Найти тему
Свет славы

Содержанка из Парижа в России

Оглавление

Читая статьи об исторических личностях, открываешь для себя интересные связи между людьми и событиями. В статье о писательнице Этель Лилиан Войнич я привела некоторые факты из жизни русского революционера Сергея Степняка-Кравчинского. Он сыграл в жизни и творчестве Войнич заметную роль. Ну а Степняк сбежал из России потому, что убил шефа жандармов, главного начальника Третьего отделения Российской империи Николая Мезенцова.

Николай Мезенцов

Генерал-лейтенант Николай Мезенцов, коренной петербуржец, был сыном Владимира Мезенцова, генерал-майора, командира дивизии, воевавшей в Отечественной войне 1812 года. Его матерью была Вера Зубова, дочь Николая Зубова, участника убийства царя Павла I, и внучка генералиссимуса Александра Суворова.

Николай Мезенцов. (Авторы: Рисовал П. Ф. Борель, гравировал П. Диамантовский. Всемирная иллюстрация : журнал. 1878. Т. 20. № 503. С. 168. Общественное достояние, wikimedia)
Николай Мезенцов. (Авторы: Рисовал П. Ф. Борель, гравировал П. Диамантовский. Всемирная иллюстрация : журнал. 1878. Т. 20. № 503. С. 168. Общественное достояние, wikimedia)

Третье отделение, как высший орган политической полиции России, было создано в 1826 году при Николае I и продолжило работу при царе Александре II (до1880 года). Одной из причин создания послужило восстание декабристов. Третье отделение наблюдало за политически неблагонадёжными, за сектами и расколами, занималось делами фальшивомонетчиков, поддельных документов и штемпелей, наблюдало за иностранцами, за подозрительными людьми, за тюрьмами для государственных преступников, осуществляло цензуру.

Мезенцов возглавил ведомство в конце 1876 года. По описаниям, он был гуманным, честным, порядочным человеком. Военный министр того времени Д. Милютин назвал Мезенцова повесой, в то же время отметил его набожность.

Заместитель московского губернатора Иван Красовский о Мезенцове сказал следующее:

[К]ак человек Николай Владимирович был одарен всеми высокими качествами души; он был честен в высшем значении этого слова и шел в жизни всегда прямо и смело... Николай Владимирович никогда, нигде и ни перед кем не скрывал своих убеждений. Со всеми он был добр до безотчетности, и — что так редко случается — несмотря на своё высокое положение, он никогда не изменялся в отношениях своих к старым товарищам и приятелям. Идеалом его жизни была правда; он носил её в душе своей и искал во всем и везде... Всегда кроткий, веселый, простой, задушевный, готовый помочь, принести пользу, он служил в тяжелое время и понес немало трудов. Обладая громадною памятью и сильным здоровьем, он мог работать по 14 и 18 часов в сутки.

Шеф жандармов Мезенцов выступал за усиление антиреволюционной пропаганды в России. С этой целью он предлагал создать кружки для образованных россиян, а среди простого народа вести разъяснительную работу посредством газет. Но проект не прошёл, зато его предложение об усилении сети секретных агентов было поддержано и профинансировано.

Но жизнь 51-летнего Мезенцова (11.04.1827 – 4.08.1878) внезапно оборвалась. На новой должности он успел поработать менее двух лет.

Степняк

Тайное революционное общество "Земля и воля" в 70-х годах выбрало тактику террора. Мезенцов и стал его жертвой. Террорист Сергей Степняк-Кравчинский (1.07.1851(1852)–11.12.1895) зарезал его кинжалом на улице Итальянской Петербурга утром в девятом часу.

В суматохе сбежал в Швейцарию. Года через три Россия потребовала его экстрадиции. Степняк тут же перебрался в Италию. Россия потребовала и у Италии выдать преступника. Степняк сбежал в Англию.

Находясь за границей, Степняк писал книги и статьи про деятельность революционеров в России, принимал участие на митингах, протестных акциях, читал лекции, выпускал журнал "Свободная Россия", организовал фонд. А тем кинжалом, которым зарезал Мезенцова, рубил щепки для печки. Степняк погиб под колёсами поезда.

Советский литературовед Евгения Таратута занималась исследованием творческого наследия Сергея Степняка-Кравчинского и написала его капитальную биографию.

Вернёмся к Мезенцову

Он был холост, и детей у него не было. Зато в более молодые годы была любовница – куртизанка Бланш д`Антиньи. Мезенцов привёз её 20-летнюю из Парижа. Тогда ему было 33 года. Парочка наделала много шума в Петербурге. На балах и вечеринках ветреная француженка откровенно строила глазки и другим мужчинам. Вела себя фривольно. Дошло до того, что супруга Александра II императрица Мария Александровна распорядилась изгнать д`Антиньи из России. Она была отправлена в Висбаден.

Откуда взялась эта Бланш д`Антиньи?

