Говоря об алкоголе на флоте, естественно, мы не могли не рассказать и о US Navy, ибо его в истории можно назвать самым непьющим флотом мира.
Итак, 13 октября 1775 года Континентальный Конгресс проголосовал за то, чтобы снабдить два 10-пушечных рейдера, укомплектовать их командами из 80 человек и отослать в крейсерство на три месяца. Основной их задачей был перехват идущих в Америку британских судов с продовольствием и оружием. Эта дата считается днем рождения американского флота.
Естественно, сразу же после организации встал вопрос – каким алкоголем снабжать флот? Изначально флот США пошел по стопам Роял Неви, и суточная порция матроса включала в себя полпинты рома, разбавленного квартой воды (то есть обычный грог – соотношение рома и воды 1 к 4). Однако ром был иностранным напитком, производился он в британских, французских и испанских колониях в Вест-Индии, поэтому в 1806 году в рамках борьбы за «импортозамещение» морской министр Штатов Роберт Смит постановил заменить полпинты рома на полпинты ржаного виски, причем матросам более резкий вкус виски понравился, поэтому с 1808 года US Navy перешел на этот крепкий напиток. Морское министерство США характеризовало виски «как более полезный напиток», нежели ром, и к тому же он был более дешевым. Главным поставщиком виски на флот стал купец Льюис Сандерс из Лексингтона (штат Кентукки), получивший заказ на поставку «10 тысяч галлонов виски в бочках по 30-33 галлона каждая». Стоимость галлона согласно контракту составляла 45 центов, и еще 1 доллар 25 центов платили за бочку. Новый напиток на американском флоте прозвали «Боб Смит», в честь морского министра, заменившего ром на виски.
Согласно тому же указу 1808 года лицам, отказывающимся от дневной порции алкоголя, полагалось выплачивать компенсацию - 4 цента в день. Выдача алкоголя осуществлялась дважды в день, в 11.30 и в 18.30.
В 1842 году доля виски была сокращена вдвое – до 4 унций в день. Понятно что остаток просто добили водой. Ну а в 1862 году произошла коллизия – на флоте северян алкоголь был не рекомендован к выдаче, оставляя ее на усмотрение капитанов кораблей, тогда как флот Конфедератов сохранял алкогольную порцию, поскольку хотел привлечь в свои ряды иностранных моряков, которые подобный «сухой закон» не поняли бы.
Понятно, что после победы Севера, эта мера распространилась и на Юг. Морякам ВМС США разрешалось хранить запасы пива и спиртных напитков по согласованию с командиром, однако в 1899 году новым указом морского министра Джозефуса Дениэльса была запрещена «продажа алкоголя военнослужащим, находящимся на борту корабля¸ а так же рабочим верфей». Ну а приказом номер 99 от 1 июля 1914 года алкоголь на борту корабля был запрещен совсем, за исключением праздников в кают-компании и выпивки капитана, а так же для медицинского отделения.
Приказ был оглашен 16 апреля 1914 года, и конечно же, был встречен с крайним недовольством. Флот стал готовиться к последней алкогольной вечеринке, а пока флотские стенгазеты изгалялись: «сэр Джозфус, адмирал USS «Грейпджус Пинафор» (Пинафор-виноградный сок, намек на оперу «корабль «Пинафор»), наблюдающий за флотом с корабля USS «Пайффл» (Чепуха)», и т.д. На тот момент основная часть американского флота находилась в Мексике, в Веракрусе, проводя операции против мексиканских повстанцев. Захваченный у мексиканцев пароход американские моряки перекрасили и вывели золотистыми буквами «USS «Piffle», чем вызвали пять минут дикого гогота у командующего флотом, который конечно, просмеявшись, приказал закрасить название. В ожидании дня Х команды в меру своей креативности и фантазии стали украшать кают-компании для последнего пира. Кто-то создал в кают-компании декорации салуна Дикого Запада, кто-то ставил в центре стола гроб, чтобы достойно проводить Джона Баликорна (Джон Ячменное зерно, прозвище бутылки виски), кто-то нарисовал во весь стол портрет морского министра, и т.д. В общем, парни отрывались во всю. На празднество пригласили и представителей других флотов, державших стационары в Веракрусе – англичан, французов, немцев, испанцев, голландцев. Часть американских матросов, пытаясь нажиться на запрете, начало контрабандно продавать алкоголь иностранцам, это заставило американского командующего ввести патрульные лодки для пресечения незаконной торговли.
Наконец настало 29-е июня, которое US Navy отметил настоящим, кондовым запоем. Пили все. До положения риз, в стельку, вдрабадан, до зеленых соплей, до чертиков…. Пока к концу дня 30-го июня запасы алкоголя не были выпиты полностью.
Таким образом, с 1 июля 1914 года на флоте США действовал сухой закон. В 1933 году был проведен опрос среди капитанов флагманских кораблей – возобновлять или нет выдачу алкоголя. Большинство капитанов и адмиралов высказались отрицательно – техника сложная, не такая как во времена паруса, требует усиленной работы ума и внимательности.
Однако имелись и исключения. В бою в стрессовых ситуациях разрешалась выдача небольшой порции алкоголя. Некоторые капитаны, особенно на подводных лодках, игнорировали приказ номер 99, так Юджин Флукей, капитан USS Barb разрешал выдавать команде по пинте пива после удачных торпедных атак, приведших к потоплению японских судов.
В 1980 году военно-морской министр Эдвард Идальго разрешил экипажам кораблей, которые находились в море более 45 суток, выдавать по 2 банки пива в неделю. Злые языки шутили, что это решение Идальго было продиктовано его опытом командования авианосцем «Энтерпрайз». В 1945году в авианосец врезался японский самолет-камикадзе, который вывел из строя самолетный лифт и оторвавшимся двигателем уничтожил все запасы пива, которые были на авианосце.
Заканчивая, можно отметить только одно – американский военно-морской флот в истории остался самым непьющим флотом мира.