Найти в Дзене
География для всех

Россию и Индию свяжет транспортный коридор "Север-Юг"

Тверской купец Афанасий Никитин в 15 веке открыл дорогу из России в Индию. За 3 года он добрался до Индии и вернулся обратно. Он описал своё путешествие в «Хожение за три моря». Современный транспортный коридор "Север-Юг" позволит доставлять грузы из Мумбая в Санкт-Петербург в течение 15-24 дней.

Памятник Афанасию Никитину в Твери. Фото из Википедии.
Памятник Афанасию Никитину в Твери. Фото из Википедии.

В конце 20-го века возникла растущая необходимость в перевозке грузов из Южной, Юго-Восточной и Западной Азии в страны Старого Света.

Грузы отправленные из индийского Мумбая через Суэцкий канал доставляются морем в российский Санкт-Петербург за 40 дней. Между тем тестовый рейс показал, что новый транспортный маршрут из Индии в Россию, через Иран и Азербайджан, будет в 2 раза быстрее пути через Суэцкий канал — немногим более 20 дней. При этом стоимость перевозки должна сократиться почти на 30%.

В 1998 году на Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было решено ускорить создание евроазиатских транспортных коридоров, формирование которых должно осуществляться с участием двух структур ООН — Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).

Международный транспортный коридор «Север — Юг» —— маршрут через Иран —— стандартный маршрут через Суэцкий канал. Википедия
Международный транспортный коридор «Север — Юг» —— маршрут через Иран —— стандартный маршрут через Суэцкий канал. Википедия

В 1999 г. группа индийских, иранских и российских транспортных компаний подписала генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по маршруту «Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия». Соглашение определяло организацию этой транспортировки, ответственность участников, примерные ставки и сроки прохождения грузов в 20 и 40-футовых контейнерах.

Особую роль в реализации проекта международного транспортного коридора "Север - Юг", призванного соединить Восток и Запад, играет Индия. Быстро растущая индийская экономика заинтересована в скорейшем полномасштабном запуске международного транспортного коридора, который в перспективе может быть продолжен из России в страны Европы. Экспорт Индии в Европу за 10 лет (2008-2018 годы) увеличился почти в 2 раза. В 2008 году он составлял почти $29 млрд, а в 2018 - $45,6 млрд.

Индия заинтересована также в развитии проекта в направлении из Ирана на северо-восток, в страны Центральной Азии для расширения своего стратегического присутствия в регионе.

«Раштрапати-Бхаван» - официальная резиденция президента Индии в Нью-Дели. Крупнейшая в мире резиденция главы государства (340 комнат; площадь всех помещений — около 19 тыс. м²). Фото из Википедии.
«Раштрапати-Бхаван» - официальная резиденция президента Индии в Нью-Дели. Крупнейшая в мире резиденция главы государства (340 комнат; площадь всех помещений — около 19 тыс. м²). Фото из Википедии.

Проект транспортного коридора "Север-Юг" инициировали Россия, Индия и Иран. Стратегическая идея состояла в том, чтобы соединить Индийский океан с Каспийским морем через Иран и обеспечить маршрут в страны Северной Европы через территорию России.

12 сентября 2000 года, на второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге, Россия, Иран и Индия подписали межправительственное соглашение о создании транспортного коридора «Север — Юг».

С 2000 по 2001 годы было перевезено 2400 40-футовых контейнеров. Перевозки осуществлялись группой фирм в составе ирано-индийской фирмы «Иран-Хенд» и совместной ирано-российской компании «Ирсотр», при участии фирмы-координатора «Реджи». Практика показала, что время перевозки контейнеров через Иран от порта Бендер-Аббас на побережье Персидского залива до порта Бендер -Энзели на Каспийском море составляло 4 дня с учётом таможенных формальностей.

Порт Бендер-Энзели (раньше Энзели, 1925—1980 годы - Пехлеви́) - один из крупнейших портов Ирана на Каспийском море. https://www.anzalifz.ir/Dorsapax/Userfiles/image/Aks%20khabar%2095/anzali3.jpg
Порт Бендер-Энзели (раньше Энзели, 1925—1980 годы - Пехлеви́) - один из крупнейших портов Ирана на Каспийском море. https://www.anzalifz.ir/Dorsapax/Userfiles/image/Aks%20khabar%2095/anzali3.jpg

Но в 2002 году движение по новому маршруту из Индии в Россию было остановлено, действующим остался участок, связывающий Россию и Иран по Каспийскому морю. Причины приостановки: технико-логистические, финансовые и политические.

В феврале 2002 года Государственная Дума России и Совет Федерации приняли Федеральный Закон о ратификации Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг» (МТКСЮ).

В мае 2002 года в Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц был подписан протокол об официальном открытии МТКСЮ.

В дальнейшем число участников проекта было расширено: Казахстан (2003), Беларусь (2004), Оман (2004), Таджикистан (2005), Азербайджан (2006), Армения (2006), Сирия (2006), в качестве наблюдателя – Болгария (2006).

Порт Джавахарлал Неру -  Нава-Шева, (англ. Jawaharlal Nehru Port) в Нави-Мумбай  (Индия). https://www.maritimegateway.com/wp-content/uploads/2016/10/Jawaharlal_Nehru_Port_Trust.jpg
Порт Джавахарлал Неру - Нава-Шева, (англ. Jawaharlal Nehru Port) в Нави-Мумбай (Индия). https://www.maritimegateway.com/wp-content/uploads/2016/10/Jawaharlal_Nehru_Port_Trust.jpg

Маршрут «Север – Юг» протяженностью 7200 км проходит от индийского порта Джавахарлал Неру (Нава-Шева) в Нави-Мумбай (к югу от Мумбая) до Санкт-Петербурга через Иран.