Француженка Мари Эрнестина Антиньи или Бланш д`Антиньи (родилась 9 мая 1840, в коммуне Мартизе департамента Эндр Франции, умерла 30 июня 1874, в Париже) в семь лет осталась без отца. Жан Антиньи, ризничий местного монастыря, бросил семью и подался в Париж. Лет через 5-6 за ним в Париж отправилась и мать якобы на поиски беглого мужа. Девочка осталась совсем одна у тётки. Её терпения хватило всего на несколько месяцев. Она тоже отправилась в Париж на поиски своего счастья. Устроилась продавщицей в магазин. В 14 лет сбежала с любовником, румынским офицером, в Бухарест. Скоро ушла от него. Любительница приключений прибилась к цыганским артистам и, кочуя по городам и весям, прибыла в Париж.

Выступала в кабаре и в цирке. Скоро судьба свела её с русским генерал-лейтенантом Мезенцовым. Уехала с ним в Петербург, но была оттуда изгнана. Из Висбадена вернулась в Париж.

Работала танцовщицей, циркачкой, натурщицей, артисткой, певицей. Выступала в операх-буфф, опереттах. Когда начинала, у неё не было опыта, знаний, и особыми талантами на сцене не блистала.

Но покоряла она публику безгранично сексуальной женственностью.

Прототипом главной героини романа "Нана" французского писателя Эмиля Золя считается Бланш д`Антиньи.

Вот отрывки из романа, где описывается первый выход Нана на сцену в роли Венеры в каком-то спектакле и первом знакомстве с парижской публикой:

"…от этой толстой торговки, хлопавшей себя по ляжкам, и кудахтавшей, как курица, веяло жизнью, ароматом всемогущей
женственности, который пьянил публику. Со второго акта ей прощалось все: и неумение держаться на сцене, и фальшивый голос, и незнание роли; достаточно ей было повернуться лицом к публике и засмеяться, чтобы вызвать аплодисменты. Когда же Нана пускала в ход свой знаменитый прием – покачивала бедрами, – партер бросало в жар, горячая волна поднималась от яруса к ярусу, до самого райка. Но настоящим триумфом Нана были танцы в кабачке. Тут она оказалась в своей сфере. Её Венера вышла из грязи сточной канавы, она плясала, подбоченившись, под музыку, казалось, созданную для ее голоса, девчонки из предместья. Это была неприхотливая музыка - так
порой возвращались с ярмарки в Сен-Клу под хрипенье кларнета и переливы дудки…"
Эдуард Мане. "Нана" (источник: wikimedia. Общественное достояние)
Эдуард Мане. "Нана" (источник: wikimedia. Общественное достояние)

"…Трепет пробежал по залу: Нана вышла на сцену нагая. Невозмутимо спокойная, она была уверенна во всемогуществе своего тела. На ней было накинуто лёгкое газовое покрывало; тонкая ткань не скрывала ее покатые плечи, высокую упругую грудь амазонки, её широкие, сладострастно колыхающиеся бедра, полные ляжки, светлую кожу блондинки – все её белоснежное тело. Это была Венера, вышедшая из морской пены, и покровом ей служили только волосы. А когда Нана поднимала руки, у неё под мышками виднелся при свете рампы золотистый пушок. Никто не аплодировал, никто больше не смеялся. Мужчины сидели с серьёзными лицами, жаждущие губы были сжаты. В воздухе будто пронёсся ветер, и в его дуновении, казалось, таилась глухая угроза. В добродушной толстушке вдруг предстала женщина, волнующая, несущая с собой безумные чары своего пола, пробуждающая неведомые желания. Нана продолжала улыбаться; но теперь это была хищная улыбка, властвовавшая над мужчинами".

Бланш стала известной и желанной куртизанкой, т.е. женщиной лёгкого поведения, которую содержали богатые мужчины. Они были без ума от неё. Жила шумно и широко, устраивала роскошные вечеринки.

Вот и третий десяток разменяла, и жизнь у неё получилась как в басне Крылова про Стрекозу и муравья, она оказалась в положении Стрекозы. Богатые любовники перевелись, и ролей стало мало, а долги росли. Особенно крепко насолила ей и сильно испортила жизнь жена одного из высокопоставленных любовников.

Бланш д`Антиньи (источник: peoples.ru)
Бланш д`Антиньи (источник: peoples.ru)

И тут пришло спасение в лице правителя египетского – Исмаила-паши, который увёз женщину в свою страну. Там она не бездельничала, выступала на театральных сценах Каира, паша ей помогал в этом.

Исмаил-паша известен тем, что был ориентирован на Запад. Особенно любил Францию, там он получил образование. При нём был достроен и открыт Суэцкий канал. (Об этом читайте здесь). Мечтал сделать Египет частью Европы.

Бланш заболела брюшным тифом и вернулась в Париж. Бедствовала. В 34 года болезнь унесла её в мир иной. Была похоронена на кладбище для бедняков. Но один из бывших кавалеров, узнав об этом, оплатил перезахоронение на кладбище Пер-Лашез.

Поль Бодри "Кающаяся Магдалина" (источник: wikimedia. Общественное достояние)
Поль Бодри "Кающаяся Магдалина" (источник: wikimedia. Общественное достояние)

Бланш увековечена в литературе Эмилем Золя, а в живописи была натурщицей для художника Поля Бодри. Он создал картину "Кающаяся Магдалина" и написал портрет Магдалины с Бланш. В 1877 году Эдуард Мане написал картину "Нана".