Тверской купец Афанасий Никитин в 15 веке открыл дорогу из России в Индию. За 3 года он добрался до Индии и вернулся обратно. Он описал своё путешествие в «Хожение за три моря». Современный транспортный коридор "Север-Юг" позволит доставлять грузы из Мумбая в Санкт-Петербург в течение 15-24 дней.
В конце 20-го века возникла растущая необходимость в перевозке грузов из Южной, Юго-Восточной и Западной Азии в страны Старого Света.
Грузы отправленные из индийского Мумбая через Суэцкий канал доставляются морем в российский Санкт-Петербург за 40 дней. Между тем тестовый рейс показал, что новый транспортный маршрут из Индии в Россию, через Иран и Азербайджан, будет в 2 раза быстрее пути через Суэцкий канал — немногим более 20 дней. При этом стоимость перевозки должна сократиться почти на 30%.
В 1998 году на Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было решено ускорить создание евроазиатских транспортных коридоров, формирование которых должно осуществляться с участием двух структур ООН — Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
В 1999 г. группа индийских, иранских и российских транспортных компаний подписала генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по маршруту «Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия». Соглашение определяло организацию этой транспортировки, ответственность участников, примерные ставки и сроки прохождения грузов в 20 и 40-футовых контейнерах.
Особую роль в реализации проекта международного транспортного коридора "Север - Юг", призванного соединить Восток и Запад, играет Индия. Быстро растущая индийская экономика заинтересована в скорейшем полномасштабном запуске международного транспортного коридора, который в перспективе может быть продолжен из России в страны Европы. Экспорт Индии в Европу за 10 лет (2008-2018 годы) увеличился почти в 2 раза. В 2008 году он составлял почти $29 млрд, а в 2018 - $45,6 млрд.
Индия заинтересована также в развитии проекта в направлении из Ирана на северо-восток, в страны Центральной Азии для расширения своего стратегического присутствия в регионе.
Проект транспортного коридора "Север-Юг" инициировали Россия, Индия и Иран. Стратегическая идея состояла в том, чтобы соединить Индийский океан с Каспийским морем через Иран и обеспечить маршрут в страны Северной Европы через территорию России.
12 сентября 2000 года, на второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге, Россия, Иран и Индия подписали межправительственное соглашение о создании транспортного коридора «Север — Юг».
С 2000 по 2001 годы было перевезено 2400 40-футовых контейнеров. Перевозки осуществлялись группой фирм в составе ирано-индийской фирмы «Иран-Хенд» и совместной ирано-российской компании «Ирсотр», при участии фирмы-координатора «Реджи». Практика показала, что время перевозки контейнеров через Иран от порта Бендер-Аббас на побережье Персидского залива до порта Бендер -Энзели на Каспийском море составляло 4 дня с учётом таможенных формальностей.
Но в 2002 году движение по новому маршруту из Индии в Россию было остановлено, действующим остался участок, связывающий Россию и Иран по Каспийскому морю. Причины приостановки: технико-логистические, финансовые и политические.
В феврале 2002 года Государственная Дума России и Совет Федерации приняли Федеральный Закон о ратификации Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг» (МТКСЮ).
В мае 2002 года в Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц был подписан протокол об официальном открытии МТКСЮ.
В дальнейшем число участников проекта было расширено: Казахстан (2003), Беларусь (2004), Оман (2004), Таджикистан (2005), Азербайджан (2006), Армения (2006), Сирия (2006), в качестве наблюдателя – Болгария (2006).
Маршрут «Север – Юг» протяженностью 7200 км проходит от индийского порта Джавахарлал Неру (Нава-Шева) в Нави-Мумбай (к югу от Мумбая) до Санкт-Петербурга через Иран.
