Найти в Дзене
Любо-еда с Дона!

Марш бросок в прошлое

Доложу вам,мои друзья,что приезжает к нам в июне одна только туристка! Зато какая! Женя удивительная, она поверила в нас,купила билет заранее и мы ждём её с нетерпением! А пока мы проехали по Усть Донецкому району и расскажем вам ,что узнали!  Первая остановка – в хуторе Каныгин, в 80-ти км от Ростова.  Старинную майданную площадь хутора украшает самый старинный храм района - храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. С момента основания в 1879 г. по сегодняшний день он не закрывался НИ РАЗУ.  Каныгинцы были добрыми казаками, службу знали, в русско-турецкой войне приняли самое активное участие. В одном из боев на глазах Александра II они разбили крупный отряд вражеской конницы. Растроганный казачьей отвагой император распорядился о представлении всей сотни к Георгиевскому кресту и выдаче каждому казаку по 50 рублей серебром. С этими большими деньгами возвратились каныгинские казаки домой, где и начали веселье. Сколько дней праздновали возвращение – предание умалчивает. В один из таких

Доложу вам,мои друзья,что приезжает к нам в июне одна только туристка! Зато какая! Женя удивительная, она поверила в нас,купила билет заранее и мы ждём её с нетерпением! А пока мы проехали по Усть Донецкому району и расскажем вам ,что узнали! 

Первая остановка – в хуторе Каныгин, в 80-ти км от Ростова. 

Старинную майданную площадь хутора украшает самый старинный храм района - храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. С момента основания в 1879 г. по сегодняшний день он не закрывался НИ РАЗУ. 

Каныгинцы были добрыми казаками, службу знали, в русско-турецкой войне приняли самое активное участие. В одном из боев на глазах Александра II они разбили крупный отряд вражеской конницы. Растроганный казачьей отвагой император распорядился о представлении всей сотни к Георгиевскому кресту и выдаче каждому казаку по 50 рублей серебром. С этими большими деньгами возвратились каныгинские казаки домой, где и начали веселье. Сколько дней праздновали возвращение – предание умалчивает. В один из таких дней герой войны штаб-офицер Никита Иванович Секретёв повстречал женщину. «Все-то вы гуляете, казаки, – сказала она ему. – А где грехи военные замаливать будете? Храма-то у вас нет». Храма в хуторе действительно не было – 90 лет хуторянам приходилось ходить на службы в станицу Раздорскую, что в шести километрах от Каныгина. Протрезвевший казак понял, что повстречал не просто женщину – Богородицу. Рассказал товарищам о чудной встрече. Вот казаки и порешили пожертвовать «военные» деньги на строительство собственного храма. Средства собрали быстро – помогли местные жители, соседи из Раздорской и правление Войска Донского. 

Храму этому выпала счастливая судьба, хотя дважды был он на краю гибели. В первый раз – в 30-е годы. Его заколотили досками, сорвали и сбросили на землю 62-пудовый колокол… Но службы все равно шли – тайно. Запрятанная под холмами местность невольно оберегала его от усердного внимания из центра: до крохотного Каныгина руки долго не доходили. Добрались во второй раз в хрущёвские времена, когда летом 1962 года взорвали храм в станице Раздорской, и приехали с той же целью в хутор Каныгин. Казаки с вилами оцепили церковный дворик, окружили храм плотной стеной. Дозор несли всю ночь; были полны решимости нести его и дальше. Вмешались донские писатели. А.В. Калинин попросил поддержки у М.А. Шолохова. Шолохов позвонил в бюро ЦК КПСС, где и дали отбой. «Сама рухнет!» – махнули тогда рукой. И уже в брежневские времена её постановили закрыть, но упрямые бабульки-хуторянки поехали в Москву, добились аудиенции у влиятельного начальства, и храм, наконец, оставили в покое. 

В 20-ти км от хутора Каныгина – вторая остановка. Хутор Крымский.

Первое, что видно издалека - церковь иконы Божией Матери

-2

«Одигитрия» - она стоит на самом высоком месте хутора. Одигитрия - в переводе с греческого «путеводительница, наставница». Это пример сохранившегося храма, выстроенного по повторно применяемому проекту. В 1914 году храм был освящен, в годы советской власти закрыт, его помещение использовалось как зернохранилище. В 1990 году пустующее здание храма было передано Церкви для восстановления, в храме возобновлены богослужения. В настоящее время восстановлен алтарь, установлены иконостас, новые купола, сделаны амвон, клиросы, покрыта сталью кровля, поднят колокол на колокольню, ведутся работы по росписи храма. 

Еще 20 минут – и мы в станице Нижнекундрюченской, недалеко от впадения реки Кундрючьей в Северский Донец.

-3
-4

Здесь расположен самый большой сельский православный храм в Европе (!) - старинный храм Рождества Христова. Этот нереальный красоты храм я видела впервые. Он производит сильное впечатление. Трехпридельный, с пятью золотыми куполами во все 24 карат. Площадь - почти 1 000 квадратных метров, высота от земли до креста - 76 метров. Всю память на телефоне убила, пока снимала эту красоту. Удивительно, что такая громадина находится в станице, которая едва ли насчитывается тысячу человек. Как говорят станичники, если бы такой храм построили в Ростове, он стал бы кафедральным собором. Настоятель отец Алексий Скоробогатов пишет о нем книгу и рассказал, что, когда строился этот храм, в радиусе семи верст здесь проживало более 11 тысяч человек. Станица Нижне-Кундрюченская в начале XX-го века была одной из самых богатых и сильных в 1-м Донском Округе Войска Донского и насчитывала 7 000 казаков – вооруженных защитников веры, царя и отечества.

Каменная церковь в Нижнекундрюченской претендует еще на один рекорд - царской бюрократии. Согласование строительства продолжалось 18 лет. Сама же стройка длилась с 1902-го по 1906 годы (из них около года ушло на то, чтобы забить 4 000 четырехметровых свай). Строительство велось под началом архитектора Ивана Родомского в период революционных мятежей и русско-японской войны и едва не заглохло в самом начале. Возведение церкви началось на месте забытого кладбища, где хоронили жертв холеры. Архитектор оплошал и пытался скрыть этот факт, но казаки все же узнали тайну, подняли волнения, стройку остановили, архитектора прогнали. Новую церковь решили возводить рядом с местом, где был старый деревянный храм. Строили церковь исключительно на народные пожертвования и только из местных материалов. Кирпичи, например, изготавливали из нижнекундрюченской глины, раствор для кладки замешивали на яйцах и извести. Жители всей округи собирали яйца и привозили их в станицу. 

В 30-е годы жители станицы неоднократно отбивали поползновения властей закрыть храм. Летом 1933 года для разгона защитников храма привлекался специальный отряд войск НКВД. Но он всё же был закрыт и разграблен. Колокола, звон которых слышался за 50 км, были сорваны и отправлены на переплавку на Ростсельмаш. Богослужения возобновились в годы Великой Отечественной, но спустя двадцать лет, в 1961 году, храм вновь был закрыт. В здании организовали спортивный зал, затем колхозный склад, где хранили зерно и ядохимикаты. Все эти годы станичники и хуторяне ходили в деревянную церковь – Свято-Покровский храм в хуторе Голубинка.

-5

Мы умудрились побродить напоследок по живописному хвойному лесу, который высадили станичники, 

-6
-7

Вот такой случился у на марш-бросок с запрыгом в XIX век. 

Всего в двух часах от Ростова. 

Чистой воды красота  

Что еще сказать, когда нечего? Лучше покажем! Всем,кто захочет приехать в сентябре. Только сообщайте заранее..