Найти в Дзене
Журнал «Ватандаш»

Главный враг бурзянской пчелы

Болезни, опосредованные изменениями климата и глобальным разносом инфекций, сокращение кормовых ресурсов, его количества и качества, сокращение возможностей для успешного гнездования. Что еще на бедную пчелиную голову? Браконьерство и метизация. Заявляю со всей ответственностью, что главный враг бурзянской пчелы – это человек. Слишком много в нём алчности и слишком мало ответственности, любви к своему краю и культурному наследию, законопослушания. Даже внесение бурзянской пчелы в Красную книгу Башкортостана ничего не изменило. Почему так происходит? Известно, что все европейские, да и прочие страны мира, при наличии материальных средств, используют механизмы штрафов и поощрений в природоохранном административно-правовом поле. В законопослушной Западной Европе это действует безотказно. Законы работают точечно, и это очень правильно. Уничтожил редкие растения, пусть даже и на своей, частной территории – огромный штраф. Разобрал свой дом, и при этом улетели летучие мыши с чердака – штраф.
Оглавление

Болезни, опосредованные изменениями климата и глобальным разносом инфекций, сокращение кормовых ресурсов, его количества и качества, сокращение возможностей для успешного гнездования. Что еще на бедную пчелиную голову?

Метизированная пчела, видна желтизна на брюшке.
Метизированная пчела, видна желтизна на брюшке.

Браконьерство и метизация. Заявляю со всей ответственностью, что главный враг бурзянской пчелы – это человек. Слишком много в нём алчности и слишком мало ответственности, любви к своему краю и культурному наследию, законопослушания. Даже внесение бурзянской пчелы в Красную книгу Башкортостана ничего не изменило. Почему так происходит? Известно, что все европейские, да и прочие страны мира, при наличии материальных средств, используют механизмы штрафов и поощрений в природоохранном административно-правовом поле. В законопослушной Западной Европе это действует безотказно. Законы работают точечно, и это очень правильно. Уничтожил редкие растения, пусть даже и на своей, частной территории – огромный штраф. Разобрал свой дом, и при этом улетели летучие мыши с чердака – штраф. Предоставляешь на своих частных землях приют перелётным птицам – денежное вознаграждение. И это притом, что нарушение основных природоохранных законов (уничтожение редких животных, тем более на охраняемых государством территориях) наказывается безотлагательно жёсткими административными мерами.

Что же у нас? Общество ни морально, ни материально не готово к охране редких видов, да и вообще, природы. Нужно к слову «природа» постоянно добавлять слово «наследие», чтобы напоминать нашим гражданам не только о правах, но и об обязанностях. Но призывы пока никак не действуют. Можно понять людей, старающихся поднять своё материальное благосостояние. Но зачем делать это за счёт разрушения природного наследия? Там, где только возможно, люди приносят домой дикие пчелиные семьи из леса и завозят инопородные семьи пчёл в Бурзянский район, хотя это запрещено государственными законами и всевозможными постановлениями. Есть даже местные, невыявленные экспериментаторы, подсаживающие в борти в лесу инопородных пчёл.

Люди не могут не знать, что их действия преступны, они своими руками губят бурзянскую пчелу, способствуя её массовой метизации. На просторах интернета уже открыто заявляют, что бурзянской пчелы давно не существует, она вся метизирована. Уверяю читателей, что она всё еще жива. Общая метизация популяции бурзянских пчёл пока не достигла 15%, и с ней можно ещё справиться. Но с таким отношением скоро национальному символу придёт конец. Один местный житель доказывает, что карпатские пчёлы намного дружнее носят медовый взяток, другой хвалит китайских пчёл, которые за лето столько приносят меду «намного больше наших пчёл!» И призывы содержать только своих, местных пчёл, не приводят к положительному результату. Грешат наши сограждане и тотальной фальсификацией мёда, в том числе бортевого.

Бурзянская пчела оказалась между молотом и наковальней: с одной стороны – изменения климата, болезни, ухудшение кормовой базы, с другой – прямое (браконьерство) и косвенное (метизация) уничтожение человеком.

Следует отметить, что браконьерством и завозом инопородных пчёл грешат местные жители и в других, соседних с Бурзянским, горнолесных районах республики, где в лесах живет дикая пчела. И там она тоже подлежит охране, как редкий вид. Намеренную метизацию (а значит, уничтожение) краснокнижного вида, вероятно, также можно считать административным нарушением и штрафовать за причинение ущерба бурзянской пчеле.

Марина БАКАЛОВА, ведущий научный сотрудник Государственного заповедника «Шульган-Таш», кандидат биологических наук.

Фото автора.

Еще больше интересных статей на самые различные темы вы найдете на нашем сайте https://vatandash.rbsmi.ru/

Мы в ВК - https://vk.com/vatandash_journal

  • Очень интересно ваше мнение. Напишите комментарий
  • Друзья, оцените если вам полезна наша статья 👍
  • Подпишитесь - Дзен покажет вам новые публикации.