Порт Джавахарлал Неру - Нава-Шева, (англ. Jawaharlal Nehru Port) в Нави-Мумбай - один из крупнейших контейнерных портов в Индии (2-е место после порта Мудра) - 5,5 млн. TEU (2022-23), общий грузооборот - 7 млн. т. В 2023 году планируют закончить строительство Западного выделенного грузового коридора (Western DFC) - железной дороги длиной 1506 км, по которой планируют перевозить контейнеры в 2 яруса. Он соединит Дадри в штате Уттар-Прадеш (недалеко от Дели) с портом Джавахарлал Неру. Википедия
Проект предусматривает использование железных дорог, автобанов, морских и речных путей, и в его реализации уже сделано немало на пути к полномасштабному запуску.
Проблемой является различная ширина железнодорожной колеи между Россией, Азербайджаном и Туркменистаном (1520 мм) и Ираном (1435 мм). Необходимо менять колёсные тележки вагонов или перегружать грузы.
В МТК «Север – Юг» возможно использование 3-х маршрутов от Санкт-Петербурга до иранского порта Бендер-Аббас, который является основным экспортным портом Ирана в Персидском заливе, наилучшим образом связанным с железнодорожной и автодорожной сетями:
1. Западный (по западному берегу Каспия через Россию, Азербайджан) – примерно 5,1 тыс. км.
2. Транскаспийский (с использованием паромных и контейнерных линий на Каспийском море) – примерно 4,9 тыс. км.
3. Восточный (по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан и Туркменистан), иногда также называемый коридором KTI (Казахстан – Туркменистан – Иран), – примерно 6,1 тыс. км.
Порт Бендер-Аббас занимает стратегическое положение в узком Ормузском проливе, напротив Омана. Глубина акватории порта, до 17 м, позволяет принимать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн. Он уже сильно перегружен - обслуживает 85% морской торговли Ирана, грузооборот 65 млн. т. Здесь расположена главная база иранского военно-морского флота. Возможности для расширения порта нет.
Индия и Иран в 2002 году подписали соглашение, о строительстве порта в Оманском заливе - Чехбеха́р (Чахбехар, раньше Бенде́р-Бехешти́), превращении его в полноценный глубоководный порт. В отличие от Бендар-Аббаса, Чехбеха́р способен принимать грузовые суда водоизмещением более 100 тыс. т. Он предназначен для обработки генеральных, контейнерных, навалочных и наливных грузов.
Чехбеха́р должен стать ключевым портом Международного транспортного коридора Север-Юг". Порт обладает высокой пропускной способностью, грузооборот — 8 млн. т и планируют увеличить до 12,5 млн. т в год. Создана свободная экономическая зона.
Индия уже вложила в проект около $2,1 млрд, из которых $0,5 млрд пошло на строительство порта в иранском Чехбеха́ре, еще $1,6 млрд — на реконструкцию железнодорожного пути до Захедана.
При этом Индия планирует и дальше увеличивать инвестиции в проект МТКСЮ. Она особо заинтересована в развитии восточного коридора, в частности строительстве железной дороги на северо-восток Ирана, в сторону Центральной Азии.
МТК Север—Юг не существует в качестве единого, интегрированного комплекса. Он представляет собой отличающиеcя по ряду параметров транспортные системы нескольких государств с различными таможенными режимами и шириной колеи железных дорог.
Результаты исследований, проведенных Федерацией ассоциации грузоперевозчиков Индии после организованного в 2014 году тестового рейса по маршруту МТКСЮ, оказались весьма обнадеживающими.
Для скорейшего осуществления проекта надо решить некоторые вопросы, связанные с развитием инфраструктуры и организацией логистики, чтобы обеспечить свободное перемещение грузов по МТКСЮ. Как и налаживание качественной и недорогой логистики коридора, необходимо унифицировать документацию и страховку, гарантирующую неприкосновенность и сохранность грузов на всём пути их следования.
В 2009 году Иран начал строительство участка железной дороги между Рештом и Казвином. Строительство железной дороги Решт — Казвин - один из самых сложных железнодорожных проектов Ирана, он проходит по гористому рельефу, через горы Эльбурс. На всём протяжении железной дороги было построено 22 тоннеля общей длиной 25 км и 15 мостов - 8 км.