Порт Джавахарлал Неру - Нава-Шева, (англ. Jawaharlal Nehru Port) в Нави-Мумбай - один из крупнейших контейнерных портов в Индии (2-е место после порта Мудра) - 5,5 млн. TEU (2022-23), общий грузооборот - 7 млн. т. В 2023 году планируют закончить строительство Западного выделенного грузового коридора (Western DFC) - железной дороги длиной 1506 км, по которой планируют перевозить контейнеры в 2 яруса. Он соединит Дадри в штате Уттар-Прадеш (недалеко от Дели) с портом Джавахарлал Неру. Википедия

Проект предусматривает использование железных дорог, автобанов, морских и речных путей, и в его реализации уже сделано немало на пути к полномасштабному запуску.

Проблемой является различная ширина железнодорожной колеи между Россией, Азербайджаном и Туркменистаном (1520 мм) и Ираном (1435 мм). Необходимо менять колёсные тележки вагонов или перегружать грузы.

Порт Бендер-Аббас в Иране. https://bigasia.ru/upload/iblock/cf4/cf4c6a9b7d3eae9081abfac1878eba96.jpg
Порт Бендер-Аббас в Иране. https://bigasia.ru/upload/iblock/cf4/cf4c6a9b7d3eae9081abfac1878eba96.jpg

В МТК «Север – Юг» возможно использование 3-х маршрутов от Санкт-Петербурга до иранского порта Бендер-Аббас, который является основным экспортным портом Ирана в Персидском заливе, наилучшим образом связанным с железнодорожной и автодорожной сетями:

1. Западный (по западному берегу Каспия через Россию, Азербайджан) – примерно 5,1 тыс. км.

2. Транскаспийский (с использованием паромных и контейнерных линий на Каспийском море) – примерно 4,9 тыс. км.

3. Восточный (по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан и Туркменистан), иногда также называемый коридором KTI (Казахстан – Туркменистан – Иран), – примерно 6,1 тыс. км.

Порт Бендер-Аббас в Иране.
Порт Бендер-Аббас в Иране.

Порт Бендер-Аббас занимает стратегическое положение в узком Ормузском проливе, напротив Омана. Глубина акватории порта, до 17 м, позволяет принимать суда дедвейтом до 100 тыс. тонн. Он уже сильно перегружен - обслуживает 85% морской торговли Ирана, грузооборот 65 млн. т. Здесь расположена главная база иранского военно-морского флота. Возможности для расширения порта нет.

Индия и Иран в 2002 году подписали соглашение, о строительстве порта в Оманском заливе - Чехбеха́р (Чахбехар, раньше Бенде́р-Бехешти́), превращении его в полноценный глубоководный порт. В отличие от Бендар-Аббаса, Чехбеха́р способен принимать грузовые суда водоизмещением более 100 тыс. т. Он предназначен для обработки генеральных, контейнерных, навалочных и наливных грузов.

Порт Чехбехар (Чахбехар) в Иране.
Порт Чехбехар (Чахбехар) в Иране.

Чехбеха́р должен стать ключевым портом Международного транспортного коридора Север-Юг". Порт обладает высокой пропускной способностью, грузооборот — 8 млн. т и планируют увеличить до 12,5 млн. т в год. Создана свободная экономическая зона.

Индия уже вложила в проект около $2,1 млрд, из которых $0,5 млрд пошло на строительство порта в иранском Чехбеха́ре, еще $1,6 млрд — на реконструкцию железнодорожного пути до Захедана.

При этом Индия планирует и дальше увеличивать инвестиции в проект МТКСЮ. Она особо заинтересована в развитии восточного коридора, в частности строительстве железной дороги на северо-восток Ирана, в сторону Центральной Азии.

Порт Чехбеха́р (Чахбехар, ранее Бенде́р-Бехешти́) в Иране. https://gumlet.assettype.com/nationalherald%2F2020-09%2F4ae75645-bf0c-4d32-a061-fdd7a606e07e%2FIndia_Iran.jpg?rect=0%2C0%2C1200%2C900&format=auto&w=2048
Порт Чехбеха́р (Чахбехар, ранее Бенде́р-Бехешти́) в Иране. https://gumlet.assettype.com/nationalherald%2F2020-09%2F4ae75645-bf0c-4d32-a061-fdd7a606e07e%2FIndia_Iran.jpg?rect=0%2C0%2C1200%2C900&format=auto&w=2048

МТК Север—Юг не существует в качестве единого, интегрированного комплекса. Он представляет собой отличающиеcя по ряду параметров транспортные системы нескольких государств с различными таможенными режимами и шириной колеи железных дорог.

Результаты исследований, проведенных Федерацией ассоциации грузоперевозчиков Индии после организованного в 2014 году тестового рейса по маршруту МТКСЮ, оказались весьма обнадеживающими.

Для скорейшего осуществления проекта надо решить некоторые вопросы, связанные с развитием инфраструктуры и организацией логистики, чтобы обеспечить свободное перемещение грузов по МТКСЮ. Как и налаживание качественной и недорогой логистики коридора, необходимо унифицировать документацию и страховку, гарантирующую неприкосновенность и сохранность грузов на всём пути их следования.

