Разработка сложного сервиса в студии — дорогое удовольствие. Только личный кабинет может обойтись в 2,3 млн рублей. Видя такие цифры, у заказчика возникает вопрос — почему так дорого?
Вместе с аккаунт-менеджерами нашей студии проанализировали каждый этап разработки и выяснили — из чего складывается ценообразование и что можно предложить, чтобы запустить проект с меньшим бюджетом.
Краткий обзор рынка веб-разработки
Стоимость разработки зависит от уровня квалификации и от формата работы. Условно рынок можно разделить на 3 категории: фрилансеры, середнячки и крупные компании.
Фрилансеры или микро-агентства
Стоимость разработки: 10-50 тысяч рублей
Могут разработать сайт по доступной цене, но это будет шаблонное решение, без сложных интеграций и глубокой проработки дизайна. Вариант имеет право на жизнь, если у заказчика нет особых требований к дизайну и коду, а проект создается для простых задач вроде сбора контактов.
Во всех остальных случаях о нем лучше забыть. Крупные проекты требуют знаний, компетенции и опыта, которые в одиночку не осилить физически.
Потоковые агентства
Стоимость разработки: от 10 до 500 тысяч рублей
У таких студий доступный ценник, у них много клиентов, но ограниченное количество времени. Продукт получится типовым, с минимальным набором функций, но вполне работоспособным.
Вариант подойдет тем, кому нужно быстро, недорого и без выкрутасов: простым интернет-магазинам и лендингам с более-менее хорошим дизайном. Но если в будущем понадобится расширить функционал, сделать это будет сложно.
Крупные студии
Стоимость разработки: от 1 до 30 млн и выше
Крупное агентство с индивидуальным подходом к разработке может дать лучший результат за счет отлаженных бизнес-процессов и возможности формировать команду под каждый проект. Такие студии предлагают продуманное решение с уникальным дизайном, современным технологическим стеком, хорошей архитектурой и удобным интерфейсом.
Цена их продукта намного выше. На нее влияет стоимость труда сотрудника (а она в IT одна из самых высоких) + заложенная прибыль студии. В среднем это 10-30%.
«Перед началом работ мы обязательно проводим оценку будущего проекта. Смотрим, сколько времени и людей потребуются для разработки. На основе этого для заказчика формируется смета, где расписаны работы, которые будут проведены подрядчиком и их стоимость на каждом конкретном этапе»
Полина Рыжкова, аккаунт-менеджер веб-студии Pyrobyte
Из чего складывается стоимость разработки?
Рассмотрим ценообразование разработки крупного веб-сервиса с нуля. Напомним, что на конечную стоимость будет влиять труд сотрудника + заложенная прибыль студи.
«Сейчас мы работаем по рейту 3000 р/ч. Если взять часы, которые будут потрачены на разработку, а потом умножить на рейт, получим итоговую стоимость проекта»
Полина Рыжкова, аккаунт-менеджер веб-студии Pyrobyte
Итак, какие этапы включает разработка и какие способы удешевления практически не влияют на качество продукта?
1. Предпроектная аналитика
Задача этого этапа — собрать вводную информацию и спроектировать «фундамент» проекта. Стоимость аналитики — 15-20% от общей сметы.
Работа нужна, чтобы:
- Собрать все знания о проекте воедино;
- Синхронизировать видение заказчика и студии;
- Создать концепцию проекта и понять, как ее реализовать;
- Сделать прототип, который станет основой будущего сайта.
В аналитику входят основные и дополнительные работы. Упомянем только первые:
- Видение проекта. В документе прописывается суть продукта, цели, задачи, заинтересованные лица, их боли и «обезболивающие меры»;
- Анализ целевой аудитории (ЦА). Продумываются прототипы реальных людей, которые могли бы пользоваться сайтом, выписываются их проблемы и потребности. На основе этого создается удобный и понятный для них интерфейс;
- Конкурентный анализ. На этом этапе выделяются сильнейшие конкуренты, рассматриваются плюсы и минусы их решений, отыскиваются фишки. По итогу становится понятно, что стóит использовать в нашем проекте, а что — нет;
- Структура сайта. Составляется схема, на которой отражаются все необходимые страницы и блоки.