22 ноября 2018 года был запущен первый пробный поезд по железной дороге Казвин — Решт. Главная церемония открытия этого 164 км участка состоялась 6 марта 2019 года с участием президента Ирана Хасана Рухани министра экономики Азербайджана Шахина Мустафаева и официальных лиц Пакистана и Ирака.
От Решта начали строить ещё 2 участка железной дороги:
- западная часть транспортного коридора до Астары, на границе с Азербайджаном: Россия в мае 2023 года выделила Ирану межгосударственный кредит на сумму 1,3 млрд. евро для завершения строительства, ввести в эксплуатацию железную дорогу Рещт - Астара (162 км) планируют в 2025 году;
- транскаспийская (центральная) часть (41 км) - к Каспийскому морю в Бендер-Энзели (раньше Энзели), осталось построить 4 км до порта, закончить строительство этого участка планировали в марте 2023 года.
На территории России стержневым направлением развития транзитных и внешнеторговых грузопотоков в рамках коридора «Север — Юг» является железнодорожное направление Бусловская (на границе с Финляндией) — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Кочетовка — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань протяженностью 2513 км.
Астраханский порт - один из важнейших перевалочных пунктов по транскаспийскому маршруту «Север-Юг». Его пропускная способность около 10 млн. т грузов в год, грузооборот - 2,65 млн. т (2022 год). Для проводки судов зимой с 1995 года используются ледоколы. В 1993 году он был преобразован в акционерное общество открытого типа. Иранская компания «Насим Бахр Киш» в 2016 году получила разрешение ФАС на выкуп 53,1% акции ПАО «Астраханский порт».
Россия в 2004 году проложила 55 км железной дороги от станции Яндыки Приволжской железной дороги к морскому порту Оля (Астраханская область). Это позволило завершить формирование железнодорожной части транскаспийского маршрута МТКСЮ на российской территории.
Морской порт Оля расположен в 100 км южнее г. Астрахань в дельте реки Волги на 67 км Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). Порт является универсальным, с круглогодичной навигацией и имеет ключевое значение для МТК «Север – Юг».
Первая очередь порта была введена в эксплуатацию 3 июня 1997 года. К этому моменту к порту уже была проложена автомобильная дорога протяженностью 5,4 км. В порту в круглосуточном режиме работает морской пункт пропуска (МПП) через государственную границу РФ «Оля».
В порту Оля 10 причалов, в том числе для судов типа «Ро-ро», с общей длиной причального фронта 1,6 км. Пропускная способность — 4 млн. т в год. Грузооборот в 2022 году - 377 тыс. т.
ООО «Автопаромная грузовая линия» - оператор паромных линий «Порт Оля – порт Бендер-Энзели (Иран)» и «Порт Оля – порт Туркменбаши (Туркменистан)».
Проводится модернизация порта Оля. Ведётся строительство контейнерного, зернового и масляного терминалов. Их запуск в 2024 году позволит увеличить перегрузочные мощности на 3,3 млн тонн в год. Проектная мощность всего порта - 8 млн. т. Общая длина причальной линии с учетом запланированных причалов составит 2,9 км.
Планируется строительство современного портового комплекса в 4 км южнее порта Оля с грузооборотом 26 млн. т.
В ноябре 2020 года правительство России приняло постановление о создании портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Лиманском районе Астраханской области. её объединили с уже существующей ОЭЗ промышленно-производственного типа «Лотос», в результате чего сформирован Каспийский кластер. Управляющая компания АО «ОЭЗ «Лотос».
На первом этапе компания оборудует причалы №№ 8 и 9 порта Оля, начнёт возить грузы через них к 2023 году. Суммарная мощность 4-х терминалов - более 3 млн тонн. Будет установлено необходимое погрузо-разгрузочное оборудование, объекты таможенной инфраструктуры – автомобильный и железнодорожный КПП.