Строительство железной дороги Решт — Казвин в Иране. https://www.azernews.az/media/pictures/2gazvin_rasht_astara_railway_construction_180914_01.jpg
Строительство железной дороги Решт — Казвин в Иране. https://www.azernews.az/media/pictures/2gazvin_rasht_astara_railway_construction_180914_01.jpg

В 2009 году Иран начал строительство участка железной дороги между Рештом и Казвином. Строительство железной дороги Решт — Казвин - один из самых сложных железнодорожных проектов Ирана, он проходит по гористому рельефу, через горы Эльбурс. На всём протяжении железной дороги было построено 22 тоннеля общей длиной 25 км и 15 мостов - 8 км.

22 ноября 2018 года был запущен первый пробный поезд по железной дороге Казвин — Решт. Главная церемония открытия этого 164 км участка состоялась 6 марта 2019 года с участием президента Ирана Хасана Рухани министра экономики Азербайджана Шахина Мустафаева и официальных лиц Пакистана и Ирака.

Железная дорого Казвин - Решт в Иране. https://irantripedia.com/wp-content/uploads/2021/02/Train2_Irantripedia.jpg
Железная дорого Казвин - Решт в Иране. https://irantripedia.com/wp-content/uploads/2021/02/Train2_Irantripedia.jpg

От Решта начали строить ещё 2 участка железной дороги:

  • западная часть транспортного коридора до Астары, на границе с Азербайджаном: Россия в мае 2023 года выделила Ирану межгосударственный кредит на сумму 1,3 млрд. евро для завершения строительства, ввести в эксплуатацию железную дорогу Рещт - Астара (162 км) планируют в 2025 году;
  • транскаспийская (центральная) часть (41 км) - к Каспийскому морю в Бендер-Энзели (раньше Энзели), осталось построить 4 км до порта, закончить строительство этого участка планировали в марте 2023 года.
Железная дорога Казвин - Решт -  Бендер-Энзели.
Железная дорога Казвин - Решт - Бендер-Энзели.

На территории России стержневым направлением развития транзитных и внешнеторговых грузопотоков в рамках коридора «Север — Юг» является железнодорожное направление Бусловская (на границе с Финляндией) — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Кочетовка — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань протяженностью 2513 км.

Астраханский порт - один из важнейших перевалочных пунктов по транскаспийскому маршруту «Север-Юг». Его пропускная способность около 10 млн. т грузов в год, грузооборот - 2,65 млн. т (2022 год). Для проводки судов зимой с 1995 года используются ледоколы. В 1993 году он был преобразован в акционерное общество открытого типа. Иранская компания «Насим Бахр Киш» в 2016 году получила разрешение ФАС на выкуп 53,1% акции ПАО «Астраханский порт».

Астраханский порт. https://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2022/05/WhatsApp-Image-2022-05-21-at-15.37.38.jpeg
Астраханский порт. https://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2022/05/WhatsApp-Image-2022-05-21-at-15.37.38.jpeg

Россия в 2004 году проложила 55 км железной дороги от станции Яндыки Приволжской железной дороги к морскому порту Оля (Астраханская область). Это позволило завершить формирование железнодорожной части транскаспийского маршрута МТКСЮ на российской территории.

Морской порт Оля расположен в 100 км южнее г. Астрахань в дельте реки Волги на 67 км Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК). Порт является универсальным, с круглогодичной навигацией и имеет ключевое значение для МТК «Север – Юг».

Первая очередь порта была введена в эксплуатацию 3 июня 1997 года. К этому моменту к порту уже была проложена автомобильная дорога протяженностью 5,4 км. В порту в круглосуточном режиме работает морской пункт пропуска (МПП) через государственную границу РФ «Оля».

Транскаспийский маршрут МТКСЮ.
Транскаспийский маршрут МТКСЮ.

В порту Оля 10 причалов, в том числе для судов типа «Ро-ро», с общей длиной причального фронта 1,6 км. Пропускная способность  — 4 млн. т в год. Грузооборот в 2022 году - 377 тыс. т.

ООО «Автопаромная грузовая линия» - оператор паромных линий «Порт Оля – порт Бендер-Энзели (Иран)» и «Порт Оля – порт Туркменбаши (Туркменистан)».

Проводится модернизация порта Оля. Ведётся строительство контейнерного, зернового и масляного терминалов. Их запуск в 2024 году позволит увеличить перегрузочные мощности на 3,3 млн тонн в год. Проектная мощность всего порта - 8 млн. т. Общая длина причальной линии с учетом запланированных причалов составит 2,9 км.

Планируется строительство современного портового комплекса в 4 км южнее порта Оля с грузооборотом 26 млн. т.

Порт Оля в Астраханской области. Фото: Сергей Субботин / РИА Новости www. lenta.ru
Порт Оля в Астраханской области. Фото: Сергей Субботин / РИА Новости www. lenta.ru

В ноябре 2020 года правительство России приняло постановление о создании портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Лиманском районе Астраханской области. её объединили с уже существующей ОЭЗ промышленно-производственного типа «Лотос», в результате чего сформирован Каспийский кластер. Управляющая компания АО «ОЭЗ «Лотос».

На первом этапе компания оборудует причалы №№ 8 и 9 порта Оля, начнёт возить грузы через них к 2023 году. Суммарная мощность 4-х терминалов - более 3 млн тонн. Будет установлено необходимое погрузо-разгрузочное оборудование, объекты таможенной инфраструктуры – автомобильный и железнодорожный КПП.