Бывает так, что студии не проводят аналитику — и получается красивый и приятный продукт в целом, но нерелевантный и непонятный своей аудитории. Проект может оказаться невостребованным на рынке и, как итог — принесет убытки.
Можно ли сэкономить на этом этапе?
Можно, отказавшись от некоторых работ и сократив этап. Это допустимо в случае, если заказчик обращается в студию с уже готовой аналитикой.
2. Проектирование
На этом этапе создается черно-белый прототип, который выглядит как нераскрашенный макет сайта. На нем можно проверить работу всех основных страниц и кнопок. В зависимости от проекта, его разработка занимает от 3 до 100 и более часов.
В работе над нетиповым проектом прототип позволяет:
- Увидеть, «пощупать» будущий сайт;
- Изучить путь клиента до основного целевого действия и скорректировать его, если понадобится;
- Внести изменения в проект еще до проведения основных работ. Это сохранит и деньги, и время.
Чтобы сэкономить на этом этапе, достаточно спроектировать главный экран и функционал, который отвечает за основное целевое действие. На их основе можно выстроить взаимодействие и логику на других экранах.
3. Дизайн
На этом этапе дизайнеры прорабатывают концепцию, создают анимации, рисуют оформление всех страниц и кнопок.
5 экранов можно отрисовать за ~40 часов. Простые внутренние страницы — за ~6 часов, а сложные — за ~14. По итогу самый простой сайт или приложение обойдутся в 150 часов или в 300 тысяч рублей.
Если графическое оформление у заказчика уже на руках, можно сэкономить ~200-400 тысяч рублей. Но в случае отказа от работы дизайнера, переделывать изображения, кнопки и шрифты будет некому.
Как можно сэкономить еще?
- Предоставить студии готовый брендбук или наработки по фирменному стилю — тогда студии не придется ломать голову над проработкой концепции;
- Использовать готовый шаблон страниц;
- Определиться, какие страницы сайта будут уникальными, а какие — шаблонными;
- Знать, какими устройствами пользуются клиенты. Иногда можно отказаться от адаптива для планшетов и/или мобильных устройств.
4. Верстка
На этой стадии объединяется графика и код. Макет адаптируется таким образом, чтобы элементы дизайна смотрелись одинаково красиво и на компьютере, и на смартфоне.
Этап верстки пропустить невозможно. Но мы можем предложить сэкономить ~5-10% от общей суммы следующим образом:
- Свести к минимуму анимированные элементы интерфейса;
- Использовать одинаковые блоки, которые можно использовать повторно в разных частях сайта;
- Сделать адаптив максимально похожим на основную версию.
5. Программирование
На этом этапе происходит разработка движка. Создается основа сайта, панель управления, настраиваются все взаимодействия между сервером и фронтендом, происходят интеграции.
Сэкономить на этом этапе можно, если заказчик обращается в студию только за разработкой дизайна. Во всех остальных случаях это сложно, так как именно от качества проработки «внутренней» части сайта или приложения зависит его работоспособность.
Но способ сэкономить все же есть — использовать готовые решения. Например, можно подключить виджеты или применить шаблон.
6. Тестирование
Этап, без которого нельзя оценить работу сайта. Тестировщики следят за читаемостью и корректностью кода, это позволяет отследить большую часть багов и выпустить работоспособный проект.
Экономить на этом этапе — значит экономить на качестве. Постоянные ошибки в работе сайта «аукнутся» низкой удовлетворенностью пользователей и, как итог, большими затратами на маркетинг.
Это не значит, что программисты — криворукие школьники, и что если тестировщик не проверит после него сайт, то клиент получит некачественный продукт. Дело в том, что любое действие со стороны пользователя в ответ на самые обычные действия может выдать непредсказуемый результат. Разработчик, скорее всего, не заметит мелких дефектов в коде, зато конечному пользователю они могут отравить жизнь.
