За всю Великую Отечественную войну звания Героя Советского Союза удостоились лишь 90 женщин. Одна из них – уроженка Беларуси, разведчица Надежда Троян. О том, какой Надежда Викторовна была в жизни, нам рассказал её сын Алексей КОРОТЕЕВ
Надежда Троян – жизнь, отданная людям
Надежду Викторовну Троян многие знают как участницу операции по устранению гауляйтера – наместника Гитлера в Беларуси Вильгельма Кубе. И куда меньше известно о том, что после войны храбрая диверсантка стала хирургом, возглавляла НИИ санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, была проректором 1-го Московского медицинского института имени И.М. Сеченова, Председателем Исполкома Союза обществ Красного креста и Красного полумесяца СССР. Об этом и многом другом мы и поговорили с сыном героя.
«Молодость моя, Белоруссия»
Листаем с сыном, Алексеем Васильевичем, семейный альбом. За каждой фотографией своя история. Вот родные для Надежда Троян места – городок Дрисса Витебской области, сейчас он называется Верхнедвинск. Пейзажи тут красивейшие. Слияние двух рек – Дриссы и Западной Двины. В память о Надежде Троян школа № 2 в городе носит её имя. В краеведческом музее – посвящённая разведчице экспозиция, сделанная с искренним уважением. На городской аллее Героев среди других и её памятник. Здесь очень гордятся своей знаменитой землячкой.
Семья Нади часто переезжала: Красноярск, Иркутск, Грозный. Надя была активной девушкой, стала секретарём комитета комсомола в школе, организовала в ней театр, сама играла в нём. Любила ходить в походы. Никто из ребят тогда и не предполагал, что туристические навыки скоро им пригодятся в другой, фронтовой жизни.
В Грозном одноклассником Надежды был молодой спортивный парень, занимавшийся в аэроклубе, – Борис Галушкин. После школы их пути разошлись. Он поступил в Московский институт физкультуры, а Надя – в медицинский институт в Минске. Встретились они снова в 1943 году в лесу под Борисовом, где была база разведывательно-диверсионного отряда. Надя шла через ручеёк по бревну, а в это время на противоположной стороне молодой человек его раскачивал. Видимо, так он пытался привлечь внимание красивой девушки. Надя хотела его отчитать, но узнала парня: это же Борис Галушкин! Его десантировали в тот район как бойца бригады особого назначения НКГБ СССР. Борис героически погибнет в июне 1944-го в бою у озера Палик незадолго до полного освобождения Беларуси от фашистов. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Вот такие у неё были одноклассники.
А завтра была война
Перед войной Надя окончила первый курс Минского медицинского института. Сохранилась фотокарточка, на обороте которой написано: «День рождения Петра» и дата 21 июня 1941 года. За окном темно, а в июне темнеет поздно. Вероятно, это последние мирные часы накануне войны. Ребята веселятся, радуются жизни, не подозревая, что где-то в Польше прогреваются моторы немецких бомбардировщиков. И уже через несколько часов жизнь их круто изменится…
Фашисты заняли Минск на шестые сутки войны. Надя и родители не успели эвакуироваться. Характер у девушки был бойцовский, отсиживаться не привыкла, вот и организовала небольшую группу из подруг: спрятали радиоприёмник, слушали сводки Совинформбюро, а потом от руки записывали их и расклеивали листовки по городу.
А ещё под Минском был концлагерь для военнопленных. Бойцов в жару мучила жажда, и, чтобы хоть как-то облегчить им жизнь, девочки смачивали водой тряпки и, когда охранники отворачивались, перебрасывали их через забор. Дважды помогали пленным бежать.
Но Надя хотела связаться с партизанами. Чтобы не угнали в Германию, она переехала под Минск, в город Смолевичи. Устроилась там переводчицей на завод по добыче торфа. Немецкий она учила в школе, но говорила настолько свободно и без акцента, что фашисты принимали её за фольксдойче – этническую немку.