В августе 2021 года в портовой ОЭЗ зарегистрирован якорный резидент ООО «Портово-логистическая компания «Каспий». Компанией будет реализован проект по строительству современного контейнерного терминала для обработки грузов, идущих по МТК «Север-Юг».
В мае 2023 года подписан договор между ЗАО "СММ" и ООО "ПЛК "Каспий", который предусматривает изготовление и поставку портального крана для контейнерного терминала на территории портовой ОЭЗ. Кран рассчитан на перевалку 20 и 40-футовых контейнеров, его грузоподъемность - 63 тонны. Такой техники в Астраханской области сейчас нет.
Вторым резидентом портовой зоны в 2022 году стало ООО «АгроТерминал Каспий» с проектом по строительству современного терминала для приема, хранения и отгрузки зерновых культур и растительного масла. Запланированная мощность терминала по перевалке составляет 900 тысяч тонн зерновых и 300 тысяч тонн масла в год, мощности по хранению обеспечат единовременное хранение 100 тысяч тонн зерна. Запуск первой очереди терминала планируется в 2024 году.
Вторая очередь портовой ОЭЗ предполагает строительство новых причалов в районе ильменя Забурунный, что на 7 км южнее порта Оля. Реализация этого проекта позволит создать мощности для перевалки 8 млн. тонн грузов к 2031 году,
В 2023 году планируют закончить, начатые в 2022 году, дноуглубительные работы на Волго - Каспийском судоходном канале, соединяющем глубоководный участок реки Бахтемир (главный рукав в дельте Волги) и глубоководную часть Каспийского моря. Этот канал позволяет проходить морским судам до портов Астрахань и Оля. По каналу смогут проходить суда класса «река-море» с осадкой до 4,5 метров и грузоподъёмностью 7 тыс. т, а сейчас только 3 тыс. т.
На российских судостроительных заводах строятся суда-контейнеровозы для использования на маршруте порт Оля (Россия) - порт Бендер - Энзели (Иран). В мае 2023 года на судостроительном заводе "Лотос" (Астраханская область) заложили первое судно серии из 4-х сухогрузов-контейнеровозов проекта 00108. Завершить строительство планируется в 2025 году.
Конструкция судов этого проекта адаптирована к условиям Каспийского моря – это низкая осадка и широкие борта. Суда универсальные – кроме контейнеров, они могут перевозить любые виды сухих грузов. Их строительство ведётся при поддержке Государственной транспортной лизинговой компании.
Судоходные линии Исламской Республики Иран (IRISL) выделили в июле 2022 года 300 контейнеров для перевозки грузов в Россию.
В мае 2023 года Россия и Иран подписали соглашение о строительстве и закупке 20 судов для транспортной компании General Cargo. В июне 2023 года 15 коммерческих судов пополнили флот Ирана в Каспийском море.
Иран обратился к России с просьбой разрешить проход своих судов по российским внутренним водам, по Волге и Волго-Донскому каналу. Сейчас для дальнейшей транспортировки груз перегружают с иранских судов на российские.
Правительство России в апреле 2023 года разрешило судну «Наджва 4» под государственным флагом Исламской Республики Иран в период навигации 2023 года одноразовый проход в целях транзита по внутренним водным путям Российской Федерации из Азовского моря в Каспийское море по маршруту Ростов-на-Дону – Волго-Донской судоходный канал – Волга – Астрахань.
Многоразовый транзит в период навигации 2023 года из Каспийского моря в Азовское по маршруту Астрахань – Волга – Волго-Донской судоходный канал – Ростов-на-Дону и в обратном направлении, а также из Каспийского моря в Балтийское по маршруту Астрахань – Волга – Рыбинское водохранилище – Волго-Балтийский канал – Онежское озеро – река Свирь – Ладожское озеро –Нева – Санкт-Петербург и в обратном Правительство России разрешило 14 судам Казахстана.
Правительство России разрешило в период навигации 2023 года многоразовый проход в целях транзита по внутренним водным путям РФ из Каспийского моря в Азовское море и обратно по Волго-Донскому каналу 17 судам Азербайджана.
