Еще 30 лет назад Ленина знали абсолютно все жители страны. В моем советском детстве начала 80-х Ленин был официальным богом и обязательно присутствовал в жизни каждого человека страны. И присутствие это было даже не в качестве близкого родственника, вроде деда, а гораздо ближе. Советский бог — тогда было таким же обычным явлением, как мама, небо или воздух.
Другим каким-либо богам не было места в советской идеологии.
Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!
Лев Ошанин, 1955
В начале 20 века действительно жил такой человек, бунтарь и революционер, Владимир Ульянов. Его провозгласили лидером революционного движения и гражданской войны. И в начале 20 же века он умер, но продолжал жить в каждой вещи, решении, подвиге и сердце. Его живое лицо присутствовало буквально повсюду. В разгар своей политической карьеры Владимир Ульянов случился лысым невысоким мужчиной лет 45, с усами и небольшой аккуратной бородой. И вот за 60 лет его образ приобрел бренд супергероя, суперидола, самого лучшего, доброго и человечного человека на земле и небе. Марксистский «опиум» и нерукотворный спас. Такой популярности, славы и общего обожания не удостаивался даже Христос.
И хоть в Советском Союзе богов не существовало, лениана была мощнейшей советской религией: практически повсюду висели иконы-портреты; уличные демонстрации (крестные ходы) также проходили с графической символикой, лозунгами и портретами Божества; «ленинские уголки» были обустроены подобно красным углам для молитв в русских избах; и конечно, нетленные мощи вождя, подобно священным мощам мучеников, были выставлены напоказ в пирамиде-мавзолее, с огромной очередью верных советской идее паломников. Я лично видел эту длинную муравьиную цепочку зимой 1984 года: она выходила за пределы площади и брала свое нажало аж от вечного огня.
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Сергей Михалков - Гимн советского Союза, 1977
«Дедушка Ленин» был реально везде: в гимне и песнях, на газетах и журналах, на портретах и бюстах, в детских садах и поликлиниках, в школах и вузах, библиотеках, метро, на деньгах, на значках и орденах, на учебниках и тетрадях, на открытках и фасадах зданий. Лысая голова в профиль профиль была самой массовой и узнаваемой визуальной символикой. Именем Ленина называли всё, от городов до колхозов и фабрик. Центральная партия КПСС, детские организации, метрополитен и библиотеки, премии и стипендии — всё силилось носить его имя, потому что это был высший эталон. Песни про Ленина всегда были серьезными и торжественными, исполняясь в жутком оперном стиле. В честь вождя называли даже детей: Вил(а), Вилен(а), Владлен (Владимир Ильич Ленин), Нинель (слово-палиндром). В центре каждого города был проспект Ленина, площадь Ленина и конечно стояли памятники Ленину. И на всех монументах вождь был одет в костюм «тройка», демисезонное пальто и кепку. (по фото с выступлений 1919 года в Москве).
Строжайшим табу были шутки и юмор про Ильича, ведь за одно его имя погибали герои на войнах. Все серьезно с придыханием относились к упоминанию вездесущего советского идола.
«Ниточка-иголочка-красная звезда, мамочку и Ленина обманывать нельзя» — щебетали дети во дворах. А клясться Лениным было стопроцентной гарантией точной правдивой информации. Ленин был всегда живой и всегда был с тобой. С детства мы читали добрые сказки про маленького Володю Ульянова, его разбитый графин и чистые тарелки; про доброго мужчину, развлекающего детей на елке, обманывающего глупых жандармов, ласково обращающегося с матросами, неграмотными крестьянами, ходоками и печниками. Мы заучивали стихи, маршировали строем и пели песни. «Северная Корея» была нашим родным домом, алым ламповым советским теплым миром, лучшим местом на земле. Огромные бородатые лица следили с муралов зданий за каждым правомерным шагом каждого человека, чтобы каждый помнил, правильно ли он живет и верной ли дорогой идет.
Зачастую Ленина называли «вождем мирового пролетариата», или просто «вождем». У меня это слово всегда ассоциировалось с индейцами. Вождь «Острый глаз» племени краснокожих.
