Здравствуйте, друзья. В Советское время в киосках "Союзпечати" продавались серии открыток. Эти серии могли быть с иллюстрациями к какой-нибудь (чаще - детской) книжке с кратким её пересказом. Так я впервые через фантазию художника, познакомился, например, с Урфином Джусом и его деревянными солдатами... В музее на Бородинском поле была приобретена серия открыток с репродукциями картин, посвящённых Войне 1812-го года вообще, и Бородинскому сражению - в частности. Из сегодняшнего далека можно сказать, что вся эта полиграфия частично была предтечей нынешнему интернету. А ещё продавались серии открыток, посвященные какому-нибудь одному художнику. Так в мою мальчишескую жизнь выплыл на варяжских ладьях Николай Константинович Рерих. И была ещё серия открыток с репродукциями картин Павла Варфоломеевича Кузнецова. Оказалось, это его искания "десятых" годов - время путешествий по Средней Азии: сплошные стрижки баранов и овец. Серия работ называется "Киргизская сюита" (до Революции 1917-го года киргизами называли и казахов тоже).
Яркие солнечные тона и и задумчивые неземные лица казашек - почему-то вытянутые, как на иконах святых - совсем не похожие на реальных приземистых лунолицых представительниц этого народа... И таким же худым и задумчивым я представлял себе и самого художника... Однако на самом деле выглядел он так...
Многие считают этот период - начала 1910-х годов - вершиной его творчества. Однако на нём он в своих исканиях не остановился, и пошёл дальше. С 1916-го года он уже писал натюрморты в совершенно авангардной технике: сочными, без валёров (т.е. без смешения) красками, с разворотом плоскостей к зрителю.
К изобразительному ремеслу Кузнецов приобщился в детстве, в мастерской отца-иконописца. В 13 лет он поступает в Студию живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимается в течение нескольких лет (1891-1896).
Сильнейшее влияние на молодых саратовских художников и друзей - Павла Кузнецова, Петра Уткина, Кузьму Петрова-Водкина и др. - оказала встреча с Виктором Эльпидифоровичем Борисовым-Мусатовым (1807-1905). В 1897-м Кузнецов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вокруг Кузнецова сплачивается группа, члены которой организуются впоследствии в содружество "Голубая роза".
Первым выступлением художников-символистов можно считать выставку "Алая роза", организованную весной 1904-го года в Саратове. В ней участвовали саратовцы B.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, П. Уткин, из москвичей были приглашены М. Врубель и молодые художники Сарьян, Сапунов, Судейкин, Арапов…, то есть все те, кто потом вошел в "Голубую розу".
Кузнецов быстро становится известным. В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева посетил Париж. На выставке русского искусства в Париже у особым вниманием публики пользовались его картины "Голубой фонтан", "Утро", "Любовь матери" (см. галерею ниже).
Событием стала выставка в Москве под названием "Голубая роза" (1907). Считается, что такое название придумал В. Брюсов. "Голубая роза" - символ недостижимого идеала. Голубой (или синий) цвет часто упоминается в литературе символизма: это и Голубой цветок Ф. Новалиса, и Синяя птица М.Метерлинка. Оттенки синего преобладали и в большинстве полотен, представленных на выставке. Излюбленными мотивами символистов стали сновидения и миражи, уводящие человека от тяжёлой реальности в мир фантазий и грез. Для работ символистов характерны декоративность, стилизация, внимание к пластическим средствам выражения: линии, цвету, ритму...
В годы революции Кузнецов принимал участие в оформлении революционных празднеств, вел педагогическую работу и... даже заинтересовался росписью по фарфору. И вот что из этого вышло...
И отдельные предметы...
В Эрмитаже осталось много эскизов, созданных рукой П.В. Кузнецова.
После почти персональной (совместно с женой) выставки 1923-го года, прошедшей с успехом в Москве, при активнейших хлопотах А.В. Луначарского выставка была отправлена в Париж, а вместе с нею (и совместно с женой Е.М. Бебутовой) туда же отбыл и П.В. Кузнецов. По впечатлениям от той французской поездки, продолжавшейся полгода, художник пишет картину "Парижские комедианты".
Впереди у Кузнецова была долгая жизнь, он преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, МИИИ (Московском институте изобразительных искусств), других учебных заведениях, но к работе с фарфором более не возвращался. Скончался в 1968-м году.
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества.
P.S. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!