Планируется включить порт Махачкалы в структуру международного транспортного коридора «Север — Юг». Это единственного российский незамерзающего глубоководный порт на Каспии. Мощность перегрузочного комплекса для сухих грузов - 3 млн. т в год. Минтранс России планирует увеличение пропускной способности порта до 15 млн т в год, в том числе по нефтеналивным грузам до 10 млн т в год.
Нефтегавань порта может принимать танкеры грузоподъемностью до 13 тыс. тонн и осадкой до 6,5 метров. На территории, примыкающей к порту, расположена нефтебаза, которая соединена с магистральным нефтепроводом Баку-Новороссийск.
В Махачкалинском порту единственная российская железнодорожная паромная переправа на Каспии, пропускной способностью больше 20 тыс. вагонов в год, которая обеспечивает прямое железнодорожное сообщение с портами Актау (Казахстан) и Туркменбаши (Туркменистан) и в перспективе —Амирабад (Иран).
В порту Махачкалы есть автопаромный терминал.
Иран модернизирует свои каспийские порты и строит новые.
Строительство порта Амирабад началось в 1996 году. Это огромный комплекс свободной экономической зоны и порта.
Амирабад - наиболее развивающийся порт севера Ирана. Он находится на южном берегу Каспийского моря в 51 км к северо-востоку города Сари, административного центра провинции Мазендеран, в 330 км от Тегерана. Связан с железнодорожной сетью Ирана. Построено 15 причалов с пропускной способностью 7,5 млн. т в год. Есть причал для судов типа «Ро-ро» и железнодорожных паромов.
Планируется построить 34 причала. Со временем Амирабад станет самым важным и крупным портом Каспийского моря.
Порт Бендер-Энзели - один из крупнейших портов Ирана на Каспийском море. В порту насчитывается 10 причалов пропускной способностью 7 млн. т грузов в год,
26 июня 2018 года в порту Бендер-Энзели состоялась церемония открытия мультимодального транспортного коридора Китай-Казахстан-Иран. Прибыл иранский корабль с контейнерами из Китая. Этот коридор начинается с железной дороги из Восточного Китая – от порта Ляньюньган (провинция Цзянсу) до Западного Китая через Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район), далее проходит через пограничный переход Казахстана Достык и по республиканской железнодорожной магистрали Жезгазган — Бейнеу выходит на морской порт Актау (Мангистауская область Казахстана). В порту Актау груз перегружают на суда и доставляет в порт Бендер-Энзели.
В 2003 году в Бендер-Энзели была создана свободная экономическая зона. В ней начали строительство своего морского порта «Каспиан». Он сможет принимать суда водоизмещением до 20 тыс. тонн. Максимальная глубина дна будет более 9 метров. В нём будут: контейнерный нефтяной терминалы и для судов типа «Ро-ро», а также терминал и склады для сухих грузов, железнодорожный комплекс и пассажирский порт.
Президент Ирана Хасан Рухани 30 марта 2017 года принял участие в церемонии открытия портового комплекса «Каспиан» в Бендер-Энзели. Новый порт будет иметь 22 причала, общей протяженностью 5,1 км, а его мощность по перевалке грузов планируется довести до 15 млн. т после завершения всех работ.
Порт Ноушехр играет важную роль в транспортировке товаров между Ираном и Россией. Он расположен на южном побережье Каспийского моря. С другими городами Ирана порт связан автомобильными дорогами. Расстояние до Тегерана сократилось на 74 км до 120 км за счёт строительства автострады Тегеран-Север. Был построен голландской и бельгийской компаниями в 1930-х годах, а сегодня является одним из важнейших портов Ирана на Каспии.
Порт предназначен для обработки генеральных, контейнерных и навалочных грузов. Кроме того есть терминалы: нефтеналивной и для судов типа «Ро-ро», а также пассажирский. В порту 8 причалов общей протяженностью более 1,3 км. Грузооборот - 5 млн. т в год.