В Смолевичах Надя подружилась с медсестрой Нюрой Косаревской. Надя чувствовала, что Нюра была связана с партизанами, но её подруга стойко хранила свой секрет. Как-то Надя подслушала разговор двух немецких офицеров о том, что через день намечается карательная акция против партизан. Фашисты хотели окружить лесной массив, где располагалась база народных мстителей. Троян рассказала об этом Косаревской: «Хочешь – верь, хочешь – нет. Но если можешь, донеси кому надо». И когда немцы в назначенное время прибыли на место, прочесали лесок, то обнаружили там только погасшее кострище.
Удача – награда за смелость
Спустя какое-то время Нюра сообщила Наде, что с ней хотят встретиться партизаны на одной из лесных полянок: «Как приедешь, три раза свистни». Всё хорошо, только свистеть она не умела. Выход нашёлся, Надя взяла с собой милицейский свисток. Приехала на полянку на велосипеде, вышла – никого нет. Свистнула раз, два, три – такая же картина. Она ещё дважды свистнула – никого.
Решила, что не та полянка, и уже собиралась уезжать, как вдруг соседний куст зашевелился и оттуда вылез парень, её ровесник: «Надя? Ты чего тут в соловьёв-разбойников играешь?» Партизаны за ней, оказывается, давно наблюдали, но из-за милицейского свистка испугались, что это облава.
Так она попала в отряд, входивший в состав партизанской бригады «Дяди Коли», которой командовал будущий Герой Советского Союза, профессиональный чекист Пётр Лопатин.
Бригада подчинялась Четвёртому Управлению НКВД, которое возглавлял Павел Судоплатов.
Сначала Надя стала связной, добывала пропуска-аусвайсы, а потом ей пришлось уйти в лес. Была вторым номером в пулемётном расчёте, санитаркой. Вскоре командиры обратили внимание на её умение располагать к себе людей и находить решения в самых непростых, считай, внештатных ситуациях. Так она стала резидентом разведывательно-диверсионной группы «Артур» в Минске. Псевдоним – Канская.
Перед всеми партизанскими отрядами в Беларуси тогда стояла цель устранить гауляйтера Вильгельма Кубе – крайне жестокого человека, причастного к многочисленным убийствам мирных жителей и партизан. Было это непросто. Зная, что на него объявлена охота, Кубе вёл себя осторожно и всякий раз избегал организованных покушений.
Надежде Троян удалось убедить работавшую в особняке гитлеровского наместника Елену Мазаник участвовать в операции: женщина должна была подложить в дом мину. Потом они стали подругами на всю жизнь.
Но мину, которую должна была передать Надежда Троян, доставили в отряд с задержкой. В итоге бомбу для гауляйтера передала Елене Мазаник другая разведчица – Мария Осипова. Троян не знала об этом. Свою мину она везла на велосипеде в корзиночке с тортом. Как раз в этот момент Кубе был убит. Начались проверки на дорогах, причём немцы искали молодых женщин. Не каждый сможет сохранить хладнокровие в такой ситуации.
Надя могла, конечно, выкинуть торт с миной, скажете вы. Но этот поступок был бы не в её характере. Ведь это же боевое оружие, которое партизаны достали с таким трудом! Когда её очередь на блокпосте уже практически подошла, девушка заметила, что несколько стоящих в стороне солдат говорят с акцентом. Не немцы, значит. Надежда подошла к ним, заговорила, оказалось – словаки. Рассказала им о том, что везёт торт своему шефу. Те ответили, что сейчас её, конечно, не пропустят, нужно переждать. И предложили пока попить чаю. В итоге она вернула в отряд не только мину: через несколько дней на сторону партизан перешли несколько словаков.
После операции Надю эвакуировали в Москву – в Беларуси оставаться было опасно.
В столице тем временем шло следствие: слишком много оказалось желающих присвоить себе лавры по устранению гитлеровского наместника Кубе.
