия I в 629 году н.э. Изначально зихская (черкесская) письменность для церковного употребления могла быть разработана на базе греческого языка, как и азбука Кирилла и Мефодия для славян.
Следы черкесской (зихской) письменности на побережье свидетельствуют о том, что данная письменность могла быть разработана уже во время расцвета Зихийской епархии, в VII-X веках.
Каменный крест который фигурирует в книге англичанина Джеймса Белла из Сукко требует очень тщательного изучения. В книге Белла он подписан как «греческий крест», но надпись на кресте кроме религиозных христианских символов не переводится на греческий.
«В первой и четвертой строках отчетливо читаются следующие слова: «СΚΝΜΙΒΙΑS» (СКИМИВИАС) и «ΦΑСΧΑΠΗΡ» (ФАСХАПИР). Эти слова никак не переводятся с греческого языка. Судя по звучанию второго слова – «ФАСХАПИР», нет сомнения, что оно из адыгского языка. Для определения значения этого слова нужна помощь адыгских лингвистов» (Архимандрит Дорофей (Дбар), доктор богословия Аристотелевского университета г. Салоники, старший научный сотрудник отдела истории Абхазского института гуманитарных исследований им. Д. Гулиа Академии наук Абхазии).
Что касается языка, на котором шло богослужение, то употребление местного наречия, по меньшей мере, встречалось достаточно широко. В начале XV века Иоганн Шильтбергер писал: «Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру», они по греческому вероучению «служат Богу на языках ясском или асском и зихском или черкесском». (Путешествие по Европе и Африке, Иоганн Шильтбергер ). Служба в восточно-христианском обряде обязательно включает в себя большое количество книг, от богослужебных текстов Литургии, праздничных служб, Всенощного Бдения до требников с обрядами крещения, погребения и других.
В статье «Эпиграфические новости из южной России» академик В. В. Латышев воспроизводит греческую надпись на кресте из Кубанского (ныне Краснодарского) музея, фотоснимок которой передал ему Н.И. Веселовский. "Воспроизвожу вторично снимок с креста с надписью, любезно доставленной мне Н.В. Анфимовым. Текст надписи не может быть признан безукоризненным, поскольку известный эпиграфист в чтении исходил из норм греческой речи без знания местных туземных кавказских языков на Кубани и потому допустил ошибку в определении падежа собственного имени иерея Перхуохо, признав его родительным.
Ныне, когда черкесские языки достаточно изучены, мы можем вполне определенно сказать, что эпиграфическое Пг&рбхо является черкесским (адыгским) собственным именем Б э д ы р ы к ъ у э, в котором к ъ у э означает — сын, р ы — инфикс с посессивным значением (с отражением закона несмежной регрессивной ассимиляции, отчего в надписи стоит рб вместо р ы), а Б э д ы — имя собственное в функции определения. В надписи все имя отвечает абсолютному (именительному) падежу черкесского языка, а не родительному падежу греческого. Резчик здесь не допустил никакой ошибки. Как мы теперь знаем, надпись относится к XIV в. н. э." («Эпиграфические новости из южной России», В.Латышев.)
Таким образом, можно сделать вывод, который должен быть подтвержден исследованиями ученых по палеографии и археологии, что жители Зихийской, Зихской епархии (зихи и те, кто населяли Западный Кавказ) могли использовать в богослужебной практике собственную письменность, которая могла была основана, также как и славянская письменность, на формах греческого языка, но греческим языком не являлась. В связи с тем, что Византия переходит с латыни на греческий язык и самая активная деятельность Византии на побережье приходится на период 7-9 в.н.э., то можно сделать предварительные выводы о том, что зихская (черкесская) письменность появляется не ранее 7 века н.э. и используется первоначально для богослужебных целей и церковных книг. Подтверждением чему являются надписи на нескольких крестах приведенных выше.
Сколько подобных крестов с надписями были утрачены или ошибочно отнесены к греческим? Как писал владыка Гедеон (Докукин): «Кресты и надписи уничтожали. Их растоптали как зачатки народившейся адыгейско-кабардинской письменности, уничтожая даже статуи с надписями над христианскими погребениями». (Владыка Гедеон (Докукин), История христианства на Кавказе).