В августе 2021 года в портовой ОЭЗ зарегистрирован якорный резидент ООО «Портово-логистическая компания «Каспий». Компанией будет реализован проект по строительству современного контейнерного терминала для обработки грузов, идущих по МТК «Север-Юг».

Порт Оля в Астраханской области. https://thumb.tildacdn.com/tild3732-6462-4365-b064-313263323135/-/format/webp/logistics1-1.jpg
Порт Оля в Астраханской области. https://thumb.tildacdn.com/tild3732-6462-4365-b064-313263323135/-/format/webp/logistics1-1.jpg

В мае 2023 года подписан договор между ЗАО "СММ" и ООО "ПЛК "Каспий", который предусматривает изготовление и поставку портального крана для контейнерного терминала на территории портовой ОЭЗ. Кран рассчитан на перевалку 20 и 40-футовых контейнеров, его грузоподъемность - 63 тонны. Такой техники в Астраханской области сейчас нет.

Вторым резидентом портовой зоны в 2022 году стало ООО «АгроТерминал Каспий» с проектом по строительству современного терминала для приема, хранения и отгрузки зерновых культур и растительного масла. Запланированная мощность терминала по перевалке составляет 900 тысяч тонн зерновых и 300 тысяч тонн масла в год, мощности по хранению обеспечат единовременное хранение 100 тысяч тонн зерна. Запуск первой очереди терминала планируется в 2024 году.

Порт Оля в Астраханской области. https://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2021/12/444_0.jpg
Порт Оля в Астраханской области. https://arbuztoday.ru/wp-content/uploads/2021/12/444_0.jpg

Вторая очередь портовой ОЭЗ предполагает строительство новых причалов в районе ильменя Забурунный, что на 7 км южнее порта Оля. Реализация этого проекта позволит создать мощности для перевалки 8 млн. тонн грузов к 2031 году,

В 2023 году планируют закончить, начатые в 2022 году, дноуглубительные работы на Волго - Каспийском судоходном канале, соединяющем глубоководный участок реки Бахтемир (главный рукав в дельте Волги) и глубоководную часть Каспийского моря. Этот канал позволяет проходить морским судам до портов Астрахань и Оля. По каналу смогут проходить суда класса «река-море» с осадкой до 4,5 метров и грузоподъёмностью 7 тыс. т, а сейчас только 3 тыс. т.

Дноуглубительные работы на Волго - Каспийском судоходном канале, июнь 2023 года. https://morflot.gov.ru/media/dpkf3pvo/505_15-7.jpg
Дноуглубительные работы на Волго - Каспийском судоходном канале, июнь 2023 года. https://morflot.gov.ru/media/dpkf3pvo/505_15-7.jpg

На российских судостроительных заводах строятся суда-контейнеровозы для использования на маршруте порт Оля (Россия) - порт Бендер - Энзели (Иран). В мае 2023 года на судостроительном заводе "Лотос" (Астраханская область) заложили первое судно серии из 4-х сухогрузов-контейнеровозов проекта 00108. Завершить строительство планируется в 2025 году.

Конструкция судов этого проекта адаптирована к условиям Каспийского моря – это низкая осадка и широкие борта. Суда универсальные – кроме контейнеров, они могут перевозить любые виды сухих грузов. Их строительство ведётся при поддержке Государственной транспортной лизинговой компании.

Судоходные линии Исламской Республики Иран (IRISL) выделили в июле 2022 года 300 контейнеров для перевозки грузов в Россию.

В мае 2023 года Россия и Иран подписали соглашение о строительстве и закупке 20 судов для транспортной компании General Cargo. В июне 2023 года 15 коммерческих судов пополнили флот Ирана в Каспийском море.

Сухогруз-контейнеровоз река-море проекта 00108. https://www.aoosk.ru/upload/iblock/09b/00002.jpg
Сухогруз-контейнеровоз река-море проекта 00108. https://www.aoosk.ru/upload/iblock/09b/00002.jpg

Иран обратился к России с просьбой разрешить проход своих судов по российским внутренним водам, по Волге и Волго-Донскому каналу. Сейчас для дальнейшей транспортировки груз перегружают с иранских судов на российские.

Правительство России в апреле 2023 года разрешило судну «Наджва 4» под государственным флагом Исламской Республики Иран в период навигации 2023 года одноразовый проход в целях транзита по внутренним водным путям Российской Федерации из Азовского моря в Каспийское море по маршруту Ростов-на-Дону – Волго-Донской судоходный канал – Волга – Астрахань.

Многоразовый транзит в период навигации 2023 года из Каспийского моря в Азовское по маршруту Астрахань – Волга – Волго-Донской судоходный канал – Ростов-на-Дону  и в обратном направлении, а также из Каспийского моря в Балтийское по маршруту Астрахань – Волга – Рыбинское водохранилище – Волго-Балтийский канал – Онежское озеро – река Свирь – Ладожское озеро –Нева – Санкт-Петербург и в обратном Правительство России разрешило 14 судам Казахстана.

Правительство России разрешило в период навигации 2023 года многоразовый проход в целях транзита по внутренним водным путям РФ из Каспийского моря в Азовское море и обратно по Волго-Донскому каналу 17 судам Азербайджана.

