Найти в Дзене
Коротко и по делу

Европа в эпоху перемен: Куда ей идти, куда деваться

Оглавление

Вернувшись из поездки в Китай, президент Франции Эммануэль Макрон много говорил о стратегической автономии Европы. Американцы быстро выступили с критикой, в то время как некоторые европейцы высказали резко иную точку зрения

Будущее Европы будет решаться в центре континента
Будущее Европы будет решаться в центре континента

Разделение рисков, или де -риск, как они выразились, указывает на призыв к переориентации политики в отношении Китая на фоне растущей напряженности между двумя крупнейшими экономиками мира.

Но позиция Макрона не лишена сторонников, включая председателя Европейского совета Шарля Мишеля, который в конце прошлого года самостоятельно посетил Китай, нарушив традицию совместных поездок с председателем Европейской комиссии. Европа погрязла в дебатах о том, как подходить к международным отношениям.

После затяжного конфликта в Украине эти дебаты только усилились. По словам канцлера Германии Олафа Шольца, Европа переживает переходный период и, похоже, запуталась в смене эпох.

Бушующая Атлантика, кровоточащая Европа

Украина, несомненно, меняет правила игры. Кажется предрешенным, что в результате конфликта мир увидит более объединенную Европу и более тесные трансатлантические связи. Но последствия кризиса настолько различны по обе стороны Атлантики, что нельзя не усомниться в этой идее. Пока США продолжают поставлять вооружение и наблюдать издалека, Европа вновь испытывает боль конфликта после окончания двух великих войн прошлого века.

-2

Прежние рамки безопасности утрачены. Кошмар территориального соперничества, который когда-то считался древним, вернулся. По мере того, как Россия становится конфликтной, а все больше европейских стран вступают в НАТО, любое примирение кажется труднодостижимым.

Европа оказалась в ситуации отсутствия безопасности и неопределенности. С запуском "Северного потока" энергетический маршрут, связывающий Россию и Западную Европу, жизненно важное и, возможно, последнее звено, был разрушен.

Социально-экономические последствия очевидны. Высокие цены на энергоносители и стремительно растущая инфляция разрушают европейскую экономику. Люди изо всех сил пытаются приспособиться к новой, гораздо менее комфортной жизни.

Когда им это не удается, они выходят на улицы. Капитал бежит в США, которые уже одержали большую победу в результате изменения энергетической зависимости Европы. Предприятия тоже уходят из-за Закона о снижении инфляции, направленного на эксплуатацию Америки.

Что остается Европе, так это потеря рабочих мест и дефицитных отраслей промышленности. Как однажды сказал Генри Киссинджер: "Быть врагом Соединенных Штатов опасно, но быть другом - смертельно опасно".

Мир меняется: больше связей, больше игроков

Мир изменился таким образом, что многополярность уже не концепция, а реальность. В этом все более многополярном мире не только экономический вес распределяется между большим количеством игроков, но и наблюдается большее расхождение во взглядах на мировые дела.

Европейские лидеры признают, что Запад не выиграл дебаты по Украине. Развивающийся мир не на стороне Запада в его раунде санкций против России.

-3

Страны понимают, что в глобализованном мире каждое действие имеет побочные эффекты, и мир должен быть, достигнут в рамках хорошо продуманной глобальной архитектуры, а не под диктовку одной державы или группы держав.

Президент Бразилии призывает к проведению политической встречи G20 для разрешения кризиса в Украине, а Китай выступает за примирение на Ближнем Востоке и направляет своего представителя в соответствующие страны для поиска политического урегулирования по Украине.

Еще несколько лет назад такое было бы немыслимо. Способность и готовность развивающихся стран участвовать в решении мировых проблем является признаком становления действительно многополярного мира.

Нынешняя ситуация вызывает беспокойство у некоторых европейцев. Метафора сада и джунглей европейской цивилизации и остального мира выявила это беспокойство.

Автономия имеет значение

Как Европа будет идентифицировать себя в новом мире? Президент Макрон говорит о "третьей сверхдержаве". Действительно, как лидер индустриализации и первый регион, создавший единый рынок, Европа рассматривается как квалифицированный крупный игрок в мировом сообществе. Европейские лидеры подтверждают роль Европы, подчеркивая важность стратегической автономии.

Слово Макрона "вассал" может быть резким, но оно точно подходит к сути.
Слово Макрона "вассал" может быть резким, но оно точно подходит к сути.

Пересмотр трансатлантических отношений - это необходимый первый шаг. Слово Макрона "вассал" может быть резким, но оно точно подходит к сути. В течение долгого времени после Второй мировой войны, благодаря помощи США в восстановлении Европы и холодной войне, союз с США казался Европе вполне обоснованным.

Атлантисты по умолчанию одержимы идеологическим антагонизмом, который иллюзорен и неподвластен времени. На волне глобализации с 1970-х годов успех Европы зависит уже не от США, а от ее собственной интеграции и более тесных связей с остальным миром на основе самостоятельного принятия решений.

Глобализация - это обоюдоострый меч. Связь открывает возможности и ведет к зависимости, которая может быть рискованной. Риск возрастает, когда одни члены мирового сообщества стремятся получить все преимущества и отказываются принимать другие.

США предпочитают вводить барьеры и одностороннее законодательство, чтобы сохранить свое превосходство
США предпочитают вводить барьеры и одностороннее законодательство, чтобы сохранить свое превосходство

США предпочитают вводить барьеры и одностороннее законодательство, чтобы сохранить свое превосходство за счет своих союзников и мировой экономики.

В других частях света страны стремятся решать проблемы путем сотрудничества и координации, зная, что возможен беспроигрышный вариант.

В краткосрочной перспективе США все еще могут легко добиться успеха благодаря доминированию доллара, своей абсолютной технологической мощи и многому другому. Однако в долгосрочной перспективе их авторитет находится под угрозой, а модель поведения "живи и дай жить" очевидна для всех.

Некоторые здравомыслящие европейцы продолжают предупреждать свои правительства об опасной зависимости от США и указывают на Китай как на миростроителя и вкладчика в глобальное процветание. Но их мнение игнорируется.

Более решительный Китай прямо спрашивает, почему страна, которая никогда не начинала войны, является угрозой, а страна, которая продолжает воевать, - спасителем.

Сейчас Китай активно ищет политическое решение украинского кризиса. Интересно, будет ли Китай рассматриваться как более серьезная угроза, если ему это удастся, ведь он теперь достаточно силен, чтобы сделать то, что не под силу даже самым могущественным странам?

В меняющуюся эпоху не существует фиксированных дефолтов. Новые вызовы требуют всеобщего сотрудничества. Некоторые в США истерически пытаются сохранить однополярный мир, которого никогда не существовало. Реальность доказывает, что они ошибаются.

Многие в мире ищут механизмы, которые были бы более инклюзивными и эффективными для поддержания международного порядка после Второй мировой войны и для продвижения справедливости в международном сообществе. Каково место Европы в этом многополярном мире?

Ожидается, что Европа, как крупная держава, предложит свой собственный ответ.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.

Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.

У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...