Открытие зихской (черкесской) письменности, существовавшей в Зихской епархии и использовавшейся на протяжении веков является важным элементом, который при внимательном изучении позволит полностью изменить шаблонный взгляд на то, какой была древняя и средневековая Черкесия.
Золотное шитье адыгов
Многие путешественники, побывавшие на Западном Кавказе в XIX веке были впечатлены искусством и даже культом вышивки у адыгов, которое никак не соответствовало "полудикому" образу жизни примитивных горцев. Искусство вышивки сопровождало быт адыгов и было представлено в искусстве изготовления поясов, галунов, подчасников, держателей для полотенец, украшений интерьера и военного снаряжения и одежды воина - черкеса.
Золотное шитье появилось еще во II веке до н.э. на северо-западе Малой Азии, в Пергаме и оттуда пришло в Рим и далее в Византию (Константинополь), где стало одной из основных мануфактур, дойдя до высочайшего уровня в вышивке плащаниц, покровов и, конечно же, одежды и обуви.
На Черноморское побережье Крыма и в Киевскую Русь и, вероятно, таким же образом на Кавказ, золотное шитье было завезено из Византии и получило большое развитие на местном уровне среди мастериц-вышивальщиц, которые безусловно находились в постоянном контакте с Византией. Что касается Черкесии впервые в письменных источниках о золотом шитье адыгов упоминает арабский путешественник Масуди в X веке (Масуди, Абуль-Хасан Али аль-Масуд . Аланы и Черкесы). Как протекал процесс золотного шитья? Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, либо пользовались для шитья непосредственно самой проволокой.
Это относится также к производству шелка и разведению шелкопряда. Шелковое производство появилось в Константинополе в VI веке нашей эры, после того как по приказу Юстиниана 1 из Китая был вывезен секрет производства шелка (яйца шелкопряда были украдены монахами-несторианцами в Китае). В 1147 году во время Второго крестового похода Рожер II, король Сицилии, напал на Коринф и Фивы, два важных центра византийской шёлковой промышленности, и захватил в плен всех ткачей, чтобы самому организовать изготовление шёлка в Палермо и Калабрии. Шелковые ткани, как и изделия из драгоценных металлов в Византии использовались в качестве дипломатических подарков: их находят в гробницах западных правителей, в сокровищницах соборов, они упоминаются в русских летописях.
Шелководство и производство шелка в Черкесии упоминает Эдмунд Спенсер: "Убыхи и ближайшие к ним черкесы-шапсуги искусственно насаждали тутовые рощи для разведения шелковичных червей («дэнэхьамлыу»), из их путины плели шёлковые нити для собственных нужд". О шелководстве, виноделии и садоводстве, как об основных отраслях адыгов, причем лозу сажали рядом с тутовым деревом, пишет Зарема Адзинова (Традиционные системы хозяйствования адыгов 17-19 вв, Майкоп). К моменту присоединения этой территории к России шелковичные деревья еще оставались в черкесских садах, они остались повсеместно на Черноморском побережье и до сих пор.
О знатных черкешенках – умелых вышивальщицах – писал генуэзец Интериано, посетивший Черкесию в XV веке. Адыгские рукодельницы расшивали золотом и серебром праздничные женские платья и шапочки, веера, настенные панно, футляры для пистолетов, колчаны, черкесские седла, кисеты, украшали галунами ножны черкесских шашек.
Костюм черкешенки воспринимался, также как и византийский костюм, как образ космоса, где небо соединяется с землей. Это был костюм аристократический, полный знаковости и символов, которые читались как книга. В отличие от византийского футляра черкесский костюм был приталенный, подчеркивающий культ сдержанности и аскетизм. «Ни у одного народа нет стана более стройного, талии более тонкой, бедер и таза более выдающихся и форм более красивых, чем у этого народа. Женщины их славятся мягкостью своего обращения. Они носят белые одежды, румскую парчу, пурпур и иные виды шелковых материй, затканных золотом.» (Масуди, Абуль-Хасан Али аль-Масуд . Аланы и Черкесы).
