Хорошо знаю, вернее, знала Мариуполь. Мой Таганрог находится недалеко и бывала там часто. Да и не только я, а многие таганрожцы, ведь в советское время снабжение Мариуполя было на порядок выше. К каждому празднику старались поехать туда, чтобы купить всё нужное.
На полках наших магазинов многое отсутствовало, а там было почти всё. И граница между Таганрогом и Мариуполем совсем не разделяла.
В 80-е годы я работала в морском порту, а наша вышестоящая организация, Азовское морское пароходство, находилось в Мариуполе.
Периодически, не реже раза в неделю идёт туда портовской автобус и, как правило, он полностью заполнен работниками порта. Многие стараются найти себе дело в пароходстве, чтобы иметь возможность съездить туда. Руководство порта понимало, что это в основном, надуманные дела, но не препятствовало поездкам.
От Таганрога до Мариуполя чуть больше ста километров. Ехали и легко определяли, когда въезжали в УССР даже не видя указателей. Одна треть дороги — это сплошные колдобины, а две трети прекрасная и ровная дорога. Перестаёт трясти, значит мы в Донецкой области.
Всегда находился какой-то шутник из пассажиров, который громко объявлял: «Внимание! Граница» Приготовьте паспорта для проверки» И тут же хохот.
Знали бы мы, что пройдёт время и будет именно так. Тогда и представить не могли.
Два часа в дороге и до вечера можно побродить по магазинам и побродить по улицам чистого и ухоженного города. Покупали, в основном, продукты. Их ассортимент там даже сравнивать с тем, что продавалось у нас было нельзя.
- Ну вот, опять с голодного края приехали, - шутили продавцы магазинов, - сейчас всё расхватают. Ну, давайте, давайте, нам план надо выполнять.
Но кроме подобных шуток, иногда можно было услышать и злое:
- Сколько можно кормить этих приезжих? Так и самим можно без продуктов остаться.
Но…
Ситуация резко поменялась с начала 90-х. Азовское пароходство перестало быть нашей вышестоящей организацией, но не только поэтому ездить туда перестали. Не стало необходимости. Снабжение Мариуполя стало не лучше Таганрога, а во многом, хуже. Теперь мариупольцы начали ездить в Таганрог, везли какие-то свои товары, покупали наши. У нас даже новый рынок появился, он назывался Кравчуковским. Уже давно нет его, там просто аллея и дорога на вокзал, а название сохранилось. И сейчас можно услышать, как кто-то объясняя, как пройти куда-то, говорит: «Выйдите из трамвая и пройдёте Кравчуковский рынок ...»
Всё в 90-х стало наоборот!
Автобусы, курсирующие между Таганрогом и Мариуполем за редчайшим исключением заполнены украинцами. Они ехали, чтобы что-то продать своё в нашем городе и купить что-то у нас. И колдобины были уже на их стороне дороги, и когда автобус переставало кидать из стороны в сторону, это означало, что въехали в Россию.
Электрички и дизельный поезд по маршруту «Таганрог – Иловайск» был также заполнен украинцами.
Раза три в 90-е годы мне приходилось побывать в Мариуполе, последний в 2015 году. У меня много знакомых там проживало и все они говорили о своём желании уехать оттуда. Это был уже другой город. Некогда красивый, ухоженный Мариуполь постепенно превращался в заурядный, унылый городок, с поломанными скамейками в скверах и кучами мусора на улицах.
А потом… 2022 год. Руины и страшные картины.
Сейчас город восстанавливают и уже многое сделано. Я не была там, но мой племянник работает там на стройке, рассказывает, что город хорошеет день ото дня. .
Каким он будет? Все надеются на то, что жить будет хорошо, комфортно и безопасно.