Строительство первой очереди порта в городе Феридункенар было закончено в 1997 г., а второй очереди – в 2002 г. Он расположен в провинции Мазендеран, в 100 км восточнее порта Ноушехр В 2007 г. было принято решение о придании этому порту статуса международного и открытии таможни. Летом того же года было принято решение о начале приватизации этого порта. В февраля 2008 г. состоялась официальная церемония открытия порта Феридункенар как первого частного торгового порта Ирана на Каспии.
В порту имеются 3 причала, грузовые площадки и крытые склады. Акватория и подходной канал порта имеют бакены и другое навигационное оборудование. Порт имеет современное перегрузочное оборудование (мобильные портовые краны и автопогрузчики), узел связи и буксир. Грузооборот - 1 млн. т в год. Недостатками порта считаются малые глубины в подходном канале и у причалов, а также отсутствие железной дороги.
Астара расположена на западном побережье Каспийского моря, в самой северной части провинции Гилян, на границе между Ираном и Азербайджанской Республикой. Создана свободная экономическая зона.
Порт Астара был построен в 1996 году для рыбной ловли, торговли и туристических услуг. После исчезновения кильки рыболовная деятельность порта была прекращена.
В 2009 году управление этим портом было передано компании Kaveh сроком на 40 лет.
В марте 2013 года Иран открыл порт Астара для международных перевозок. Порт был интегрирован с МТКСЮ для улучшения морского сообщения через Каспийское море.
Компания Kaveh инвестировала в порт 22 млн. долларов и планирует увеличить инвестиции на 10% для расширения порта. Планируется увеличить пропускная способность порта с 700 тыс. т до 3,5 млн. т.
В порту Астара проведены дноуглубительные работы, создан самый стандартный канал для Каспийского море, и у порта нет проблем с приемом судов.
Сейчас порт Астара стал новым центром морских контейнерных перевозок в регионе. Овощи, фрукты и цветы перевозятся в контейнерах-рефрижераторах. Из Астары действуют регулярные контейнерные линии в порты Актау (Казахстан), Астрахань и Оля в России.
В 1995 году недалеко от города Нека в провинции Мазендаран построили крупнейший нефтеналивной порт Ирана на Каспии. Порт Нека - подчиняющийся порт специальной экономической зоны порта Амирабад.
Приходящая сюда нефть из Азербайджана, Казахстана и Туркмении поступает на крупные НПЗ в Тегеране и Тебризе, а на экспорт отправляется эквивалентное количество нефти с терминала на острове Харк в Персидском заливе.
Порт Нека связан нефтепроводом с портом Бендер-Джаск в Оманском заливе, который Иран построил специально для экспорта нефти из Туркмении, Казахстана, Азербайджана и России.
Он имеет 5 причалов. Планируется его расширение до 13 причалов. В этот порт заходят суда с генеральными грузами (43,75%), танкеры (12,5%) и пассажирские суда (43,75%). Максимальная длина судна, заходящего в Нека составляет 180 метров, максимальная осадка - 6,17 м, максимальный дедвейт судна составил 6207 тонн.
Восточный маршрут Север — Юг из России до 2014 года проходил через Казахстан, Узбекистан (Каракалпакию) и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Серахс (Туркменистан) - Серахс (Иран). Перестановка тележек или перегрузка вагонов осуществляется на туркменской станции Серахс.
Через станцию «Серахс» проходит ежедневно более 300 вагонов, следующих из Туркменистана в Иран и обратно.
В 2014 году в направлении «Север — Юг» заработал восточный железнодорожный маршрут транспортного коридора вокруг Каспийского моря из Россия через Казахстан и Туркмению в Иран. Построена железная дорога Узень—Болашак (Казахстан) — Кызылкая — Берекет — Этрек (Туркменистан)— Горган (Иран), через пограничный переход Акяйла (Туркменистан) - Инчебурун (Иран), 900 км. Перегрузка вагонов или перестановка колёсных тележек осуществляется на станции Этрек (Туркменистан).