Золотошвейное мастерство в Черкесии было своеобразным культом, ритуалом, подчеркивающим не только мастерство, но и качества характера девушки, такие как терпение, сосредоточенность, выдержка, контроль разума над чувствами. Предметами золотошвейного мастерства украшался не только мужской и женский костюм, воинское снаряжение, но также интерьер дома. Девушка, владевшая мастерством вышивки, ценилась в качестве избранницы больше той, у которой были красота лица и фигуры, о чем дошли многочисленные свидетельства путешественников.
Храмы Черкесии
На Западном Кавказе руины храмов сохранились в Тамани, Туапсинский район, Сочи. Есть данные (Лонгворт, Спенсер) о руинах в Цемесе и Пшаде.
Во время строительства Олимпийских объектов в Сочи были открыты более десятка руин храмов Византийского периода, о которых не было ранее известно, но они так и остаются за оградой истории. Предполагать то, что все эти храмы были построены византийцами излишне, так как из истории Киевской Руси и ее отношений с Константинополем мы знаем, что в интересах Византии было расширение влияния, культурное взаимодействие, помощь византийских инженеров, но храмы строились местными князьями и артелями, за исключением очень важных в духовном плане соборов и сложных в проектировании сооружений, таких как София Киевская, Пицундский храм, действительно построенных константинопольскими зодчими. Строительство византийцами такого большого количества храмов на Черноморском побережье Кавказа не имело никакой логики кроме той, что храмы строились именно местными князьями и мастерами и для собственного употребления (целей).
Напрашивается вывод, что христианское средневековое наследие Черкесии не было изучено ни в советский период, ни в постсоветский.
«Черкесы, до сих пор остававшиеся идолопоклонниками, обрели также пламенник веры стараниями царицы Тамары; он впервые осветил эти неизвестные долины; церкви, оставленные следы которых находятся тут и там, датируются этой блестящей эпохой истории Грузии, и предание их относит в основном царице Тамаре» (Ф.Д, Де Монпере, стр 92)
О руинах, а также о большом холме в Суджук – Кале писал Эдмунд Спенсер: «Могильные холмы … Иногда они окружены каменной стеной…. иногда ничем не лучше, чем огромная груда небрежно брошенных камней… что я обычно находил их увенчанными величественным дубом, который, судя по основному стволу, должен быть по крайней мере потомком третьего или четвертого поколения… Интерьер этого холма отличался от тех не только конструкцией, но и тем, что вход должен был располагаться на восток; вероятно, это происходит от суеверного чувства народа к главному светилу. Интерьер состоит из огромного арочного свода, построенного из шлифованного камня, соединенного без цемента; и, судя по умению, проявленному в конструкции, и восхитительному изгибу арки, существовало достаточное свидетельство, доказывающее, что это, должно быть, работа народа, преуспевшего в искусствах цивилизованного мира.» (Эдмунд Спенсер, гл. 24).
В долине реки Жанэ есть несколько каменных следов, похожих на фундамент храма с алтарным полукругом (апсидой). Могут эти каменные руины быть руинами храма? Сколько подобных руин до сих пор может оставаться в горах и лесах Западного Кавказа?
Храмы на Кавказе кроме Пицундского строились местными артелями. Например, есть следующая информация о Шаоминском храме в Кавказской Алании (Архыз): «А. Ю. Виноградов и Д. В. Белецкий полагают, что храм построила местная артель, повторяющая Зеленчукский храм (епархиальный храм Алании и центр монастыря), но технически лучше обученная и свободно трактовавшая выбранную форму. Идентифицировать артель с конкретной школой на данный момент затруднительно» (Влад.Гедеон Докукин).
Напоминанием о важном значении Зихской Епархии являются руины крепости с подземным ходом, и фундаментами каменных зданий в окрестностях нынешнего сел. Ново-Михайловского в Туапсинском районе. Следы церквей на Черноморском побережье (севернее р. Шахе) известны между р. Пшада и г. Новороссийском. Никаких описаний и обмеров их никто не делал.