Волго-Донской судоходный канал. https://fleetphoto.ru/photo/03/30/11/330118.jpg
Волго-Донской судоходный канал. https://fleetphoto.ru/photo/03/30/11/330118.jpg

Планируется включить порт Махачкалы в структуру международного транспортного коридора «Север — Юг». Это единственного российский незамерзающего глубоководный порт на Каспии. Мощность перегрузочного комплекса для сухих грузов - 3 млн. т в год. Минтранс России планирует увеличение пропускной способности порта до 15 млн т в год, в том числе по нефтеналивным грузам до 10 млн т в год.

Нефтегавань порта может принимать танкеры грузоподъемностью до 13 тыс. тонн и осадкой до 6,5 метров. На территории, примыкающей к порту, расположена нефтебаза, которая соединена с магистральным нефтепроводом Баку-Новороссийск.

В Махачкалинском порту единственная российская железнодорожная паромная переправа на Каспии, пропускной способностью больше 20 тыс. вагонов в год, которая обеспечивает прямое железнодорожное сообщение с портами Актау (Казахстан) и Туркменбаши (Туркменистан) и в перспективе —Амирабад (Иран).

В порту Махачкалы есть автопаромный терминал.

Порт в Махачкале. https://chernovik.net/sites/default/files/styles/wide_1200_/public/2013/07/navyezd_mahachkala_81.jpg.webp?itok=WoEkeZEe
Порт в Махачкале. https://chernovik.net/sites/default/files/styles/wide_1200_/public/2013/07/navyezd_mahachkala_81.jpg.webp?itok=WoEkeZEe

Иран модернизирует свои каспийские порты и строит новые.

Строительство порта Амирабад началось в 1996 году. Это огромный комплекс свободной экономической зоны и порта.

Амирабад - наиболее развивающийся порт севера Ирана. Он находится на южном берегу Каспийского моря в 51 км к северо-востоку города Сари, административного центра провинции Мазендеран, в 330 км от Тегерана. Связан с железнодорожной сетью Ирана. Построено 15 причалов с пропускной способностью 7,5 млн. т в год. Есть причал для судов типа «Ро-ро» и железнодорожных паромов.

Планируется построить 34 причала. Со временем Амирабад станет самым важным и крупным портом Каспийского моря.

Порт Амирабад в Иране. https://app.akharinkhabar.ir/images/2021/03/02/ba01dc02-fc8f-4d93-8265-a446d6574d7c.jpeg
Порт Амирабад в Иране. https://app.akharinkhabar.ir/images/2021/03/02/ba01dc02-fc8f-4d93-8265-a446d6574d7c.jpeg

Порт Бендер-Энзели - один из крупнейших портов Ирана на Каспийском море. В порту насчитывается 10 причалов пропускной способностью 7 млн. т грузов в год,

26 июня 2018 года в порту Бендер-Энзели состоялась церемония открытия мультимодального транспортного коридора Китай-Казахстан-Иран. Прибыл иранский корабль с контейнерами из Китая. Этот коридор начинается с железной дороги из Восточного Китая – от порта Ляньюньган (провинция Цзянсу) до Западного Китая через Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район), далее проходит через пограничный переход Казахстана Достык и по республиканской железнодорожной магистрали Жезгазган — Бейнеу выходит на морской порт Актау (Мангистауская область Казахстана). В порту Актау груз перегружают на суда и доставляет в порт Бендер-Энзели.

Порт Бендер-Энзели. https://i.pinimg.com/originals/66/56/58/66565800ff41146b745587674be517cf.jpg
Порт Бендер-Энзели. https://i.pinimg.com/originals/66/56/58/66565800ff41146b745587674be517cf.jpg

В 2003 году в Бендер-Энзели была создана свободная экономическая зона. В ней начали строительство своего морского порта «Каспиан». Он сможет принимать суда водоизмещением до 20 тыс. тонн. Максимальная глубина дна будет более 9 метров. В нём будут: контейнерный нефтяной терминалы и для судов типа «Ро-ро», а также терминал и склады для сухих грузов, железнодорожный комплекс и пассажирский порт.

Президент Ирана Хасан Рухани 30 марта 2017 года принял участие в церемонии открытия портового комплекса «Каспиан» в Бендер-Энзели. Новый порт будет иметь 22 причала, общей протяженностью 5,1 км, а его мощность по перевалке грузов планируется довести до 15 млн. т после завершения всех работ.

Порт Каспиан в Бендер-Энзели (Иран). РусИранЭкспо — Telegram t.me›rusiranexpo22/1045
Порт Каспиан в Бендер-Энзели (Иран). РусИранЭкспо — Telegram t.me›rusiranexpo22/1045

Порт Ноушехр играет важную роль в транспортировке товаров между Ираном и Россией. Он расположен на южном побережье Каспийского моря. С другими городами Ирана порт связан автомобильными дорогами. Расстояние до Тегерана сократилось на 74 км до 120 км за счёт строительства автострады Тегеран-Север. Был построен голландской и бельгийской компаниями в 1930-х годах, а сегодня является одним из важнейших портов Ирана на Каспии.

Порт предназначен для обработки генеральных, контейнерных и навалочных грузов. Кроме того есть терминалы: нефтеналивной и для судов типа «Ро-ро», а также пассажирский. В порту 8 причалов общей протяженностью более 1,3 км. Грузооборот - 5 млн. т в год.

