Режиссёр фильма "Отель Гранд Будапешт" Уэс Андерсон доказал: в настоящем искусстве мелочей не бывает. Приходится работать и над мелочами, которые не каждый зритель оценит.
Уэс Андерсон - один из наиболее оригинальных режиссёров современного американского кинематографа. Его вполне можно сравнить с Квентином Тарантино. Не по стилистике или тематике произведений, которые категорически различаются, но по уникальному месту, которое фильмы Андерсона занимают среди однотипных, хотя порой и качественных, голливудских изделий.
"Отель Гранд Будапешт" (2014) - самый успешный на данный момент фильм режиссёра, обласканный и многочисленными престижными наградами (от Берлинского кинофестиваля до "Оскара"), и солидными для авторского кино кассовыми сборами. Сегодня поводом поговорить об этом замечательном фильме станет его сюжетная изюминка - картина средневекового художника Иоганна Ван Хойтля.
Простой сценарный ход с непростыми последствиями
Живописное полотно "Мальчик с яблоком" играет важнейшую роль в сюжетных коллизиях фильма "Отель Гранд Будапешт". Баснословно дорогая картина становится яблоком раздора (очевидная перекличка названия полотна и сыгранной им роли) - ради обладания ею наследник умершей аристократки готов на что угодно. Вот только по завещанию картина досталась не ему, а служащему отеля, в котором сумасбродная старуха любила останавливаться.
Ну что ж, произведение искусства как двигатель сюжета - ход интересный, но не уникальный. Каковы действия режиссёра, решившегося на такой ход? Наиболее логичных вариантов два. Первый - воспользоваться существующей работой реального знаменитого художника. Второй - выдумать автора, а в качестве его творения представить рисунок, известный только узкоспециализированным экспертам по части искусствоведения.
Четыре месяца работы ради правды искусства
Андерсон из двух вариантов выбрал третий - придумал живописца по имени Иоганн Ван Хойтль, якобы жившего в XVII столетии. Но не просто выставил от его имени не примелькавшуюся картину той эпохи, а решил создать полностью оригинальное полотно.
С этой целью был приглашён современный британский художник-портретист Майкл Тэйлор, которому и заказали полноценную работу в стиле европейской живописи XVII века. Причём портрет художник писал с натурщика, стараясь при этом максимально повторить как технические приёмы (манера письма, характерные мазки, вид и состояние холста и даже рамы), так и стилистику изображения, характерные жесты и выражение лица.
Автор подошёл к заданию всерьёз - работа заняла у Тэйлора 4 (!) месяца, пусть и с перерывами. Старания были вознаграждены: большинство искусствоведов одобрительно оценили современную версию портрета эпохи Возрождения. Правда, не обошлось без оговорок - стилистически "Мальчик с яблоком" похож на более строгие и эмоционально сдержанные портреты ранней эпохи, XVI века.