В солнечной Калифорнии, в Малибу, 21 мая 2000 года в собственном особняке в полном одиночестве скончался один из самых успешных и известных людей на Земле – 44-летний красавец и миллионер, создатель империи «Гербалайф», Марк Хьюз.
Эта новость обошла все газеты – еще бы, автор знаменитых пищевых добавок для похудания и не менее знаменитого лозунга «Хочешь похудеть – спроси у меня как», проповедник здорового образа жизни, не дожил до собственного 45-летия.
Кончина Марка стала поводом для бесчисленных шуток и анекдотов в Интернете. Мир злорадствовал – «объелся своих добавок и от них же умер».
Буквально на следующий день после смерти Хьюза полицейские обнародовали свое заключение – смерть наступила от остановки сердца, которое не выдержало трех токсических доз алкоголя и одной токсической дозы антидепрессанта в крови.
Оказалось, что преуспевающий и безупречно здоровый с виду Марк не только много и безудержно пил, но и годами лечился от тяжелой депрессии. Его называли шарлатаном, жуликом, аферистом и мошенником, а преданные последователи возненавидели за «неправедную кончину», разрушившую прекрасный миф, на котором они делали деньги и в который верили.
Но в мифе о Хьюзе почти всё – трагическая правда.
Он родился в 1956 году в Лос-Анджелесе в актерской семье. Отец бросил ее, когда Марк был совсем маленьким. Его мать была очень хороша собой, отличалась слабым и неуравновешенным характером и при каждой мало-мальски значимой проблеме начинала безудержно объедаться, толстела до утраты человеческого облика, а потом с той же трагической настойчивостью пыталась похудеть. Она галлонами употребляла виски, чтобы поднять свой тонус, и тут же, по дурной голливудской привычке, горстями глотала снотворное, чтобы успокоиться.
Однажды ей предложили сняться в хорошем фильме и велели похудеть на 20 килограммов. Она сумела это сделать, получила роль, а затем – и «Оскара» за нее. Но не удержалась на вершине успеха и вновь принялась заедать тревогу – «Вдруг я опять не оправдаю ожиданий и меня не пригласят на съемки», набрала лишних десять килограммов и умерла от передозировки снотворного и успокаивающих, как Мэрилин Монро.
Вся драма годами разыгрывалась на глазах сына, преданно любящего свою красивую нежную маму. Ему было 18, когда она умерла, и юноша винил себя – не удержал, не смог.
И всю свою жизнь спасал мифическую маму в лице тысяч стареющих, безвольных, депрессивных и беспомощных женщин, для которых создавал эликсиры молодости и красоты.
Он щедро добавлял в свои препараты стимуляторы -- ведь это не виски и не успокаивающие, от которых, проклятых, весь вред.
Марк окончил только девять классов. Он не имел ни медицинского, ни фармакологического образования, но был талантлив и одержим успехом. Свою первую пищевую добавку он испытал на бабушке. Пожилая дама пришла в восторг – и вес снизился, и суставы болеть перестали. Вдохновленные примером старушки, десятки соседок приобрели «волшебное» средство.
Юный Марк работал в Центре по реабилитации наркоманов и видел, что нет той жертвы, которую наркоман не способен принести ради наркотика. А почему бы слабому человеку не подсунуть вместо наркотика бутылочку с оздоровительными капсулами или порошками, за которую он будет держаться всю жизнь? Разве принесет кому-то зло подобная замена?
Марк купил грузовичок и отправился в турне по маленьким городкам в поисках слабых и несчастных, торгуя баночками прямо из кузова грузовичка. Можно было бы распространять препараты через аптеки. Но сколько лет потребуется, чтобы доказать эффективность и безвредность лекарств! Гораздо проще объявить средство «биологически активной пищевой добавкой», тогда к нему будет предъявлено всего одно требование – не являться ядом, и путь к рынку окажется открытым.
По словам Марка Хьюза, потеряв маму, он решил подарить женщинам средство похудеть надолго и без страданий. И он не лгал, а искренне хотел помочь, и выбрал для этого самую жесткую систему пирамидных продаж. С одной стороны, эта система приносит владельцам бешеный доход – чем выше к вершине, тем больше. С другой – цепко держит клиента, потому что сознательно ориентируется на человека с большими психологическими проблемами или психически больного, едва способного жить в обществе.
Второй лозунг Марка Хьюза гласит: «У нас больше возможностей, чем у вас – проблем». Третий – «Мы продаем здоровье, а не товар!»
Марк развил бешеную активность - созданная в 1980 году империя «Гербалайф» к 2000 году насчитывала 750 представительств в ста странах мира и капитал в 1,5 миллиарда долларов, пережила многочисленные обвинения прокурора штата Калифорния и Министерства здравоохранения США в нарушениях правил торговли и фальсификации товаров - ну не ездил Марк на Тибет и не собирал там в тихую лунную ночь тысячи трав для своих добавок, в чем лично клялся клиентам!
Правда, в Китае, втором после США потребителе пищевых добавок, систему пирамидных продаж вообще запретили, и это «почетное» место перешло к России. Правда, все пирамиды, финансовые или торговые, в отличие от обычных фирм, всегда имеют короткий век. Человеку надоедает сидеть всю жизнь на «добавке». Нет такого наркомана, который в душе не желал бы слезть с иглы и не возненавидел бы торговца зельем! Из этой ситуации есть выход – постоянно производить все новый, непохожий на прежний товар, чтобы человек не успевал насытиться «гербалайфом». И постепенно компания с оздоровительных пищевых добавок перешла на производство духов, косметики, детских игрушек и фильтров для воды.
У Марка не было семьи – ее заменил «Гербалайф». Лучшими друзьями Хьюза были добавки для похудания и деньги. Вот и провел он свои дни в печальном одиночестве. Когда потребовалось изменить профиль компании, отказаться от приросшей к нему как вторая кожа роли «спасителя человечества» и быть всего лишь практичным бизнесменом, он пришел в отчаяние.
Больше всего на свете он боялся повторить судьбу своей матери – и закончил жизнь в точности как она – познал большой успех, «съехал» с него и ударился в алкоголь. Вот только боролся не с тревогой и страхом, а с тоской и печалью, отчего и умер.
И Полинг, и Брэгг говорили правду и верили в нее. У гениального Полинга правда была посолиднее, понаучнее, у Брэгга – поменьше и попроще, но тоже – настоящая. У Хьюза – лишь вера в сказку под названием “Гербалайф”, им самим же созданную. Нельзя обманывать себя вечно – когда горькая истина до тебя доходит, ты умираешь от разочарования.
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:
Галина Зайцева (с) "Лилит"