Порт Ноушехр в Иране. https://www.pmo.ir/MediaServer/GStsTLvCLajxNTfy7X5Nb1/77336_0_2018_7_3000_1688_0_jpg_0_0/77336.jpg
Порт Ноушехр в Иране. https://www.pmo.ir/MediaServer/GStsTLvCLajxNTfy7X5Nb1/77336_0_2018_7_3000_1688_0_jpg_0_0/77336.jpg

Строительство первой очереди порта в городе Феридункенар было закончено в 1997 г., а второй очереди – в 2002 г. Он расположен в провинции Мазендеран, в 100 км восточнее порта Ноушехр В 2007 г. было принято решение о придании этому порту статуса международного и открытии таможни. Летом того же года было принято решение о начале приватизации этого порта. В февраля 2008 г. состоялась официальная церемония открытия порта Феридункенар как первого частного торгового порта Ирана на Каспии.

В порту имеются 3 причала, грузовые площадки и крытые склады. Акватория и подходной канал порта имеют бакены и другое навигационное оборудование. Порт имеет современное перегрузочное оборудование (мобильные портовые краны и автопогрузчики), узел связи и буксир. Грузооборот - 1 млн. т в год. Недостатками порта считаются малые глубины в подходном канале и у причалов, а также отсутствие железной дороги.

Порт Феридункенар в Иране. https://www.marinetraffic.com/en/photos/of/ports/port:19727/portname:FEREYDUN%20KENAR#1944793
Порт Феридункенар в Иране. https://www.marinetraffic.com/en/photos/of/ports/port:19727/portname:FEREYDUN%20KENAR#1944793

Астара расположена на западном побережье Каспийского моря, в самой северной части провинции Гилян, на границе между Ираном и Азербайджанской Республикой. Создана свободная экономическая зона.

Порт Астара был построен в 1996 году для рыбной ловли, торговли и туристических услуг. После исчезновения кильки рыболовная деятельность порта была прекращена.

В 2009 году управление этим портом было передано компании Kaveh сроком на 40 лет.

Порты Ирана на Каспийском море. 1. Ноушехр, 2. Феридункенар
Порты Ирана на Каспийском море. 1. Ноушехр, 2. Феридункенар

В марте 2013 года Иран открыл порт Астара для международных перевозок. Порт был интегрирован с МТКСЮ для улучшения морского сообщения через Каспийское море.

Компания Kaveh инвестировала в порт 22 млн. долларов и планирует увеличить инвестиции на 10% для расширения порта. Планируется увеличить пропускная способность порта с 700 тыс. т до 3,5 млн. т.

В порту Астара проведены дноуглубительные работы, создан самый стандартный канал для Каспийского море, и у порта нет проблем с приемом судов.

Сейчас порт Астара стал новым центром морских контейнерных перевозок в регионе. Овощи, фрукты и цветы перевозятся в контейнерах-рефрижераторах. Из Астары действуют регулярные контейнерные линии в порты Актау (Казахстан), Астрахань и Оля в России.

Порт Астара в Иране. https://kavehlogistics.com/wp-content/uploads/2021/02/8-2.jpg
Порт Астара в Иране. https://kavehlogistics.com/wp-content/uploads/2021/02/8-2.jpg

В 1995 году недалеко от города Нека в провинции Мазендаран построили крупнейший нефтеналивной порт Ирана на Каспии. Порт Нека - подчиняющийся порт специальной экономической зоны порта Амирабад.

Приходящая сюда нефть из Азербайджана, Казахстана и Туркмении поступает на крупные НПЗ в Тегеране и Тебризе, а на экспорт отправляется эквивалентное количество нефти с терминала на острове Харк в Персидском заливе.

Порт Нека в Иране. https://media.mehrnews.com/d/2017/08/18/4/2548173.jpg
Порт Нека в Иране. https://media.mehrnews.com/d/2017/08/18/4/2548173.jpg

Порт Нека связан нефтепроводом с портом Бендер-Джаск в Оманском заливе, который Иран построил специально для экспорта нефти из Туркмении, Казахстана, Азербайджана и России.

Он имеет 5 причалов. Планируется его расширение до 13 причалов. В этот порт заходят суда с генеральными грузами (43,75%), танкеры (12,5%) и пассажирские суда (43,75%). Максимальная длина судна, заходящего в Нека составляет 180 метров, максимальная осадка - 6,17 м, максимальный дедвейт судна составил 6207 тонн.

Порты Нека и Бендер-Джаск в Иране связаны нефтепроводом. https://ripar.ru/assets/images/news1/iran-map.jpg
Порты Нека и Бендер-Джаск в Иране связаны нефтепроводом. https://ripar.ru/assets/images/news1/iran-map.jpg

Восточный маршрут Север — Юг из России до 2014 года проходил через Казахстан, Узбекистан (Каракалпакию) и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по пограничному переходу Серахс (Туркменистан) - Серахс (Иран). Перестановка тележек или перегрузка вагонов осуществляется на туркменской станции Серахс.

Через станцию «Серахс» проходит ежедневно более 300 вагонов, следующих из Туркменистана в Иран и обратно.

