256 лет назад, 17 мая 1767 года (6 мая по ст. стилю) Екатерина II посетила Углич . Произошло это во время знаменитого круиза императрицы по Волге. Именно такой способ выбрала Екатерина, всего 5 лет назад пришедшая к власти, для знакомства с центральными губерниями своей империи.
Из Москвы государыня и её свита отправились посуху в Тверь, а там их ждала целая флотилия из 25 судов, включая 12 свежепостроенных изящных галер. Флагманская галера «Тверь» предназначалась для императрицы и её ближнего круга. Остальные суда тоже носили тематические названия, среди них были галеры «Волга», «Ярославль», «Казань» - для придворных, «Вома» - для иностранных гостей, две полубарки для гвардейцев, восемь полубарок со слугами и различными запасами, госпитальное судно «Ржев» и кухонные галеры «Углич», «Нижний Новгород», «Кострома», «Симбирск», чтобы кормить всю эту ораву. Флагманской «Тверью» командовал капитан 1 ранга Пётр Пущин, под чьим руководством и были построены эти галеры.
Плавание началось 13 мая (2 – по ст. стилю). Свиту императрицы составляли: братья Орловы — Иван, Владимир и Григорий, президент Военной коллегии граф Захар Чернышев, президент мануфактур-коллегии Д. Волков, сенатор и генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга Н. И. Чичерин, директор Московского университета М. И. Херасков и другие сановные придворные чины, а также охрана и прислуга.
5 мая караван достиг Калязина и сделал первую остановку для посещения местного монастыря. После часового визита императрица вернулась на «Тверь» и галеры двинулись на вёслах дальше.
«Экстракт журнала плавания» сообщал: «6-го мая… в 7 часу, проплыв 13 верст, остановились против города Углича и легли на якорь. В 9-м часу Ее Императорское Величество соизволила с галеры шествовать на шлюпке в Углич».
Ярославский краевед XIX века С. А. Серебреников описывал высочайший визит так: «Императрица и сопровождающие ее лица прибыли на шлюпках к пристани у развалин городской крепости, где их встретил московский губернатор И. И. Юшков и угличский воевода Жеребцов с гражданами. Екатерина II побывала на литургии в Преображенской церкви и в доме воеводы, где встретилась с представителями местного дворянства. После краткого угощения императрица со свитой вернулась на галеры». Это был второй визит монарха за последние сто десять лет в Углич, но если царь Алексей Михайлович провёл в городе и его монастырях несколько дней, то Екатерине хватило трёх часов на всё.
После Углича императорский караван двинулся дальше – в Рыбную слободу. Правда, туда добрались не сразу. 18 мая (7 по ст. стилю) на Волге разыгралась буря и галеры вынуждены были стать на якорь «против лежачей на нагорной стороне деревни Килина».
Непредвиденная стоянка продолжалась сутки. Чтобы занять сподвижников, Екатерина II, любившая изображать просвещённого монарха, предложила всем присутствующими на «Твери» поучаствовать в переводе исторического романа «Велисарий» модного французского писателя Жана Мармонтеля. Эту книгу автор лично прислал императрице. Десять глав были по жребию распределены среди придворных, 9-я досталась императрице, а 12-я - тверскому епископу Гавриилу. В итоге придворные переводили роман весь круиз.
Как позже писал Мармонтелю князь Голицын, русский посол во Франции, «когда все главы были готов, императрица потрудилась просмотреть весь перевод и приказала его напечатать». И уже в 1768 году русский перевод «Велисария» увидел свет. А началось всё благодаря незапланированной стоянке в угличских водах…
Продолжение следует.