17 мая в Томске завершилась третья центральноазиатская конференция Валдайского клуба. 60 экспертов из 10 стран обсуждали, как развиваются отношения России и Центральной Азии спустя год после начала СВО — влияют ли на эти отношения западные санкции и есть ли возможности для наращивания торговли. Кроме того, регион становится критически важным для России для связи со своими партнерами в Южной Азии.
Aif.ru обсудил эти вопросы с замдиректора Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана и экспертом Валдайского клуба Рустамом Хайдаровым.
Отношения с Таджикистаном после начала СВО
— Как бы вы сейчас оценили торгово-экономические связи между Россией и странами Центральной Азии, в том числе вашим родным Таджикистаном? Они растут или падают?
Рустам Хайдаров: — На примере Таджикистана мы видим, что сотрудничество России со странами Центральной Азии после начала СВО серьезно активизировалось. Я говорю не только о торговле. Это сотрудничество в сфере образования (в МИД РФ сообщили, что в странах Центральной Азии откроют филиалы ведущих российских вузов), здравоохранения. Почти ежемесячно к нам приезжают делегации как федеральных ведомств, так и российских регионов. Идет сотрудничество в сфере экономики и развития общих бизнес-структур. Прорабатывается вопрос о развитии туризма в Таджикистане — создание совместных проектов в этой сфере. Также перспективным является создание совместных агропромышленных комплексов.
Поэтому очень много перспективных направлений, и мы в Таджикистане очень рады этой активизации отношений.
— Если говорить о торговле между Россией и Таджикистаном, что сейчас Таджикистан в первую очередь поставляет?
— Во-первых, это продукция агрокомплекса. Россия — для нас самый главный рынок. И сейчас обсуждают проекты создания в Таджикистане специальных хабов, куда эта продукция свозилась бы со всей страны, после чего отправлялась непосредственно в Россию.
Большая перспективная отрасль — это горнодобывающая промышленность. В Таджикистане есть большое количество полезных ископаемых из таблицы Менделеева. Опыт России в этой отрасли огромный. У вас очень сильная собственная горнодобывающая и энергетическая отрасль, большой опыт в разведке, выработке и переработке полезных ископаемых. Поэтому, конечно, обсуждая проекты развития этой отрасли в Душанбе, мы приглашаем к сотрудничеству русских. Я думаю, в двусторонних отношениях это очень перспективное направление.
— Есть логистические возможности для увеличения торговли?
— Таджикистан участвует в стратегической инициативе Китая «Один пояс — Один путь». Этот проект заключается в создании инфраструктуры, в том числе и логистической. И конечно, учитывая, что Россия и Китай также сейчас развивают свою торговлю, эта инфраструктура может быть использована двумя странами для обоюдной торговли. Например, благодаря китайским инвестициям была построена дорога, ведущая с севера на юг Таджикистана. Одна предназначена в том числе для грузовых перевозок и вполне может быть задействована.
Конечно, сейчас идут разговоры о развитии железнодорожного сообщения. Мы находимся в Томске, и было бы хорошо, если бы железнодорожную ветку из Западной Сибири протянули в Центральную Азию. Это могло бы значительно увеличить грузопоток между странами. Заинтересованность в этом есть, и направление вполне перспективное.
Мешают ли западные санкции?
— Мешает ли развитию сотрудничества давление коллективного Запада? Как в Таджикистане относятся к этой угрозе?
— Конечно, этот вопрос стоит, но мы прорабатываем новые механизмы сотрудничества.
Что нужно понимать: Таджикистан участвует в военной сфере в работе ОДКБ, в экономической — в работе ЕАЭС. Альтернативы этим структурам в Центральной Азии нет. Ни США, ни Евросоюз здесь составить конкуренцию России не могут.
В связи с ситуацией в Афганистане для нашей страны сейчас на первом месте стоит вопрос безопасности. Военно-техническое сотрудничество развивалось между Таджикистаном и Россией и до нашей гражданской войны, и во время, и после нее. Единственная страна, которая может гарантировать безопасность в регионе — это Россия. Это очень важный аргумент, почему наша страна останется в фарватере российской политики.
Наконец, центральноазиатские страны просто понимают, что их главные торговые партнеры — это Россия и Китай. Надо учитывать, что в Таджикистане американский бизнес просто не присутствует, как и бизнес ЕС, поэтому нам очень трудно в этом плане попасть под санкции. Оттого мы очень спокойно к этому относимся. Поэтому я думаю, что у коллективного Запада нет никаких шансов как-то помешать нашему сотрудничеству с Россией.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