Поэтому тестировщик проверяет все возможные и невозможные сценарии их поведения, чтобы убедиться, что программа продолжит работать.
Стоимость тестирования — 20% от стоимости всех задач по верстке и 30% от программирования.
7. Работа с контентом
На этом этапе студия наполняет сайт информацией о компании и ее товарах/услугах. Заполняются карточки товаров, добавляются текстовые блоки.
«В отличие от остальных этапов, контентное наполнение мы оцениваем не по времени, а по количеству символов. 500-1500 рублей за 1000 знаков в зависимости от контента»
Полина Рыжкова, аккаунт-менеджер веб-студии Pyrobyte
Как здесь можно сэкономить?
Например, заказчик может взять функцию наполнения контента на себя или нанять для этой задачи фрилансера.
8. Релиз
На этой стадии происходит запуск продукта на сервере клиента. Для заказчика готовят подробные инструкции о том, как пользоваться сайтом и работать с административной панелью.
Если это мобильное приложение, студия регистрирует и активирует аккаунт заказчика в магазинах, готовит маркетинговые материалы для публикации приложения, помогает пройти модерацию и исправить ошибки в случае их возникновения, запускает само приложение. По времени выходит около 10 часов или 20 тысяч рублей.
Как еще можно снизить расходы?
1. Разработать MVP
MVP (minimum viable product) — это продукт, который обладает минимальными функциями, достаточными для первых потребителей. MVP позволяет с минимальными рисками протестировать идею и доработать ее под реальные потребности рынка.
Основные плюсы:
- Быстрый запуск проекта с минимальным функционалом без затрат на лишнюю (и дорогую!) работу;
- Тестирование гипотезы или идеи без существенных денежных рисков;
- Возможность скорректировать курс развития и исправить недочеты первоначальной идеи;
- Проще привлекать инвестиции;
Работая над MVP, команда концентрируется на основных функциях. Уже в процессе работы над проектом можно оценить, окупится он или нет.
2. Использовать CMS или конструктор вместо фреймворка
Можно создать продукт с нуля, используя код, а можно воспользоваться готовыми решениями, которые предлагают CMS или конструкторы вроде Tilda. Удешевление происходит за счет сокращения работы программиста, так как часть решений берется из «коробки».
В отличие от сайта, написанного с нуля, стоимость сайта на Tilda составит около 100-500 тыс. рублей. А это экономия времени и 1-2 млн. рублей, которые можно использовать для продвижения.
Плюсы шаблонных решений «из коробки»:
- Низкая стоимость;
- Высокая скорость разработки;
- Есть встроенная панель управления сайтом с инструкциями.
При этом, используя шаблонное решение, нужно быть готовым к следующим сложностям:
- Использовать можно только тот функционал, который предлагает платформа. Сделать что-то нетиповое можно, но придется мириться с ограничениями, обойти которые будет проблематично даже опытному разработчику (придется писать дополнительный код, а работать продукт все равно будет с ошибками);
- Проект будет зависеть от платформы. Если платформа перестанет работать или у заказчика не будет продлена подписка — сайт попросту пропадет. А перенести его на собственный домен будет сложно из-за особенностей системы;
- Конструкторы и CMS могут быть более уязвимы в силу особенностей и используемых технологий.
3. Использовать кроссплатформенную разработку
Подойдет тем, кто разрабатывает мобильное приложение.
Кроссплатформенная разработка позволяет использовать код в разных операционных системах. Это сокращает стоимость и время разработки, так как не нужно нанимать отдельную команду и писать одно и то же приложение дважды.
***
Есть и другие способы снижения стоимости разработки. Например, можно отказаться от фишек, функционала, игровых механик и других элементов, но это не всегда целесообразно. Без этих составляющих прекрасный лебедь может превратиться в серую утку. Высокая стоимость продукта окупается в дальнейшем за счет его глубинной проработки и ценности, которую он дает клиентам. Поэтому экономия — не всегда хорошо.
Если вы хотите получить предварительную оценку стоимости разработки проекта, обратитесь в нашу студию. Читателям Дзена сделаем бесплатный анализ идеи и предварительный расчет.