Евгений Водолазкин «Брисбен»
Евгений Водолазкин – лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна». Роман «Брисбен» продолжает истории героев из книг «Лавр» и «Авиатор».
В центре романа – гитарист-виртуоз Глеб Яновский. Он знаменит, его приглашают выступать в Карнеги-холл, его имя называют в одном ряду с Миком Джаггером и Полом Маккартни. Но на пике славы его ждёт катастрофа: болезнь лишает возможности выступать. Как жить дальше, если его зрением, слухом, осязанием всегда была музыка? Как воспримет диссонансы нашей жизни человек, знающий о гармонии больше других?
Чтобы найти новую точку опоры, герой пытается собрать воедино свои воспоминания о киевском детстве в семидесятые годы, о юности в Ленинграде, о настоящем в Германии и снова в Киеве уже в двухтысячные. Только Брисбена нет среди этих путешествий по жизни.
Вместе с героем книги читатель проходит знаковые события эпохи: застой, перестройка, путч, Майдан. Повествование предлагает два временных среза – прошлое и настоящее в диапазоне одной жизни. И настоящее всегда тянет за собой прошлое.
Это книга о мечте, которую символизирует образ австралийского города Брисбен. Вот как автор говорит о названии книги: «К городу Брисбену, как и положено, роман не имеет никакого отношения, иначе я не назвал бы его так. Брисбен – это символ того, что находится на другой стороне земного шара, цель мечтаний, усилий, которая, конечно же, недостижима…»
Людмила Улицкая «Лестница Якоба»(18+)📖
«Лестница Якова» – это роман-притча, причудливо разветвлённая семейная хроника с множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом. В основу романа легли письма из личного архива автора. В одном из интервью Людмила Улицкая сказала, что предлагает читателю книгу, которую сочинила, и оставляет за ним право прикидывать, что именно она насочиняла, что подсмотрела у соседки, а что есть чистая правда её биографии. Это высказывание ещё больше интригует и заставляет сделать выбор в пользу этого произведения.
В центре романа – параллельные судьбы Якова Осецкого, человека разносторонне одарённого, интеллектуала, рождённого в конце XIX века, и его внучки Норы – театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их «знакомство» состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии. Долгие годы она не решалась открывать эти письма, боялась узнать что-то ужасное о своих близких. Но в пожилые годы вернулась к ним. Читая о любви, замужестве и трагедии 30-х-50-х годов, восхищалась, смеялась, плакала и поняла, что дед Яков оказался по взглядам и душевным устремлениям наиболее близким ей человеком. После, она идет в КГБ и знакомится с делом Якова Осецкого, деда, которого Нора видела всего один раз в жизни в 1955 году, когда он после выхода из лагеря заехал в Москву, чтобы получить направление за 101-й километр. Этими письмами была восстановлена разрушенная «лестница поколений» семьи и написана книга, которую хотел когда-то написать сам Яков.
Роман, вышедший в 2015 году, получил третью премию «Большая книга» и стал победителем в читательском голосовании на присуждении этой премии.
Наринэ Абгарян «Сборник»
Наринэ Абгарян – армянская русскоязычная писательница, блогер, лауреат премии «Ясная Поляна».
В сборник вошли самые известные произведения: «С неба упали три яблока», «Люди которые всегда со мной», повесть «Зулали» и щедрый ворох рассказов.
«С неба упали три яблока» – это история о затерянной в горах Армении деревне, где живут лишь старики, а все остальные разъехались в поисках заработка и, в конечном итоге, новой родины. «Люди, которые всегда со мной» – почти семейная сага. «Зулали» тоже о семье, точнее о том, что от неё осталось.
О чём этот сборник? О людях и о жизни. И об ощущении родного места, которое, бывает, теряется в больших городах за повседневными хлопотами. О детстве и старости, боли и радости. О доброте и жестокости. О маленьких, частных жизнях и жерновах предубеждений. О традициях, которые остаются, несмотря на новые веяния. О тех корнях, которые нас питают.
Читатель услышит запах прогретого солнцем разнотравья, свежевскопанной земли, свежей выпечки и морозной свежести зимнего воздуха; звуки идущего на выпас стада, лай собак, пение птиц и журчание реки. И над всем этим словно парит мелодия армянского дудука, который в книге не упоминается, но все равно звучит между строк.
Книга местами почти сказочная. Местами – трагичная, надрывная и рвущая сердце. Совсем как жизнь.
Дина Рубина «Наполеонов обоз»
Дина Рубина в представлении не нуждается. Автор культовых романов, повестей, рассказов, эссе. Лауреат многочисленных российских и международных литературных премий. Книги Дины Рубиной переведены на 39 языков. По мотивам её произведений сняты фильмы «Любка», «Двойная фамилия», «На Верхней Масловке», «Синдром Петрушки», «На солнечной стороне улицы».
«Наполеонов обоз» Дины Рубиной – это захватывающая трилогия о любви с элементами приключенческого романа в историческом контексте. А ещё это, пожалуй, самое многолюдное произведение автора. Каждый, даже эпизодический персонаж, становится важным звеном в общей цепочке событий, у каждого – собственная манера речи, мимика, жесты, продуманная и воссозданная с малейшими нюансами судьба. Что в «Наполеоновом обозе» правда, а что вымысел, остаётся только догадываться. Сама Дина Рубина утверждает, что исторических произведений она не пишет, история служит лишь фоном к основной сюжетной линии. Так случилось и в этом романе: на заднем плане любви Надежды и Аристарха Бугрова разворачивается настоящий детектив, берущий своё начало во времена Отечественной войны 1812 года. В попытках разыскать загадочное наследство своего предка-француза, Сташек оказывается втянутым в опасную авантюру, участие в которой вполне может стоить главному герою жизни.
Уникальность работы Рубиной заключается ещё и в том, что она демонстрирует читателю те исторические подробности, о которых мало кто знает досконально. Так, например, каждый ещё со школьной скамьи в курсе, что Бонапарт с позором бежал из России, будучи разгромленным. Но что случилось с драгоценностями, предметами искусства, бесценными артефактами, которые попытался вывезти проигравший император?
В трилогии «Наполеонов обоз» вас ждёт немало захватывающих открытий. Вновь перед читателем возникает Рубина-бытописатель, Рубина-наблюдатель с её извечной любовью к деталям. Она будто бы даёт читателю возможность не только представить, но и потрогать каждую из старинных безделушек, почувствовать вес истории. Умение Дины Рубиной работать со словом – её особый талант. Именно он позволяет писательнице год от года придерживаться того самого неповторимого стиля, который так ценят её поклонники.