Найти тему

О том как нужно понимать и толковать Священное Писание. (Православная герменевтика)

Автор : Александр Кушу

Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — ПОДВИЗАТЬСЯ ЗА ВЕРУ , ОДНАЖДЫ ПРЕДАННУЮ СВЯТЫМ .

Иуда 1:3

Данные принципы ДРЕВНИЕ, хотя были сформулированы в V в. прп. Викентием Лиринским:

Писание говорит и увещевает: 

«Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе»

Второзаконие 32:7,

также: 

«Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию;

Притчи 22:17

и еще: 

«Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое»

Притчи 3:1

Священное Писание, по причине возвышенности его, не все понимают одинаково, но иный толкует глаголы его так, а иный иначе, так что представляется возможным извлечь из него столько же смыслов, сколько есть голов. Так, иначе изъясняет его Новациан, иначе Савеллий, иначе Донат, иначе Арий, Евномий, Македоний, иначе Фотин, иначе Аполлинарий, Прискиллиан, иначе Иовиниан, Пелагий, Целестий, иначе наконец Несторий. А потому-то именно, что существует такое множество изворотов крайне разнообразного заблуждения, весьма необходимо направлять нить толкования пророков и апостолов по правилу («norma») церковного и православного понимания.

Источник : преподобный Викентий Леринский — Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков.

https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirinskij/pelegrin/

Что есть norma?

1. Древняя Вселенская Соборность.

В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все...
... наконец тогда, когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по Земному Шару Церковь; а древности – тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию – тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников и вместе учителей.
А если вновь явившаяся какая-нибудь зараза покусится пятнать не частичку уже только Церкви, но всю вместе Церковь? И тогда он должен позаботиться пристать к древности, которая не может уже быть обольщена никаким коварством новизны. А если в самой древности узнана будет погрешность двух или трех человек или одного какого-нибудь города, или даже одной какой-нибудь области? Тогда он всемерно должен постараться – безрассудству или невежеству немногих, где бы ни были они, предпочесть решения древле-всеобщей Церкви вообще. А если что-нибудь таковое откроется там, где нельзя найти такого решения? Тогда он должен постараться сличить между собой и обсудить собранные мнения предков, тех только, которые, хотя (жили) в разные времена и в разных местах, но непременно пребывали в вере и общении с единой кафолической Церковью и были уважаемыми учителями, и если дознает что, касательно возникшего вопроса, не один только или двое, но все вместе единодушно содержали, передавали в письмени, сообщали живым голосом открыто, часто, твердо, то пусть уразумеет, что этому должно верить без всякого сомнения.

2. При‌нцип «согла‌сия отцо‌в» (Consensus patrum)

«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека»

Источник : преподобный Викентий Леринский — Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков.

https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirinskij/pelegrin/

Принципы исследования Священного Писания.

Чтение Священного Писания является необходимой составляющей духовной жизни христианина. По мысли свт. Иоанна Златоуста:

"от незнания Писания, произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда – нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому, как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме. Чтобы этого не было, откроем глаза перед сиянием апостольских глаголов"

(Беседы на послание к Римлянам. Предисловие).

Однако, как и любой важный текст, священные книги надо не только читать и знать, но и понимать, о чем они говорят. Причем человек «для вернейшего достижения сей цели, должен предварительно знать правила истинного разумения и изъяснения смысла Священного Писания». Иначе можно не просто ошибиться в понимании смысла, но и, по приведенной выше цитате святителя, впасть в ересь, подвергнуться множеству бед и т. д.

Наука о принципах, методах и правилах понимания текстов называется герменевтикой. 

Правила общей герменевтики, которые могут использоваться для правильного объяснения любой книги или документа, в том числе и Священного Писания, можно объединить в несколько главных положений:

1) Толкованию должно предшествовать критическое изучение рукописей, призванное установить наиболее точное чтение текста.

2) Части текста необходимо изучать в контексте всего произведения.

3) Огромную роль в интерпретации текста играет реконструкция исторической и культурной среды, в которой создавалось изучаемое произведение.

4) При истолковании текста важно составить по возможности наиболее полное представление о личности автора, даже если неизвестно его имя.

5) Поскольку каждый литературный жанр имеет свои особенности и приемы, важно определить, к какому жанру принадлежит данный текст и какова специфика этого жанра.

6) Требуется тщательный грамматический и филологический анализ текста в соответствии с законами языка оригинала.

7) Пониманию смысла произведения может способствовать сравнительный анализ, т. е. сопоставление с другими аналогичными текстами.

8) Толкователь обязан установить, какой смысл написанное имело прежде всего для самого автора и его окружения, а затем уже определять, что может означать написанное в современном контексте.

