Найти тему
Altzapoved

110 лет назад, 18 мая 1913 года на Телецком озере был спущен на воду первый и единственный пароход

За свою историю пароход сменил несколько названий. В 1936 году пароход был передан Алтайскому заповеднику, где прослужил до 1944 года под названием "Заповедник".

Первый пароход Телецкого попал на страницы художественных произведений. Вот что о нём писали:

-2

«…Лодка причалила к песчаному берегу какого-то залива. Большая волна сюда не заходила. А на воде покачивался голубой катер с широкой закопчённой трубой, из которой тянулся темный дымок. На бору виднелась надпись: «Заповедник».
- Какой у вас пароход интересный, совсем маленький!.. – сказала Надя. – Как он попал сюда, в такую даль?
- Катерок наш давно родился, - певуче заговорил Субботин. – Когда-то купцов через озеро переправлял, а в гражданскую войну на нём подняли флаг партизаны. И кличка тогда была ему «Партизан». После промеж организаций спор поднялся из-за нашего «Партизана». И вот угнали голубчика по большой воде, рекой в Бийск. Если бы заповедник здесь не образовался, не вернулся бы катер на Телецкое озеро.
- А как же его обратно привели? – спросила Надя.
- Да, нелегко было тянуть против течения. Машину разобрали, а корпус тащили бечевой, на порогах шли по пояс в воде. Так наш старик и прибыл на озеро. Здесь, значит, ему и помирать. Скоро заменят его новым….

(Алексей Малышев, Золотое озеро, 1952).

-3

«…По Телецкому озеру в те годы курсировал единственный пароходик, принадлежавший заповеднику. Тихоходный, немного шумный и заметный на большом расстоянии. Топливом для него служили обычные дрова, поэтому на пароходе были ручные пилы и топоры. И если не хватало топлива, причаливали в любом месте, пилили плавник и плыли дальше. Из трубы валил дым, а в то время, когда кочегар шуровал в топке, сноп икр поднимался высоко в небо, и в ночное время он был особенно виден. Но регулярных рейсов не существовало. Больше никаких моторных посудин не было и, в случае каких-либо поломок у парохода, связь по озеру сводилась к нулю. Только весельные лодки, вот и вся связь…» (Тигрий Дулькейт. Лыковы, 2005).

-4

В 1913 году финский учёный Йоханнес Габриель Гранё в книге «Алтай. Увиденное и пережитое в годы странствий» писал: «..Если бы нам понадобилось отправиться кратчайшим путём в Кырсай, мы могли бы воспользоваться небольшим параходиком. Этот неожиданный артефакт культуры – старое судно, построенное, судя по маркировке, в Швеции, - плавал тогда по озеру первое лето. Параходик был доставлен сюда прошлой зимой и передан на обслуживание Чулышманскому монастырю Московским митрополитом Макариусов…»

-5

Известный метеоролог Валентин Селегей писал, что май 1913 года следует считать началом судоходства на Телецком озере. Паровая яхта «Шефъ» (позже «Партизан») эксплуатировалась с некоторыми перерывами до декабря 1944 года, оставаясь практически единственным самоходным судном на озере.

Паровая яхта Шеф, ходившая по Телецкому озеру в начале XX века. На ней можно было проехать всё озеро от Артыбаша до Кырсая.
Паровая яхта Шеф, ходившая по Телецкому озеру в начале XX века. На ней можно было проехать всё озеро от Артыбаша до Кырсая.

Об истории первого и единственного парохода на Телецком озере https://www.vtourisme.com/altaj/istoriya/796-ot-shefa-do-pionera-altaya