Использование технологий виртуальной реальности в образовательном процессе.
Актуальность предоставленной темы статья стоит в том, что на данный момент, учитывая динамизм нашей современной жизни, Образование активно осуществляет внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Одним из информационных технологий является технологии виртуальной реальности (VR).
Виртуальная реальность давно перестала развиваться только в сфере развлечений, а она уже внедряется во все сферы общественной жизни. Группа аналитиков компании Zion market rearch прогнозирует рост мирового рынка VR к 2022 году до 26,89 миллиардов долларов США. А по данным MRFRожидается рост до 45 миллиардов к 2027 году [1].
Целью исследования является рассмотрения возможностей применения элементов виртуальной реальности в образовательном процессе и почему за этой технологией будущее, какие её перспективы.
Необходимо понимать, что видимые результаты в образовательном процессе можно будет увидеть только через несколько лет. Основная образовательная значимость VR в том, что он помогает создать более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, тем самым облегчая и помогая лучше усвоить сложный материал в школе, университете и т.д.
Обратимся к научным статьям, чтобы рассмотреть возможности и примеры использования элементов VR в образовании.
Одним из ярких примеров является лаборатория трехмерной визуализации, находящийся в УГАТУ с 2013 года на базе НИЛ ГАМЕТТ [2]. Лаборатория представляет собой комнату виртуальной реальности, которая обладает всем необходимым VR-оборудованием, позволяющая отслеживать движения и взгляд пользователя, а еще взаимодействовать с виртуальными объектами.
А Йельский университет протестировал VR-тренировку для проведения хирургических манипуляций с желчным пузырем. По завершению теста оказалось, что VR-группа была на 29% быстрее и в шесть раз реже допускала ошибки [3]. Это доказывает, результативность обучения.
В моем городе в учебных заведениях также применяются VRустройства. Так, например, учащимся чистопольского Лицея №1 на уроках физики и астрономии перед началом занятия выдают VR-очки, чтобы они погружались в виртуальную реальность для визуализации какого-то сложного понятия по учебной дисциплине.
Какая же учебная программа в образовательном процессе будет больше всего подвержена влиянию VR? Чтобы ответить на этот вопрос, был проведен опрос среди студентов КНИТУ-КАИ (см. рис. 1). По итогам опроса выявилось, что наиболее подвержены влиянию виртуальной реальности являются дисциплины «Астрономия» и «Биология», а второе и третье место по количеству процентов 20% и 19% оказалось «Информатика» и «Физика».
VR-устройства постепенно будут становиться доступнее, но Ульяна Автономова, руководитель направления «Образование» в Sensorama Academy, считает, что преподаватели консервативны - технологии не скоро станут широко распространенными в образовательном процессе, однако в общем секторе изменения происходят существенно стремительнее.
Сейчас уже имея представление о том, как используется виртуальная реальность в образовательном процессе, можно выявить положительные и отрицательные стороны в использовании VR (см. табл. 1).
На сегодняшний день тяжело представить в реальности общего образования использование в полной мере VR технологии. Но, наблюдая за новыми тенденциями, можно уверено сказать, что за этой технологией будущее. Ведь в отличие от обычных технических средств преподавания виртуальные технологии позволяют не только обогатить обучающегося огромным количеством знаний, но и научить самостоятельно овладеть новыми знаниями, развить в них творческие, интеллектуальные способности.
Таблица 1. Преимущества и недостатки виртуальной реальности в образовательной сфере
Рисунок. 1 По вашему мнению, какая учебная дисциплина будет более подвержена влиянию виртуальной реальности?