Город Берекет (Казанджик) в Туркменистане является стратегически важным железнодорожным перекрестком Транскаспийской железной дороги (Каспийское море, Туркменистан, Узбекистан и восточный Казахстан) и Транснациональной железной дороги Север-Юг. В городе имеется крупное локомотивное ремонтное депо и современные пассажирская и грузовая железнодорожные станции.
ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» ожидает увеличение объемов грузовых и контейнерных перевозок в Иран. На терминале Этрек есть открытый склад, который занимает площадь 8,75 тыс. м² и способен единовременно вместить 972 контейнера.
А также есть закрытый склад - общей площадью около 5 тыс. м² и может одновременно вместить 553 контейнера. Терминал, предназначенный для замены колёс вагонов, вмещает до 48 вагонов одновременно и позволяет обслуживать 400 вагонов за одну ночь.
Протяженность железной дороги Узень - Горган на 600 км меньше, чем существующей с 1996 года из казахстанского Бейнау в иранский Мешхед, проходящей через Узбекистан и туркменские города Дашогуз, Туркменабад, Теджен и Серахс.
Перевозка грузов с запуском новой железной дороги вырастет с 3 до 10 млн. т в год.
В июле 2022 года первый грузовой железнодорожный состав с 39 контейнерами прошёл 3800 км по железным дорогам России, Казахстана и Туркменистана, из подмосковного г. Чехов в Иран. Состав преодолел 1600 км, направляясь в иранский порт Бендер-Аббас. Затем груз доставлен морем в Индию.
По восточному маршруту МТКСЮ 28 ноября 2022 года ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) запустило регулярный контейнерный поезд, пока он будет ходить один раз в месяц. Состав идёт транзитом по территории Казахстана до станции Этрек в Туркменистане. Там контейнеры перегружают с платформ колеи 1520 мм в иранские колеи 1435 мм. И далее груз следует по территории Ирана до порта Бендер-Аббас, а дальше – по морю в пункты назначения.
РЖД совместно с железными дорогами Казахстана, Туркменистана и Ирана установили на 2023 год единые пониженные ставки на перевозки контейнеров по восточному маршруту коридора «Север-Юг».
Контейнерный поезд с цветными металлами и пищевой продукцией из Челябинска в Индию был отправлен в мае 2023 года. Он прошёл по восточному маршруту транспортного коридора «Север — Юг» более 6 тыс. км до порта Бендер Аббас в Иране. Дальше контейнеры морским путём были доставлены в Индию.
С третьего квартала 2023 года Южно-Уральская железная дорога (ЮУЖД) планирует из Челябинской области ежемесячно отправлять по 2 контейнерных поезда в Индию.
В 2023 году грузооборот по восточному маршруту превысит 1 млн. тонн, а к 2025 году должен выйти на показатель 5−7 млн тонн.
Планируется строительство автомобильной дороги по восточному маршруту МТКСЮ.
Республика Казахстан рассматривает возможность строительства терминала в порту Мундра, чтобы обеспечить прямой доступ индийских товаров в Центральную Азию по железнодорожной линии Иран-Туркменистан-Казахстан.
Порт Мундра - первый частный порт Индии, крупнейший порт в стране, грузооборот в 2021 году больше 144 млн. т, и крупнейший по обороту контейнеров - 5,65 млн. TEU (2020-21), расположен на северном берегу залива Кутч Аравийского моря недалеко от Мундры, округ Кутч, Гуджарат. Ранее управлялся компанией Mundra Port and Special Economic Zone Limited (MPSEZ), принадлежащей Adani Group.
В 2006 году компании Mundra Special Economic Zone Ltd. и Adani Chemicals Limited были объединены с Gujarat Adani Port Ltd., а название компании было изменено на Adani Ports & SEZ Limited (APSEZ).
В июне 2023 года Узбекистан принял политическое решение по строительству терминалов в иранских портах Бендер-Аббас и Чехбехар.