Допрос резидента Канской проводил лично Нарком Госбезопасности Всеволод Меркулов. В итоге 29 октября 1943 года, в день рождения комсомола, через месяц и семь дней после операции, Надежде Троян, Марии Осиповой и Елене Мазаник было присвоено звание Героя Советского Союза.
От улыбки станет всем светлей
Почему после войны Надя стала хирургом? Может, потому что эта работа связана с риском. А у неё характер, несмотря на внешнюю мягкость, был стальной. Есть такое выражение – soft power, мягкая сила. Так вот это про Надежду Троян. А если она и боялась чего-то, то только мышей.
Почти на всех фотографиях Надежда улыбается. Улыбка была её главным оружием, как бы трудно жизнь ни складывалась.
Вот она в Лондоне, где в ноябре 1945 года состоялась первая Всемирная конференция молодёжи. Туда отправилась делегация фронтовиков от ЦК ВЛКСМ. Среди них - Герой Советского Союза, будущий Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Пётр Машеров, Михаил Зимянин, будущий главный редактор «Правды» и секретарь ЦК КПСС.
Перед поездкой в Англию делегацию приодели. Завхоз – хороший мужик, но не эрудит. Объект для шуточек. Стал спрашивать, чего ребятам не хватает. Надя и говорит: «Эмоций не хватает». – «А сколько нужно?» Прижимистый завхоз любую заявку делил пополам. Поэтому, когда Надя попросила «килограммчиков 10 эмоций», тот на полном серьёзе ответил: «Столько не могу, но пять достану».
Улетали в Лондон из аэропорта Внуково. Завхоз проверяет списки. А Надя от руки туда кого-то вписывает: «Вот-вот должен приехать, ждём». Парень читает: «Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей. А кто это?» – «Как, ты не знаешь? Это же член ЦК комсомола Азербайджана», – как ни в чём не бывало говорит Троян…
Человеком она была находчивым. Однажды Надежде Викторовне поручили пригласить на торжественное собрание по случая 23 февраля Героев Советского Союза. И вот идёт она домой, видит, у магазина стоит «Волга». А из неё выходят два лётчика – Герои Советского Союза – и в булочную. Как их пригласить? Тогда Надежда Викторовна решила сесть на заднее сиденье машины, благо дверь была не заперта. А когда лётчики появились, предложила им: «Ой, товарищи Герои Советского Союза, можно пригласить вас попить чайку?» Один из них был лётчик-испытатель Владимир Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора, другой – Георгий Мосолов, работавший в КБ Микояна. Отказаться от такого предложения они не смогли.
Неравнодушное сердце
Её важнейшие качества – умение сопереживать и быть неравнодушной. В школе, куда она водила внучек, её знали все как приветливую бабушку: от родителей до уборщиц. Кому-то надо помочь, кто-то заболел, она никогда не оставалась безучастной. Правда, никто и не подозревал, кем на самом деле была эта бабушка.
Надежда Викторовна не могла пройти мимо лежащего на улице человека, проверяла его состояние. Да, скорее всего, это пьяный, а вдруг у человека инсульт? Как минимум однажды Надежда Викторовна так спасла жизнь мужчине, вызвав скорую.
Или вот история. Надежда Троян дружила с семьёй разведчиков-нелегалов Михаилом Филоненко и Анной Камаевой. В командировке в Латинской Америке по легенде они были миллионерами, но, срочно уезжая (у Михаила открылась рана, полученная ещё на войне), пришлось всё бросить. А зарплату, которая им шла все эти годы в Союзе, супруги переводили в Фонд мира.
На родине они, конечно, не бедствовали. Но Михаилу требовалось особое питание, а Надежду Викторовну прикрепили к столовой лечебного питания, где были диетические продукты. Талончики давали на месяц, как книжечку. И половину этой книжечки Надежда Троян отдавала Филоненко.
Её мужем стал журналист Василий Коротеев, который прошёл всю войну как военкор «Красной звезды».