Источник : Православное учение о толковании Священного Писания: лекции по библейской герменевтике.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobykin/pravoslavnoe-uchenie-o-tolkovanii-svjashhennogo-pisanija/

Ириней Лионский, Против ересей, Книга 2, Глава XXVII.

Надлежащий способ толкования притчей и темных мест Писани я.

Здравый ум, благонадежный, преданный благочестию и любящий истину будет охотно размышлять о вещах, которые Бог отдал под власть человеков и подчинил нашему познанию, и будет успевать в том, облегчая для себя изучение их посредством ежегодного упражнения. Сюда относится то, что подлежит нашему зрению, и что ясно и не обоюдно в точных словах выражено в Священных Писаниях. И поэтому притчи не должны быть приспособляемы к обоюдным (вещам); ибо в таком случае и тот, кто объясняет их, объясняет безопасно, и притчи получат ОДИНАКОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ОТ ВСЕХ, И ТЕЛО ИСТИНЫ СОХРАНЯЕТСЯ ЦЕЛЫМ, в стройном сочетании членов и без повреждения их. Но что сказано не ясно и не очевидно само по себе, это прилагать к истолкованию притчей, которое всякий придумывает как хочет – (безрассудно). Ибо в таком случае ни у кого не будет правила истины, но столько будет толкователей притчей, столько окажется истин, взаимно себе противоречащих и установляющих противоположные друг другу учения, что мы и видим в исследованиях языческих философов.

https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/

10 главных условий правильного понимания и чтения Библии

1)Библия — книга религиозная и богодухновенная (2Пет.1:20-21 и 2Тим.3:16).

2) Священное Писание — книга Церкви. Ключ к аутентичному пониманию Библии — Священное Предание (весь опыт) Церкви.

3) Св.Писание христоцентрично. Ветхий Завет подводит ко Христу, Евангелие повествует о Его жизни и учении, а Апостольские Послания толкуют Его учение. (Ин.5:39).

4) Чтение Библии лучше начать с Нового Завета, в условиях которого мы живём. К Ветхому лучше перейти после изучения Нового.

5) Пользуйтесь толкованиями. Правильное понимание Библии учеником идет через учителя и проповедника (Рим.10:17). Если встретится какой-либо неудобовразумительный фрагмент, помните, что Вы — не первый читатель Книги, наверняка есть объяснения этой трудности.

6) Библия даёт концентрированную информацию, которая раскрывается Святым Духом в Церкви; она повествует о ключевых героях и принципиальных эпизодах священной истории. Если же в Библии о каких-то второстепенных подробностях не говорится, «додумывать» и гадать не следует.

7) Библия — это цельная книга. Не вырывайте цитаты из контекста и всей Библии. И помните, что не все слова и выражения древнего текста и последующих переводов имеют современное значение.

8)Читать Св. Писание следует с предварительной молитвой и благоговением (здоровым — не лёжа и лучше не перед сном).

9)Регулярность и чувство меры – важные условия изучения Священного Писания. Лучше читать по небольшому отрывку, но каждый день, нежели эпизодически прочитывать пространные фрагменты.

10)Если в Библии (части Св. Предания) о чём-то не сказано, то ответ следует искать в других источниках Св. Предания, например, у святых отцов. Ведь Церковь — это живой организм (Еф.1:22-23)

Источник : Православное учение о толковании Священного Писания: лекции по библейской герменевтике.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobykin/pravoslavnoe-uchenie-o-tolkovanii-svjashhennogo-pisanija/

О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в УЧЕНИЕ [Церкви]; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя.

1 Тимофею 4:15-16

*[...] в скобки вставленно слово для полной ясности мысли.

P. S. Каждый христианин должен верить не просто в слово Божие истолкованное им самим или кем либо другим, но согласно с учением Церкви, т.е. согласно с тем как учили поставленные Богом учитель — ИЗДРЕВЛЕ , ВСЕ И ПОВСЕМЕСТНО. Как написано :

... держащийся ИСТИННОГО СЛОВА , СОГЛАСНО С УЧЕНИЕМ, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать.

Титу 1:9

Именно об этом и наставлял апостол Павел членов Апостольской Церкви :

И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и УЧИТЕЛЯМИ, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися ВСЯКИМ ВЕТРОМ УЧЕНИЯ , ПО ЛУКАВСТВУ ЧЕЛОВЕКОВ , ПО ХИТРОМУ ИСКУССТВУ ОБОЛЬЩЕНИЯ , но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава[Церкви] Христос, из Которого все тело[Церкви], составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, ПО ПРИЧИНЕ ИХ НЕВЕЖЕСТВА и ожесточения сердца их.

Ефесянам 4:11-18

*[...] В скобки вставленно слова для ясности мысли.