Когда я пошел в школу в первый класс, нас сразу замаркировали в «октябрята» и отметили обязательными значками на пиджаке. В головы пошла инсталляция символики, биографии, правил и заветов великого Ильича — так почему-то иногда панибратски иногда называли верховное божество, на манер «Иваныч», или «Кузьмич». Советская пропаганда работала постоянно, и визуальный графический фирменный стиль был на высоте. Правда, в школьных значках был баг: октябрята носили звездочки с изображением Ленина в детстве, золотого улыбающегося кудрявого мальчика (подобно Будде), а пионеры уже профиль взрослого. Почему не сделали юного 12-летнего Ильича возраста, а на комсомольских 17-летнего?
Заученной клятвой Ленину нас принимали в пионеры и торжественно завязывали на шею красные галстуки. и каждый громко клялся «горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться».
К 12 годам эта нарочитая идеалистическая тема мне начала откровенно наскучивать +начало моего подросткового бунтарства совпадало с началом перестройки страны в режим капитализма. Постепенно мы снимали алые треугольники галстуки и прятали в карманы, а однажды я повязал его на колено, за что получил крепкий моральный выговор завуча школы за диссидентство. Прогрессирующие диссиденты страны активно прождали хаос свободы. В 1986 году гранитный ленинский образ начал расшатываться и в какой-то момент центральный стержень, на котором держалась вся идеология и фирменный стиль хрустнул, и страна с грохотом начала разваливаться на куски, как «замок Хаула», а вместе с ней — принципы, устои, морали и великие смыслы. В один миг, самый священный, неприкосновенный бог, который приказал жить вечно и вместе со сплоченными народами республик СССР выстроить светлый коммунизм — стал объектом для насмешек и персонажем туристических матрешек, шаржей и карикатур. Вечный дедушка Ленин внезапно «разложился на плесень и на липовый мед».
В 1989 прорвавшийся дух свободы и хаоса своим мощным ревущим напором безжалостно сметал всё на своем пути. Вместе с грязевыми потоками в страну хлынули иностранные сигареты и жвачки. Светлая социалистическая страна, дружно строящая большое и радостное коммунистическое будущее превратилась в грязный антиутопический Готем. На улицах возникли панки и гопники, бездомные собачьи стаи, мотоциклы, ларьки, проститутки и бандиты. Хаос рождал новые принципы. Центральный журнал страны «Огонек» публикует фото больного, умирающего от сифилиса Владимира Ульянова , того самого бога, чье имя еще вчера было навеки бессмертно, свято и неприкосновенно, в клятве которому красным огнем взволнованно вспыхивали юные сердца, чьи памятники, бюсты, портреты, мозаики и муралы заботливо сопровождали нас повсюду, напоминая о священной цели и указывая путь, подобно маяку. И еще вчера нам всем это почему-то было по-настоящему ценно и важно. Происходящее было настолько невероятным и страшным, что казалось страшным сном, выбравшимся в реальность. Внутри всё визжало и ревело, а сердце металось в грудной клетке, как пойманная птица, сжимая дух до боли в задыхающимся предчувствии необратимых перемен.
Несмотря на новый капиталистический устой, свергнувший прежнюю советскую культуру, устои, значения и принципы (как впрочем и революционный устой, свергнувший в начале 20 века культуру, устои, значения и принципы), Ленин увековечился символом практически всего 20 века, идейным философом и харизматичным оратором, которому удалось стать символом крупнейшей революции в мире, совершив продуманный переворот, свергнувший правящий монархический строй. Революция была преподнесена как деколонизация страны, освобождающая свой народ от рабства, гнета и безграмотности. Символом освободительного движения стали рабочий и крестьянин (серп и молот) + алая путевая звезда. Новый состав руководства страны обещал осчастливить всех людей, вместе выстроить коммунизм — новый мир во всем мире, в котором нет боли и зла, солнечный оазис, жители которого получали бы все блага, необходимые для комфортной счастливой жизни. После деколонизации других стран (Маврикий, Зимбабве, Индия), Ленин стал мировым символом освободительного движения, ему устанавливали памятники и особо отмечали его роль в освобождении народов.
Советская эпоха оставила нам большое ленинское наследие в названиях улиц, проспектов, площадей и многочисленных памятников.
Статья не содержит биографические факты Владимира Ильича Ульянова, его оценку, как человека, изучение его трудов и цитат. Я выделяю Ленина, как явление; мощнейший визуальный бренд, сопровождающий меня в детстве повсюду; маяк, указывающий плакатами, цитатами и направлением рук путь в светлое будущее, как вектор цели и инструкция правильной жизни.
Занимательный приквел о начале культа Ленина и его обожествления нашел в википедии, но это уже совсем другая история.