Приветствую вас, дорогие читатели и гости моего канала. Меня зовут Татьяна Дмитриевна. У себя на канале я рассказываю и делюсь впечатлениями о новом времени для себя, пенсионерки, человеке, принадлежащего к тому поколению советских людей, которые в годы юности, посещая города СССР с экскурсией по комсомольской или по профсоюзной линии, привозили домой разные сувениры, в том числе и такие как кофейные и чайные наборы местных фарфоровых фабрик.
Я продолжу тему продукции Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение» Новгородской области, который был основан в 1966 году как завод по выпуску сувенирной продукции. В 1966-1990-х годах прошлого столетия на фарфоровом заводе выпускалась оригинальные и уникальные изделия, постоянно вёлся поиск новых, интересных решений и технологий. И всё это способствовало тому, что новые запоминающиеся композиции, сервизы, наборы, мелкая пластика стали неотъемлемой частью повседневной культуры не только новгородцев, но и была популярна среди гостей города. «Визитную карточку» Бронницкого завода фарфоровых изделий «Возрождение» знали мы, поколение послевоенного времени. И могли отличить от изделий другого фарфорового завода.
Произведения художников новгородской фарфоровой промышленности с большим успехом экспонировались на крупнейших выставках страны и за рубежом. Фарфоровое производство в Новгородской области существует со времен династии Кузнецовых, которые в начале ХХ века стали монополистами в производстве фарфора на севере России
Им принадлежало три фарфоровых завода, в том числе и Бронницкая фарфорово-фаянсовая фабрика, которая после 1917 года стала называться завод «Пролетарий». Завод «Возрождение» Новгородской области как предприятие местной промышленности возник на базе завода «Пролетарий», крупнейшего отечественного завода по выпуску фарфоровых изделий, в 1966 году. Однако «Возрождение», в отличие от завода «Пролетарий», специализировавшегося на выпуске массового фарфора, было организовано как предприятие по выпуску сувенирной продукции, которое работало фактически на отходах завода «Пролетарий».
В предыдущей статье о заводе я немного рассказала о найденной художниками завода Тамарой Александровной Гавриловой и Владимиром Владимировичем Смоляром стилевой концепции продукции. Художниками была разработана технология кобальтового крытья: кобальт добавляли в глазурь, изделие полностью покрывалось кобальтовой глазурью и расписывалось белыми бликами и золотом. Изысканное сочетание белого и синего известно с древних времен. Кобальтовая подглазурная роспись применялась и в Китае, и в Португалии, и, конечно в России. Традиции кобальтовой росписи взяли на вооружение мастера завода «Возрождение», основной тематикой произведений стала новгородика, история средневекового города, что проявилось и в формах, и в росписях изделий. Каждое произведение, выполненное художниками завода, является новгородским сувениром, самым знаменитым из которых был чайник «Декоративный», который по форме и росписи перекликается с древней новгородской архитектурой. Золотом изображена София, главный храм Великого Новгорода.
А как вам вот такой набор кофейных пар с тончайшими росписями мотивов природы русского севера. С традиционным для завода крытьём кобальтом; чашки декорированы орнаментом, сплетённым из ромашек-бликов, который опоясывает их, словно на них наброшен венок. Купила я его в 90-х годах прошлого столетия у женщины, которая разложила свои товары на импровизированном столе на земле. У неё в глазах стояли слёзы, не самое простое время она переживала, продавая этот набор. Не смогла не купить.
А вот к этим чашечкам брат подарил мне вот такой чайник. Декор в виде лепесточков с незамысловатыми завитушками и крупного цветка посередине расположен с двух сторон тулова. Рисунок выполнен препаратом жидкого золота. Отводка проходит не только по краю носика, но и по крышке и донцу самого чайника.
Очень красив, но совсем не функционален, набор из кувшина для воды и 4 стаканов. При всей изысканности формы кувшина, коротковат носик и наливать жидкость из него не совсем удобно, можно было пролить воду на стол. И в первую очередь он выполнял у родителей дома функцию сувенира. Стоял на видном месте в стенке. Набор расписан золотом по мотивам цветочных орнаментов русского севера.
Художники завода не обошли вниманием и мелкую пластику. Статуэтки новгородского фарфорового завода «Возрождение» невозможно спутать ни с чем другим. Здесь и красавицы в старинных нарядах, ярморочные скоморохи, персонажи сказок. Сюжеты, в которых мы видим любовь к родному краю. Их отличает самобытность образов, основанных на былинах о купце Садко, о его путешествии к Морскому царю. Представляю вам две скульптуры работы Тамары Александровны Гавриловой – «Морской царь» и «Садко-богатый гость». Обе по сюжету былин новгородского цикла «Садко». Выполнены в традиционной новгородской технике росписи кобальтом.
Не так давно у нас дома появился кот, нет, уже давно, почти 10 лет. У нас дома были всегда собаки, а кошка попала к нам неожиданно. И я стала поклонницей своего кота. По цитатам известных людей, свойствам этих необыкновенных животных поклоняются очень многие. Телеведущий Сергей Капица сказал: — «Легко собрать стадо из баранов, но не из кошек». Классик зарубежной литературы Бернард Шоу провозгласил: — «Человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку». Еще один литератор Джон Уайт добавил: — «Если ты полон, неуклюж, учись принимать изящные позы так, как это делают кошки». Нет возможности окружить себя живыми усатыми, — приобретите статуэтки. И у нас дома есть скульптурки кошек. Одна из них кошка Бронницкого завода "Возрождение". Кошка-копилка. Как и посуда фарфорового завода, скульптура украшена золотом и традиционно изготовлена в соответствии с технологией кобальтого крытья.
Все изделия завода являются новгородскими сувенирами, обладающими ярким индивидуальным почерком. Они являются неотъемлемой частью культуры Новгорода и навсегда вошли в историю отечественного декоративно-прикладного искусства. А мы будем надеяться на ВОЗРОЖДЕНИЕ «Возрождения» новгородского!!!