Фамилия Виктора Васнецова — главная ассоциация к былинно-сказочному жанру в русской живописи. Но это не единственное направление, в котором он себя проявил. В каких еще — расскажем в нашей новой статье.
Васнецов и Гоголь: что общего?
Виктор Васнецов уже в молодости понял, что ему тесно в рамках станковой живописи. Еще в годы учебы он впервые попробовал себя в роли художника-иллюстратора.
Васнецов, как и любой другой мальчишка Вятского края, вырос на фольклоре. Он наизусть знал все сказки, поговорки и местные легенды — все они на долгие годы осталось для него светлым детским воспоминанием. Поэтому будущий художник сразу согласился проиллюстрировать «Собрание русских пословиц» по предложению этнографа Николая Трапицина.
С 1866 по 1867 год молодой Васнецов создал 75 рисунков для книги, которая так и не вышла в печать. Художник сохранил все рисунки, надеясь, что они когда-то увидят свет. Это случилось только в 1912 году, когда вышел альбом «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». Только теперь автором иллюстраций был не малоизвестный молодой рисовальщик, а главный художник-сказочник русской живописи.
За долгие годы жизни Виктор Васнецов создал десятки иллюстраций к произведениям, среди которых сказки Александра Пушкина и «Песнь о купце Калашникове» Михаила Лермонтова. Но первый опыт иллюстрирования крупного сочинения художник получил в начале 1870-х годов в Санкт-Петербурге. Ему предложили создать рисунки к народному изданию «Тараса Бульбы».
Героика повести Николая Гоголя заинтересовала молодого художника, хотя тогда он увлекался совсем иными сюжетами: в ранний период своего творчества Васнецов вместе с передвижниками творил в бытовом жанре на остросоциальные темы. Это не помешало ему создать далекие образы свободолюбивых и бесстрашных казаков. Подобных отважных героев мы постоянно видим на его картинах, только уже в облике богатырей.
К несчастью, созданные с рисунков художника гравюры сильно исказили их качество. Но даже при этом условии художественный критик Владимир Стасов (да и не только он) назвал эти рисунки «лучшими иллюстрациями к Гоголю <...> столько выразилось тут настоящей малороссийской народности, живописности, типичности и таланта».
Васнецов в роли Деда Мороза
Виктор Васнецов очень любил театр, особенно когда его наполняли модными тогда русскими народными мотивами. Первой подобной постановкой оказалась «Снегурочка» Александра Островского.
Написанную еще в 1874 году пьесу многие критики восприняли как несерьезную, фантастическую, совсем не в духе реалиста-драматурга. Но вскоре публика полюбила эту весеннюю добрую сказку с русскими хороводами и песнями. Особенно она приглянулась Савве Мамонтову — меценату, создателю Абрамцевского кружка, объединившего творческую интеллигенцию того времени. В его составе был тогда и Виктор Васнецов.
В 1881 году Мамонтов решил поставить пьесу-сказку на сцене своего домашнего театра. Виктору Васнецову в спектакле досталась важная роль: он должен был писать декорации, подготовить рисунки костюмов и сыграть самого Деда Мороза. На месте художника театра и актера Васнецов оказался впервые. Он рассказывал: «С непривычки было трудновато... Савва Иванович весело подбадривает, энергия растет».
Результат оправдал все надежды. Костюмы с русским духом и народным колоритом и вдохновленные деревянным зодчеством декорации Берендеева царства имели ошеломительный успех. Они легли в основу оформления одноименной оперы Николая Римского-Корсакова. Только теперь уже не на домашней, а на большой сцене. Автором декораций и костюмов тоже выступил Васнецов.
Образ Деда Мороза в исполнении Васнецова из той самой постановки Мамонтова навсегда запечатлел один из сыновей мецената. Он писал:
«Своим русским говором на „о“, своей могучей сценической фигурой он создал незабываемый образ хозяина русской зимы. Как живой стоит он сейчас у меня перед глазами в белой, длинной, просторной холщовой рубахе, кое-где прошитой серебром, в рукавицах, с пышной копной белых, стоящих дыбом волос, с большой белой лохматой бородой. „Любо мне, любо, любо“, — слышится мне его голос».
Где найти дом мечты? Придумай его сам
В имении Абрамцево Саввы Мамонтова Виктор Васнецов примерил на себя еще одну роль — архитектора. Здесь он вместе с коллегой Василием Поленовым реализовал свой первый архитектурный проект: церковь Образа Спаса Нерукотворного.
А самым ярким архитектурным проектом Васнецова стал его личный дом-особняк, в котором художник с семьей прожил последние годы своей жизни. В этом уникальном «Теремке», как его ласково называют москвичи, любовь Васнецова к древнерусскому зодчеству слилась с концепцией модерна. Здесь деревянный пристрой, окна с лепными наличниками-кокошниками, изразцы с растительным орнаментом. Этот дом стал для Васнецова пристанищем, отражающим его представления о гармонии, красоте и уюте.
Сейчас в этом здании расположен дом-музей Виктора Васнецова — филиал Третьяковской галереи. Фасад основного здания музейного комплекса в Лаврушинском переулке тоже создан по рисункам Виктора Васнецова.
Виктор Васнецов — величайшая фигура русского искусства. Его творчество не ограничено рамками сказочно-былинного жанра. Он — создатель остросоциальных жанровых картин, образных иллюстраций, неорусских архитектурных сооружений и сотен лирических религиозных образов. Ко дню рождения художника мы вспомнили только часть его культурного наследия. А полный творческий путь художника приглашаем изучить на портале «ВТБ — России», где мы рассказываем про культурные события и делимся историями о художниках, писателях и композиторах.