Найти тему
Фонд Здесь и Сейчас

Детская агрессия. Часть 1

Оглавление

Что такое детская агрессия и откуда она берётся? Может ли она возникать беспочвенно в силу особенностей характера или воспитания? Какая агрессия самая страшная? Как помочь маленькому человеку совладать с такими сильными чувствами и переживаниями?

Разбираемся вместе с Екатериной КОРОВКИНОЙ детским и подростковым психологом Помогающего центра БФ «Здесь и сейчас».

Что такое агрессия

Агрессия есть и у людей и у животных. В его основе базовая эмоция – злость, на которой агрессия строится, формируется. Важно различать. Есть чувство злости, и есть агрессивное поведение. Злость это базовая эмоция - чувство и состояние присущее всем людям и животным. Она нужна для того, чтобы они могли понять, если что-то идет не так. Это их не устраивает, например, кто-то посягнул на их территорию или кто-то причинил боль, хочет сотворить, что-то неприятное. Или планирует это сделать. Это такой предупредительный маркер.

Тревожное чувство, которое возникает внутри, это чувство, которое работает на самого человека. Оно позволяет самостоятельно определять, что с тобой хотят сделать что-то не то и дает возможность очень наглядно показать другим – мне не нравится это. Берут ли вещи без спроса, ломают песочный куличек или делают больно – агрессия это способ дать оценку происходящему.

Человек в отличие от диких животных пришел к необходимости окультуривания этого состояния. Мы вынуждены её контролировать потому, что если постоянно быть в режиме «агрессии» - это ранит и травмирует. Социум неконтролируемую злость конвертировал, перевел в агрессивное поведение или в пассивно-агрессивное поведение, если напрямую злиться небезопасно.

Есть ли беспричинная детская агрессия?

У агрессии всегда есть причина, не важно демонстрирует её совсем маленький ребёнок или подросток. Просто мы не всегда её не видим. Взрослые пропускают все предсигналы и то, что запустило это агрессивное поведение и, конечно, нам кажется, что внезапная вспышка «на ровном месте» совершенно беспричина.

Есть дети, которые умеют на время свои чувства запечатывать. Не проявлять их сразу. Подавлять или как-то внешне сворачивать, а потом, возникает ощущение, что ни с того, ни с сего ребенок вдруг взрывается, начинает орать, истерить, визжать. Но это не значит, что ничего не произошло. Это значит, что это произошло чуть раньше, несколько минут назад, если мы говорим про малыша. И даже несколько дней тому назад, если мы говорим про уже довольно взрослого ребёнка.

Ребенок постарше может продолжительное время переваривать какую-нибудь ситуацию и только через несколько дней выдать реакцию на неё в виде агрессивного поведения. Только в разговоре, в расспросах, если у ребенка достаточно развита рефлексия, он может сказать «это потому, что неделю назад произошло вот это». В зависимости от многих причин такое поведение может быть сильно отсрочено во времени.

А есть дети, которые демонстрируют другой вид поведения, когда агрессия наоборот гипертрофирована. Вот казалось бы ничего такого ужасного не произошло, ситуация в целом нейтральная, а ребенок даёт слишком сильную эмоциональную реакцию.

Кто-то не туда посмотрел и в ответ прилетает истерика и скандал. Это может быть сформировавшейся привычкой, использовать очень сильные реакции для привлечения внимания, потому что более слабые эмоциональные реакции родители не замечают. К примеру, если ребёнок просто скажет «Я не хочу» или «Мне это не нравится» родитель не обратит внимание и будет продолжать. Поэтому «нужно» устроить скандал, чтобы тебя точно услышали. А дашь градус поменьше, и твой голос не будет засчитан.

Стратегии выживания

Когда ребёнок лишен возможности в принципе до кого-то докричаться - он вынужден искать собственные стратегии для выживания. Так ребёнок, который воспитывается в учреждении, может уходить в стратегию поведения - компульсивное самопологание. Ребенок решает для себя так: «Я всё понял! Взрослые это вообще никакая не поддержка, не опора. Я буду сам на себя опираться и буду сам стоять на своих ногах, ни на кого не рассчитывая».

Это может стать историей и про подавленную агрессию, когда ребёнок совсем эту агрессию не выражает. Он просто делает молча то, что ему надо и вообще «плевать» на этих взрослых потому, что раньше они как-то не сильно хорошо влияли на его жизнь.

Либо, наоборот, нужно демонстрировано очень сильно агрессировать, чтобы выжить. Потому что, если ты не будешь орать, нянечка в доме малютки к тебе не скоро подойдет. А если ты будешь очень громким, то она скорей всего подойдет и покормить тебя первым для того, чтобы избавится от надоевшего шума. Тогда такое агрессивное поведение может стать стратегией выживания...

Продолжение следует.