Участок железной дороги Астара (Азербайджан) — Астара (Иран), на западном маршруте МТКСЮ, был введён в эксплуатацию в конце марта 2018 года. Иранский участок железной дороги вместе со станцией Астара, и построенный грузовой терминал были переданы в аренду Азербайджану сроком на 25 лет. Пока не построили железную дорогу Решт - Астара, грузы в Астару (Иран) перевозят автомобильным транспортом.
В июне 2021 г. состоялась первая отправка полносоставного контейнерного поезда по МТК «Север-Юг». Проект реализовали на партнёрских началах два крупнейших контейнерных оператора — российская компания АО «РЖД-Логистика» и финская компания Nurminen Logistics. 32 контейнера, проследовали по маршруту Хельсинки–Мумбай, пересекая границы 4-х государств, с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. Из Хельсинки в иранский порт Бендер-Аббас контейнеры были доставлены за 10 суток.
Азербайджан предоставил Ирану льготный кредит на 500 млн долларов США для строительства железной дороги Астара — Решт.
Министр транспорта РФ Виталий Савельев и министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш 17 мая 2023 года подписали в Тегеране соглашение о сотрудничестве по строительству железной дороги Решт — Астара.
Президент России Владимир Путин по видеосвязи с президентом Ирана Эбрахимом Раиси принял участие в церемонии подписания соглашения.
«Между иранскими городами Решт и Астара будет проложена железнодорожная линия протяженностью 162 километра. Казалось бы, это небольшой участок, но его ввод в строй позволит наладить прямое, беспрерывное или, по-другому еще специалисты говорят, бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяженности маршрута Север – Юг. Сейчас на этом участке грузы перевозит автотранспорт — из-за этого товар приходится дважды перегружать с одного вида транспорта на другой», – сказал В.В. Путин.
Для завершения строительства железной дороги от Решта до Астары Россия выделила Ирану межгосударственный кредит на сумму 1,3 млрд.евро, который должен быть возвращён в течение срока окупаемости проекта. Сумма российского кредита составляет 85% от стоимости всего проекта.
Ориентировочная стоимость строительства оценивается в 1,6 млрд долларов.
С учётом российских инвестиций проект планируется завершить на год раньше, в 2025 году. Россия и Иран намерены нарастить транзит по железной дороге к 2030 году до 15 млн. тонн.
Ранее железнодорожное сообщение между Тегераном и Москвой осуществлялось через территорию Нахичеванской Автономной Республики (Азербайджан), Армении и Грузии, однако армяно-азербайджанский Карабахский конфликт и последовавшая за ним блокада Нахичевани Арменией и Армении Азербайджаном воспрепятствовали эксплуатации этой ветки в постсоветское время. Армения и Азербайджан ведут переговоры о восстановлении железнодорожного сообщения через Нахичевань.
На первоначальном этапе по МТКСЮ планируются грузоперевозки в объёме 6 млн. т, в дальнейшем — 15-20 млн. т в год. По прогнозам грузопоток по всем 3-м маршрутам к 2025 году должен возрасти в 2 раза, не менее чем до 30 млн т, а к 2030-му — до 35 млн т.
Общий объем российских инвестиций в развитие международного транспортного коридора «Север — Юг» составит 250–280 млрд руб. (3 млрд. долл.) до 2030 года, сообщил в мае 2023 года на экономическом форуме «Россия — Исламский мир. KazanForum» вице-премьер России Марат Хуснуллин.
На территории России запланировано строительство автомобильных обходов Астрахани, Дербента и Хасавюрта (Дагестан). Ведётся ремонт автодороги Р-217 «Кавказ», развиваются порты Каспийского бассейна, строится железнодорожный пункт пропуска Дербент, реконструируется пункт пропуска «Верхний Ларс» (из России в Грузию).
Россия планирует инвестировать 1 млрд. долларов в улучшение судоходства через Азовское море, реку Дон и Волго-Донской судоходный канал.
Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк.
Подписывайтесь на канал "География для всех" от Сергея Лашманова и узнаете ещё много интересного о современном мире.
Пишите свои комментарии к моей статье.