«Еще и сегодня, следуя рассказу господина Тэбу де Мариньи (72), в окрестностях Геленджика жрецы, облаченные в простую бурку или в войлочную накидку, приходят к кресту, освящающему лес, посреди народа, хранящего глубокое безмолвие, и обращают свои молитвы к Творцу, чтобы просить у Него сохранения полей, изобилие урожаев и избавления от чумы. Несколько маленьких свечей привязано к кресту. Одной из них они зажигают немного шерсти быка, коего сейчас принесут в жертву, и на голову которого проливают бузу, чем делают приношение Богу, как и кладут хлебный опреснок, в котором хранится сыр. Церемония завершается пиршествами, куда каждый житель кантона внес свой вклад по своим средствам, и, наконец, танцами и играми» (Ф.Д. Де Монпере, стр 115).
У адыгов еще в конце XIX века сохранялась память о христианском прошлом. Вот некоторые свидетельства об этом:
«Шехник (священник) наш защитник и воспитатель, шехник наш свет. Воспитатель рассуждал о законе божием с вершины лесистого кургана. И на лесистом кургане сковал ему дом из жести с дверьми из литого серебра и там-то обитал светлый божий дух. И ангелы беседовали с мудрым старцем. Свет от бороды его уподоблялся свету факела. Он парит в воздухе, как земная птица, подымается под облака и видит творящих беззакония. Ребро его не простая кость, но кость слоновая, и благородный золотой крест сияет на его груди» (Потто Кавказская война- Адыгский народ).
«По приказанию турецкого султана, крымские ханы Девлет-Гирей и Хаз-Гирей XXIII свирепствовали. В эту эпоху многие шогены (священники) были убиты, книги их сожжены и пастырские жезлы их расхищены и брошены с презрением, отчего произошла следующая поговорка: «Чтоб твое имущество было расхищено, как расхищены были шогенские жезлы» («Уи мылъкур зэраупхъуэ, щоджэн дамыгъэхэр зэрызэрапхъуам хуэдэу»). (Шора Ногмов, История адыхейского народа)
«В подтверждение вышесказанного можно присовокупить еще следующие факты. Уздень Исмаил Шогенов имел в своем доме рукописную книгу, которая принадлежала его предкам, переходила по наследству от отца к сыну в его семействе. Он был последний из умевших читать ее и скончался в 1830 году, в глубокой старости. Господин академик Шёгрен, которому я посылал несколько листов из этой книги, утверждал, что она писана на греческом языке и что посланные ему листы заключали в себе начало Евангелия. Может быть, уцелело еще несколько подобных книг, но страх, наводимый мусульманским духовенством, заставляет их скрывать. Я уже упомянул, где и какие в горах существуют древние церкви. К сказанному прибавлю, что при рытье рвов для сооружения русских крепостей находили в земле медные распятия и в глиняных черепках уголья и ладан». (Шора Ногмов, История адыгейского народа).
Христианское прошлое черкесов замалчивается, есть и такие кто пытается его отрицать. Общепринятая точка зрения состоит в том, что христианство восточного (византийского) обряда было насильно навязано адыгам греками и не смогло пустить культурных и религиозных корней. Но дошедшие до нас свидетельства материальной культуры адыгов, черкесская этика (этикет) говорят о противоположном. Ш.Б.Ногмов пишет что 3-х дневное сражение зимой 1556 года, когда черкесы победили кумыкского шамхала, носило межрелигиозный характер.
В 1820-е годы князь Исмаил Атажукин в своей Записке говорит что в Кабарде "до сих пор сохраняется золотой крест принадлежавший его предку князю Иналу". В ходе русско-кавказской войны черкесы массово передавали хранившиеся у них в домах рукописные христианские книги, псалтыри русским и иным монахам.
Так же передавались каменные и металлические кресты. Один из них был передан Атажуко Абуковым, вывезен в Ставрополь.
К сожалению, история Зихской епархии, самой древней на территории Российской Федерации, до сих пор не изучена и не изучается. Данная епархия не была связана с Крещением Руси как Херсонес, но именно на территории Зихской Епархии - в Матархе, Тмутаракани, Тамани - Россия и Черкесия впервые встречаются и зачастую являются союзниками в войнах. Вплоть до похода Петра Первого на Кавказ память об общем религиозном прошлом и религиозном общении между Россией и адыгами сохранялась. Именно забвение этого обеими сторонами, атеизированной уже в XIX веке Российской Империии и погруженной в языческое забвение Черкесии, стало причиной кровавого конфликта на Кавказе - Кавказской войны, приведшей к потере на Черноморском побережье автохтонного этноса, Западных Черкесов. Но истинные причины Кавказской войны скорее всего связаны с более глубинными процессами, чем колонизация и захват территорий.
