Найти тему
Вот Как!

Огромный банан, летающий по небу: что это и зачем?

Оглавление

Вообразите, как в один из летних дней вы наслаждаетесь солнечным теплом и отличной погодой, поднимаете глаза к небу и видите в воздухе… гигантский банан.

Что это? Галлюцинация? Лазерная проекция? У вас не всё в порядке с головой? Начался конец света? Нет. Вы видите летающий арт-объект.

Примерно так один современный художник представлял свой арт-проект, которому не суждено было осуществиться.

Но можно ли назвать автора художником, а летающий банан арт-проектом – вопросы неоднозначные.

Кто это придумал и в чём был смысл затеи?

Автор «летающего банана» – канадский художник с аргентинскими корнями по имени Сесар Саэс. Само изделие планировалось как дирижабль, наполненный гелием и изготовленный из таких материалов, как бамбук, лёгкое дерево бальса, кожа и синтетическая бумага.

Банан должен был составлять около трёхсот метров в длину и дрейфовать на высоте 30-50 км. Но не где-нибудь, а непременно в небе над Техасом.

Запуск конструкции в воздух предполагался в августе 2008 года с территории мексиканского штата Сонора, а приземление примерно после месяца дрейфа – в американском штате Луизиана. Таким образом дирижабль в форме банана должен был пролететь над всей территорией штата Техас.

Арт-проект, по идее художника, являлся ироничным высказыванием против политики Джорджа Буша, с которой Саэс был несогласен.

Стиль американской политики во времена президентства Буша Сесар характеризовал как «техасско-ковбойский» и «самонадеянно-абсурдный», а огромный банан – это фаллический символ, послание президенту и насмешка над мачизмом. По словам автора, он хотел привнести юмор в небо Техаса и насладиться двусмысленностью происходящего.

Смех смехом, а банан был непрост

Сесар подошёл к проектированию арт-объекта серьёзно. Несмотря на конструктивную критику по поводу реализуемости проекта, он публиковал технические подробности о банане-дирижабле, который помимо сложных материалов обладал рядом особенностей.

В частности, каркас из бамбука планировался как опора для отдельных баллонов с гелием. За правильное надувание банана и поддержание его формы отвечала система клапанов; за правильную ориентацию плашмя относительно горизонта – система мощных скрытых гироскопов, раскручиваемых потоками воздуха, и так далее. Вот некоторые из опубликованных иллюстраций:

Кроме того, существовала ещё и правовая сторона вопроса. На идею о летающем банане отреагировало американское управление гражданской авиации, заявив, что проект необходимо согласовать. Только вот чиновники и сами терялись, с кем именно и что согласовывать.

Сесар крыл тем, что якобы планируемая высота полёта в 30-50 км является практически открытым космосом, где не действуют юрисдикции каких-либо территорий, и не собирался ничего ни с кем обсуждать.

Здесь и обнаружились несостыковки и проблемные места проекта

Во-первых, заявленная высота полёта для подобных летательных аппаратов является труднодоступной, а по некоторым расчётам просто-напросто невозможной. Не говоря уже о том, что с Земли даже 300-метровый дирижабль на высоте в 30 и тем более 50 километров невооружённым взглядом видно не будет.

Во-вторых, само название проекта – «Геостационарный банан над Техасом» – было очевидным лукавством, поскольку по геостационарной орбите двигаются искусственные спутники на высоте более 35000 километров.

Концовка истории летающего банана вышла столь же неоднозначной и витиеватой, как и весь арт-проект

Конечно, «Геостационарный банан над Техасом» не мог стоить дёшево. Сесар оценил его примерно в 1 миллион долларов США. И что поразительно, несмотря на всю утопичность проекта, умудрился собрать весомую часть суммы!

Идею неожиданно профинансировало канадское правительство: в арт-объекте разглядели произведение искусства. Более того, с частных лиц, в основном с граждан США, удалось собрать ещё большие деньги. Общая полученная Сесаром сумма оценивается в 300-350 тысяч долларов.

Разумеется, в установленный срок банан в воздух не взлетел

Тем временем сам Сесар, для виду немного покормив всех завтраками, в 2010 году уехал из США в неизвестном направлении вместе с обналиченными деньгами и более обратно не возвращался.

Действительно ли господин Саэс верил в свой проект и решил забрать деньги только тогда, когда что-то пошло не так как было задумано, или же схема изначально планировалась как нелегальный заработок, неизвестно. Во всяком случае, художника многие считают аферистом, а грандиозный арт-проект – незаурядной аферой.

Понравился материал? Посмотрите подборку:

Аферы и фальсификации | Вот Как! | Дзен