Очень спорный роман. Идеально зайдёт подросткам в период бунтарства и сепарации от родителей. Такое впечатление, что и написан он девочкой-подростком, которая пока ещё неспособна на амбивалентность чувств: ей просто необходимо видеть в родителях одно лишь зло и неприятие для того, чтобы отделиться от них, зажить самостоятельной жизнью.
Но на самом деле Лидия Милле, автор "Последнего лета", ровесница моего мужа и чуть старше меня. Она автор десяти романов и трёх сборников рассказов, лауреат и финалист самых престижных американских премий, в том числе Пулитцера. А обсуждаемый нами роман вышел в 2020 и назван одной из лучших книг года по версии "Нью-Йорк Таймс".
"Последнее лето"
Автор: Милле Лидия
Переводчик: Санина Вера Викторовна
Издательство: Синдбад, 2023 г.
Страниц 256
О чём?
Повествование ведётся от лица Евы, девочки-подростка, которая однажды летом оказалась в группе ровесников на отдыхе в большом доме вместе с родителями. Дети до такой степени стесняются своих близких, что затевают игру: они скрывают своё родство и принадлежность к той или иной семье надо вычислить или угадать. Выиграет тот, кто последним остался инкогнито.
И всё это на фоне странноватого апокалипсиса, похожего на знаменитый библейский Потоп. Схожесть усиливается тем, что девятилетний брат Евы получает для чтения Библию, и так увлечён ею, что создаёт подобие Ноева ковчега, собирая животных и спасая их от бури и наводнения.
Что не так?
Библейские мотивы будут просвечивать во многих эпизодах: рождение младенца в хлеву, поклонение Ангелов, даже распятие. И всё это как бы доказывает главную мысль текста: Бог есть природа (и наоборот). Эти страницы, если честно, меня не увлекли. Мне вообще показалось всё это несколько притянутым за уши.
А вот основной пафос книги прямо-таки задел за живое. Автор выставляет родителей по-настоящему неприятными и асоциальными типами. Теми, кто виноват в случившейся катастрофе – и глобальной экологической, и локальной – в каждой семье, когда дети ненавидят родителей, а родители абсолютно равнодушны к своим детям.
Заметьте: именно родители, а не бездетные взрослые виноваты во всём! Взрослые-одиночки, без семьи и детей, показаны с огромной симпатией. Они цельные, смелые и умелые, они много знают и много делают. Они нарисованы довольно подробно каждый, а не безликим вязким фоном, как родители детей.
И этот момент по-настоящему меня пугает. Получается, что только те из взрослых, кто не становится родителями, сохраняют юношеские амбиции, тягу к знаниям, способность овладевать новыми навыками, в том числе навыками выживания. А вот родители способны только пить и заниматься сексом – абсолютно ненужный материал, выбраковка, достойная лишь того, чтобы исчезнуть с лица земли...
Что понравилось?
Книга хорошо написана, она быстро и увлекательно читается, достаточно небанальна. Понравилось, как прорисованы детские персонажи – без прикрас, такие, как есть: со всеми своими максималистскими выводами, резкими суждениями и готовностью разорвать отношения с тем миром, который им не нравится.
Интересны не только подростки, но и младшие дети: две пары девочек и мальчиков. Мальчики положительные, а девочки совсем даже наоборот. В этом смысле интересно, что не всех детей испытания делают лучше, некоторых калечат. И это правильная мысль.
Но самое главное достоинство книги, пожалуй, то, что о ней можно и нужно спорить. Мир, нарисованный автором, довольно непривлекательный, но очень похожий на наше сегодняшнее время. Думаю, что роман задумывался как книга-предостережение, книга-сирена, вопящая об опасности: взрослые, не становитесь родителями!
Так я её прочитала. А вы, вполне возможно, увидите в ней что-то своё, другое.
Будете читать? Поспорим? Можно посмотреть поближе на Лабиринте
Подписаться на мой канал здесь или в ОК, ВК и ТГ