Эти причины все еще предстоит открыть.
Легенда о явлении Божией Матери в Геленджике
В Геленджике есть легенда, которая известна в разных интерпретациях. Легенда гласит о явлении Божией Матери горцам. Суть легенды в том, что во время Кавказской войны, в XIX веке, в огне местным племенам явилась Женщина и сказала им: «Вы должны поклониться моему Сыну, иначе вы все погибнете». И исчезла.
На месте, где произошло это событие, забил источник, который в конце 90-х годов был забетонирован, а на его месте в 2000 году была построена часовня Рождества Христова. Источник забетонирован до сих пор!
Почитание Божией Матери (Марием-Тха-пши у черкесов) едино для христиан и мусульман, и данное небольшое исследование лишь иллюстрация того, что история имеет огромную ценность и восстановление целостности истории задача каждого разумного человека независимо от его национальности.
Специально для проекта Кавказская Атлантида
Источники и литература:
Чхаидзе В.Н. Зихская епархия: письменные и археологические свидетельства. 2013
Виноградов А. Ю. Зихия // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20.
Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар, 1979.
Гадло А. В. Византийские свидетельства о Зихской епархии как источник по истории Северо-Восточного Причерноморья // Из истории Византии и византиноведения. Л., 1991.
Зихская епархия Константинопольского патриархата (Чхаидзе Виктор Николаевич)
Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992.
Греческие предания о св. апостоле Андрее / Изд. подгот. А. Ю. Виноградовым. СПб., 2005. Т. 1.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991.
Мошин В. А. Николай, епископ Тмутороканский // Seminarium Kondakovianum: Сб. статей по археологии и византиноведению, издаваемый ин-том им. Н. П. Кондакова. Прага, 1932. С. 47—62.
Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Р., 1981.
Бутков П.Г. О древнегреческих церквах в верховьях р. Б.Зеленчук, осмотренных в 1802 г. майором Потёмкиным //Библиографические листы П.Кеппена. СПб. 1825. №30. С. 430-433.
Трахо Р «Черкесы», Мюнхен 1954
Джеймс Белл. Дневник пребывания в Черкесии
Джоржио Интериано. Быт и страна зихов, именуемых черкесами
Фредерик Дюбуа де Монперэ. Путешествие вокруг Кавказа
Тебу де Мариньи. Путешествие в Черкесию
Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)
Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.
Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846
Лавров Л.И. Этнография Кавказа, 1982.
Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа, 1967
Яков Гордин. Черкесия – “Кавказская Атлантида”. Опубликовано в журнале “Звезда”, 12/2007
Шора Ногмов. История атыхейского народа
Эдмон Спенсер. “Путешествия в Черкесию”. 1839
Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)
Лавров Л.И. Этнография Кавказа, 1982.
Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа, 1967
Актуальные проблемы истории и этнографии народов Кавказа. Сборник статей
Становление адыгского мира. Кеферов Б.
Свидетельства зарубежных авторов о черкесах
Средневековая история Черкесии. Д.Прасолов, М.
Губжоков
Духовная вселенная адыгов. Хацукова М.М.
Константин Багрянородный. Об управлении империей
Люлье Л.Я. Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухайцев
Люлье Л.Я. Религиозные обряды у черкес
Люлье Л.Я. Взгляд на страну занимаемую горскими народами (черкесами, абхазцами)
Люлье Л.Я. О натухайцах, шапцугах и абадзехах.
Люлье Л.Я. Историко-этнографические очерки
Жан Шарден “Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг.”
Марков А.Л. Записки о прошлом 1893-1920
Чедия А.Р. ПРОБЛЕМА ОСМАНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКИМ ПОБЕРЕЖЬЕМ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
Воробьев Н.И. УКАЗАТЕЛЬ СОЧИНЕНІЙ о ЧЕРНОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ КАВКАЗА
ДЖ. А. ЛОНГВОРТ. Год среди черкесов
А. В. Гадло. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА IV-X ВЕКОВ
“Очерки древней и средневековой истории адыгов” (Б. Бгажноков и др.)