Граница Туркменистана и Ирана на восточном маршруте МТКСЮ. Пограничный переход Серахс (Туркменистан) - Серахс (Иран) https://orient.tm/storage/app/media/ru/2022/06/14062022transport.jpg
Граница Туркменистана и Ирана на восточном маршруте МТКСЮ. Пограничный переход Серахс (Туркменистан) - Серахс (Иран) https://orient.tm/storage/app/media/ru/2022/06/14062022transport.jpg

В 2014 году в направлении «Север — Юг» заработал восточный железнодорожный маршрут транспортного коридора вокруг Каспийского моря из Россия через Казахстан и Туркмению в Иран. Построена железная дорога Узень—Болашак (Казахстан) — Кызылкая — Берекет — Этрек (Туркменистан)— Горган (Иран), через пограничный переход Акяйла (Туркменистан) - Инчебурун (Иран), 900 км. Перегрузка вагонов или перестановка колёсных тележек осуществляется на станции Этрек (Туркменистан).

Город Берекет (Казанджик) в Туркменистане является стратегически важным железнодорожным перекрестком Транскаспийской железной дороги (Каспийское море, Туркменистан, Узбекистан и восточный Казахстан) и Транснациональной железной дороги Север-Юг. В городе имеется крупное локомотивное ремонтное депо и современные пассажирская и грузовая железнодорожные станции.

Грузовая станция Берекет - 2 в Туркменистане. https://orient.tm/storage/app/media/ru/2022/12/19122022rjd.jpg
Грузовая станция Берекет - 2 в Туркменистане. https://orient.tm/storage/app/media/ru/2022/12/19122022rjd.jpg

ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» ожидает увеличение объемов грузовых и контейнерных перевозок в Иран. На терминале Этрек есть открытый склад, который занимает площадь 8,75 тыс. м² и способен единовременно вместить 972 контейнера.

А также есть закрытый склад - общей площадью около 5 тыс. м² и может одновременно вместить 553 контейнера. Терминал, предназначенный для замены колёс вагонов, вмещает до 48 вагонов одновременно и позволяет обслуживать 400 вагонов за одну ночь.

Протяженность железной дороги Узень - Горган на 600 км меньше, чем существующей с 1996 года из казахстанского Бейнау в иранский Мешхед, проходящей через Узбекистан и туркменские города Дашогуз, Туркменабад, Теджен и Серахс.

Перевозка грузов с запуском новой железной дороги вырастет с 3 до 10 млн. т в год.

Железная дорога Узень (Казахстан) - Горган (Иран).
Железная дорога Узень (Казахстан) - Горган (Иран).

В июле 2022 года первый грузовой железнодорожный состав с 39 контейнерами прошёл 3800 км по железным дорогам России, Казахстана и Туркменистана, из подмосковного г. Чехов в Иран. Состав преодолел 1600 км, направляясь в иранский порт Бендер-Аббас. Затем груз доставлен морем в Индию.

По восточному маршруту МТКСЮ 28 ноября 2022 года ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) запустило регулярный контейнерный поезд, пока он будет ходить один раз в месяц. Состав идёт транзитом по территории Казахстана до станции Этрек в Туркменистане. Там контейнеры перегружают с платформ колеи 1520 мм в иранские колеи 1435 мм. И далее груз следует по территории Ирана до порта Бендер-Аббас, а дальше – по морю в пункты назначения.

РЖД совместно с железными дорогами Казахстана, Туркменистана и Ирана установили на 2023 год единые пониженные ставки на перевозки контейнеров по восточному маршруту коридора «Север-Юг».

Станция Челябинск-Грузовой ЮУЖД. https://www.putin-today.ru/wp-content/uploads/2023/06/183352.jpg
Станция Челябинск-Грузовой ЮУЖД. https://www.putin-today.ru/wp-content/uploads/2023/06/183352.jpg

Контейнерный поезд с цветными металлами и пищевой продукцией из Челябинска в Индию был отправлен в мае 2023 года. Он прошёл по восточному маршруту транспортного коридора «Север — Юг» более 6 тыс. км до порта Бендер Аббас в Иране. Дальше контейнеры морским путём были доставлены в Индию.

С третьего квартала 2023 года Южно-Уральская железная дорога (ЮУЖД) планирует из Челябинской области ежемесячно отправлять по 2 контейнерных поезда в Индию.

В 2023 году грузооборот по восточному маршруту превысит 1 млн. тонн, а к 2025 году должен выйти на показатель 5−7 млн тонн.

Планируется строительство автомобильной дороги по восточному маршруту МТКСЮ.

Порт Мундра в Индии.
Порт Мундра в Индии.

Республика Казахстан рассматривает возможность строительства терминала в порту Мундра, чтобы обеспечить прямой доступ индийских товаров в Центральную Азию по железнодорожной линии Иран-Туркменистан-Казахстан.

Порт Мундра - первый частный порт Индии, крупнейший порт в стране, грузооборот в 2021 году больше 144 млн. т, и крупнейший по обороту контейнеров - 5,65 млн. TEU (2020-21), расположен на северном берегу залива Кутч Аравийского моря недалеко от Мундры, округ Кутч, Гуджарат. Ранее управлялся компанией Mundra Port and Special Economic Zone Limited (MPSEZ), принадлежащей Adani Group.
В 2006 году компании Mundra Special Economic Zone Ltd. и Adani Chemicals Limited были объединены с Gujarat Adani Port Ltd., а название компании было изменено на Adani Ports & SEZ Limited (APSEZ).

В июне 2023 года Узбекистан принял политическое решение по строительству терминалов в иранских портах Бендер-Аббас и Чехбехар.

