Вообразите, как в один из летних дней вы наслаждаетесь солнечным теплом и отличной погодой, поднимаете глаза к небу и видите в воздухе… гигантский банан.
Что это? Галлюцинация? Лазерная проекция? У вас не всё в порядке с головой? Начался конец света? Нет. Вы видите летающий арт-объект.
Примерно так один современный художник представлял свой арт-проект, которому не суждено было осуществиться.
Но можно ли назвать автора художником, а летающий банан арт-проектом – вопросы неоднозначные.
Кто это придумал и в чём был смысл затеи?
Автор «летающего банана» – канадский художник с аргентинскими корнями по имени Сесар Саэс. Само изделие планировалось как дирижабль, наполненный гелием и изготовленный из таких материалов, как бамбук, лёгкое дерево бальса, кожа и синтетическая бумага.
Банан должен был составлять около трёхсот метров в длину и дрейфовать на высоте 30-50 км. Но не где-нибудь, а непременно в небе над Техасом.
Запуск конструкции в воздух предполагался в августе 2008 года с территории мексиканского штата Сонора, а приземление примерно после месяца дрейфа – в американском штате Луизиана. Таким образом дирижабль в форме банана должен был пролететь над всей территорией штата Техас.
Арт-проект, по идее художника, являлся ироничным высказыванием против политики Джорджа Буша, с которой Саэс был несогласен.
Стиль американской политики во времена президентства Буша Сесар характеризовал как «техасско-ковбойский» и «самонадеянно-абсурдный», а огромный банан – это фаллический символ, послание президенту и насмешка над мачизмом. По словам автора, он хотел привнести юмор в небо Техаса и насладиться двусмысленностью происходящего.
Смех смехом, а банан был непрост
Сесар подошёл к проектированию арт-объекта серьёзно. Несмотря на конструктивную критику по поводу реализуемости проекта, он публиковал технические подробности о банане-дирижабле, который помимо сложных материалов обладал рядом особенностей.
В частности, каркас из бамбука планировался как опора для отдельных баллонов с гелием. За правильное надувание банана и поддержание его формы отвечала система клапанов; за правильную ориентацию плашмя относительно горизонта – система мощных скрытых гироскопов, раскручиваемых потоками воздуха, и так далее. Вот некоторые из опубликованных иллюстраций:
Кроме того, существовала ещё и правовая сторона вопроса. На идею о летающем банане отреагировало американское управление гражданской авиации, заявив, что проект необходимо согласовать. Только вот чиновники и сами терялись, с кем именно и что согласовывать.
Сесар крыл тем, что якобы планируемая высота полёта в 30-50 км является практически открытым космосом, где не действуют юрисдикции каких-либо территорий, и не собирался ничего ни с кем обсуждать.
Здесь и обнаружились несостыковки и проблемные места проекта
Во-первых, заявленная высота полёта для подобных летательных аппаратов является труднодоступной, а по некоторым расчётам просто-напросто невозможной. Не говоря уже о том, что с Земли даже 300-метровый дирижабль на высоте в 30 и тем более 50 километров невооружённым взглядом видно не будет.
Во-вторых, само название проекта – «Геостационарный банан над Техасом» – было очевидным лукавством, поскольку по геостационарной орбите двигаются искусственные спутники на высоте более 35000 километров.
Концовка истории летающего банана вышла столь же неоднозначной и витиеватой, как и весь арт-проект
Конечно, «Геостационарный банан над Техасом» не мог стоить дёшево. Сесар оценил его примерно в 1 миллион долларов США. И что поразительно, несмотря на всю утопичность проекта, умудрился собрать весомую часть суммы!
Идею неожиданно профинансировало канадское правительство: в арт-объекте разглядели произведение искусства. Более того, с частных лиц, в основном с граждан США, удалось собрать ещё большие деньги. Общая полученная Сесаром сумма оценивается в 300-350 тысяч долларов.
Разумеется, в установленный срок банан в воздух не взлетел
Тем временем сам Сесар, для виду немного покормив всех завтраками, в 2010 году уехал из США в неизвестном направлении вместе с обналиченными деньгами и более обратно не возвращался.
Действительно ли господин Саэс верил в свой проект и решил забрать деньги только тогда, когда что-то пошло не так как было задумано, или же схема изначально планировалась как нелегальный заработок, неизвестно. Во всяком случае, художника многие считают аферистом, а грандиозный арт-проект – незаурядной аферой.