Коротеев дружил с Константином Симоновым. Во фронтовых дневниках писателя, книге «Разные дни войны», есть такие строки:
«…я всегда вспоминаю покойного Васю Коротеева. На этом снимке он смотрит через Волгу на горящий Сталинград, и на его искажённом страданием лице такое выражение, как будто у него только что, вот сейчас, на его глазах, убили отца и мать…»
«На память» о войне у Василия Игнатьевича осталось несколько тяжёлых ранений, поэтому он много времени проводил в госпиталях. Когда был здоров, в квартире всегда встречали гостей, постоянно звонил телефон, жизнь кипела. Если лежал в больнице, количество гостей уменьшалось. Когда он умер в 1964 году, прекратились звонки, гостей почти не стало.
Надежде жилось тяжеловато. Ей, тогда обычному врачу, приходилось растить двоих сыновей: одному 16, другому – 10. Денег впритык. И вдруг звонок, в дверях стоит Константин Михайлович: «Надя, я опубликовал роман. Там идёт речь и о моём боевом друге Василии Коротееве. Хочу поделиться с тобой гонораром». И подарил ей тысячу рублей – очень большие по тем временам деньги.
Надежда Викторовна была абсолютно не сосредоточенным на благах человеком. Ни своей дачи под конец жизни не было, ни украшений, всё очень скромно. Зато в квартире в шкафах стояло очень много книг с дарственными надписями от знаменитых людей.
А ещё у Надежды Викторовны был потрясающий вкус: все платья идеально подобраны по фигуре. Она же, как Председатель Исполкома Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, была одной из визитных карточек страны. Её принимали и британская королева Елизавета II, и Президент США Ричард Никсон. Нужно было соблюдать соответствующий дресс-код. Она всегда старалась, чтобы у неё на руке были часы «Луч» минского завода. А одежда подбиралась так, чтобы она была произведена в Беларуси. Надежда Викторовна любила подчёркивать это.
Всю жизнь она с большим уважением относилась к своему учителю – академику Борису Васильевичу Петровскому, основоположнику советской хирургической школы, на протяжении 15 лет работавшему Министром здравоохранения СССР.
Когда в 1968 году Надежда Троян попадёт в автокатастрофу и перенесёт клиническую смерть, друзья-врачи спасут её и поднимут на ноги.
По словам сына, Надежда Викторовна очень дорожила и партизанским братством. Словно чувствовала вину перед погибшими товарищами: она уцелела, они – нет. Во время встречи с Президентом России Владимиром Путиным в 2003 году Надежда Викторовна предложила добавить в список тех, кого перечисляет диктор перед Минутой молчания 9 Мая, партизан и подпольщиков. До этого их не упоминали в трансляции. И уже со следующего года справедливость восторжествовала.
Надежда Троян была одним из инициаторов переименования станции московской подземки «Измайловский парк» в «Партизанскую». Именно там во время войны находились учебные базы для подготовки партизан и диверсантов для заброски в тыл врага. А если бы враг занял Москву, то там уже были готовы тайники с оружием. На станции стояли и две безымянные скульптуры: женщины с винтовкой и пожилого мужчины. Надежда Троян специально провела опрос на месте: кому они посвящены. Никто из пассажиров не ответил. Так на памятниках появились надписи: «Зое Космодемьянской» и «Матвею Кузьмину».
…Надежда Викторовна Троян прожила яркую жизнь. И самым главным для неё было стремление приносить пользу людям: защищать их во время войны, лечить, когда она стала хирургом, воспитывать будущих врачей, отстаивать интересы великой Родины, когда она занималась международной деятельностью, просто помогать тем, кто нуждается в поддержке и участии. Надежда Троян – это эталон чести и человеческого достоинства. Ее жизнь – лучший пример для воспитания молодёжи.
Максим ЧИЖИКОВ, Москва
Фото: из личного архива А. Коротеева, waraldum.ru, wikipedia.org
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!