Порт Мундра (Adani Ports & SEZ Limited) в Индии. https://www.basf.com/global/press-photos/en/photos/2019/10/P335_Mundra_port_Adani.jpg.assetdownload.jpg
Порт Мундра (Adani Ports & SEZ Limited) в Индии. https://www.basf.com/global/press-photos/en/photos/2019/10/P335_Mundra_port_Adani.jpg.assetdownload.jpg

Участок железной дороги Астара (Азербайджан) — Астара (Иран), на западном маршруте МТКСЮ, был введён в эксплуатацию в конце марта 2018 года. Иранский участок железной дороги вместе со станцией Астара, и построенный грузовой терминал были переданы в аренду Азербайджану сроком на 25 лет. Пока не построили железную дорогу Решт - Астара, грузы в Астару (Иран) перевозят автомобильным транспортом.

В июне 2021 г. состоялась первая отправка полносоставного контейнерного поезда по МТК «Север-Юг». Проект реализовали на партнёрских началах два крупнейших контейнерных оператора — российская компания АО «РЖД-Логистика» и финская компания Nurminen Logistics. 32 контейнера, проследовали по маршруту Хельсинки–Мумбай, пересекая границы 4-х государств, с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. Из Хельсинки в иранский порт Бендер-Аббас контейнеры были доставлены за 10 суток.

Грузовой железнодорожный терминал в Астаре (Иран). https://infotrans.by/wp-content/uploads/2020/05/423058200-696x397.jpg
Грузовой железнодорожный терминал в Астаре (Иран). https://infotrans.by/wp-content/uploads/2020/05/423058200-696x397.jpg

Азербайджан предоставил Ирану льготный кредит на 500 млн долларов США для строительства железной дороги Астара — Решт.

Министр транспорта РФ Виталий Савельев и министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш 17 мая 2023 года подписали в Тегеране соглашение о сотрудничестве по строительству железной дороги Решт — Астара.

Президент России Владимир Путин по видеосвязи с президентом Ирана Эбрахимом Раиси принял участие в церемонии подписания соглашения.

«Между иранскими городами Решт и Астара будет проложена железнодорожная линия протяженностью 162 километра. Казалось бы, это небольшой участок, но его ввод в строй позволит наладить прямое, беспрерывное или, по-другому еще специалисты говорят, бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяженности маршрута Север – Юг. Сейчас на этом участке грузы перевозит автотранспорт — из-за этого товар приходится дважды перегружать с одного вида транспорта на другой», – сказал В.В. Путин.
17.05.2023 года Россия и Иран подписали в Тегеране соглашение о сотрудничестве по строительству железной дороги Решт — Астара. Фото: Reuters. https://im.kommersant.ru/Issues.photo/DAILY/2023/086/KMO_162543_42323_1_t222_222814.jpg
17.05.2023 года Россия и Иран подписали в Тегеране соглашение о сотрудничестве по строительству железной дороги Решт — Астара. Фото: Reuters. https://im.kommersant.ru/Issues.photo/DAILY/2023/086/KMO_162543_42323_1_t222_222814.jpg

Для завершения строительства железной дороги от Решта до Астары Россия выделила Ирану межгосударственный кредит на сумму 1,3 млрд.евро, который должен быть возвращён в течение срока окупаемости проекта. Сумма российского кредита составляет 85% от стоимости всего проекта.

Ориентировочная стоимость строительства оценивается в 1,6 млрд долларов.

С учётом российских инвестиций проект планируется завершить на год раньше, в 2025 году. Россия и Иран намерены нарастить транзит по железной дороге к 2030 году до 15 млн. тонн.

Железная дорога Решт - Астара в Иране. https://im.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/DAILY/2023/086/IranRail.png
Железная дорога Решт - Астара в Иране. https://im.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/DAILY/2023/086/IranRail.png
Ранее железнодорожное сообщение между Тегераном и Москвой осуществлялось через территорию Нахичеванской Автономной Республики (Азербайджан), Армении и Грузии, однако армяно-азербайджанский Карабахский конфликт и последовавшая за ним блокада Нахичевани Арменией и Армении Азербайджаном воспрепятствовали эксплуатации этой ветки в постсоветское время. Армения и Азербайджан ведут переговоры о восстановлении железнодорожного сообщения через Нахичевань.

На первоначальном этапе по МТКСЮ планируются грузоперевозки в объёме 6 млн. т, в дальнейшем — 15-20 млн. т в год. По прогнозам грузопоток по всем 3-м маршрутам к 2025 году должен возрасти в 2 раза, не менее чем до 30 млн т, а к 2030-му — до 35 млн т.

Общий объем российских инвестиций в развитие международного транспортного коридора «Север — Юг» составит 250–280 млрд руб. (3 млрд. долл.) до 2030 года, сообщил в мае 2023 года на экономическом форуме «Россия — Исламский мир. KazanForum» вице-премьер России Марат Хуснуллин.

На территории России запланировано строительство автомобильных обходов Астрахани, Дербента и Хасавюрта (Дагестан). Ведётся ремонт автодороги Р-217 «Кавказ», развиваются порты Каспийского бассейна, строится железнодорожный пункт пропуска Дербент, реконструируется пункт пропуска «Верхний Ларс» (из России в Грузию).

Россия планирует инвестировать 1 млрд. долларов в улучшение судоходства через Азовское море, реку Дон и Волго-Донской судоходный канал.

Если вам понравилась моя статья, тогда не забывайте ставить лайк.

Подписывайтесь на канал "География для всех" от Сергея Лашманова и узнаете ещё много интересного о современном мире.

Пишите свои комментарии к моей статье.