Приветствую Вас на своем канале!
Не за горами лето, и мне хотелось бы сегодня поговорить о ярком представителе пейзажной живописи Василии Поленове (1844—1927), и его картине «Московский дворик» (холст, масло). Произведение это находится в Третьяковской галерее, было куплена Павлом Третьяковым прямо на 6 выставке "Товарищества передвижных художественных выставок" в 1878 году. А сама картина была первым полотном художника, которое он представил на такого рода выставке. Размеры небольшие у картины – 64,5 на 80,1 см.
«Московский дворик» называют жемчужиной русской школы живописи и шедевром пейзажного искусства.
Считается, что «Московский дворик» относится к «своеобразной лирико-философской трилогии художника», куда входят еще «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Здесь органично соединены пейзажная и жанровая живопись.
Несколько слов об истории написания шедевра. Художник приехал в Москву в 1877 году и около трех недель искал квартиру. Наконец она была найдена и он снял ее со своим товарищем Р. Левицким. Согласно записям его сына, В. Поленов так рассказывает о поисках:
«Я ходил искать квартиру. Увидал на двери записку, зашёл посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Первоначальный вариант назывался «Арбатский уголок» и там отсутствовали фигуры детей, женщины, домашней птицы и лошади.
Позднее еще появилось несколько "безлюдных" этюдов.
Дом, во флигеле которого Поленов жил, и из окна которого открывался вид на изображенный им дворик, располагался на пересечении двух переулков – Дурновского и Трубниковского.
Дурновский переулок носил название по фамилии майора Дурново А.И., который был домовладельцем. С 1952 года название было изменено. В настоящее время здесь проходит Композиторская улица.
Трубниковский переулок в Москве есть и поныне, он проходит в районе Арбат, между Поварской улицей и Спасопесковской площадью.
На картине за строениями видны храмы. Храм Спаса Преображения на Песках (ныне существует) и далее церковь Николая Чудотворца в Плотниках (на месте церкви находится теперь жилой дом).
Рассмотрим картину подробнее. Нарезки сделаны самостоятельно, но могут совпадать с уже имеющимися в интернете.
Усадебный дом в настоящее время не сохранился. (В картине «Бабушкин сад» мы тоже видим его). Спокойствие, тишина и уют исходят от этого здания, прикрытого ветвями разросшихся, немолодых уже деревьев и кустарников. На первом плане - колодец, сруб которого, опять же, не новый.
Хотелось бы заглянуть в этот дом с парадного крыльца, пройтись по светлым комнатам! Но в прошлое не вернуться...
Если дом крепкий, добротный, с большими окнами, то хозяйственные постройки оставляют желать лучшего. Крыша прогнулась (тень нам подсказывает об этом), доски отходят, небольшая постройка рядом покосилась. И, по-моему,незапланированное дерево растет в углу забора у постройки.
Во дворе мы видим детей. Двое играют с кошкой, девочка любуется на цветок и не обращает внимания на плачущего ребенка. Скорее всего, она старшая и должна присматривать за малышом.
Лошадь запряжена и ждет хозяина.
Насколько спокойный, будничный сюжет! И совсем не похож на сюжет современной Москвы. (Верно ли я написала, москвичи?) Меня как раз вот это различие больше всего и притягивает в картине. Настолько неожиданно такой дворик видеть современному человеку было бы в Москве. Помню, что когда я впервые прочитала название картины, я очень удивилась — ЭТО Москва?!
Строения, деревья, фигуры людей – все залито солнечным светом. Солнышко освещает золотые маковки церквей и золотую головушку девочки с цветком. Зеленую траву и зелень кустарников. Множество оттенков зеленого мы можем разглядеть на картине.
Как передает глубину пространства художник? Тропинкой, идущей по диагонали и пересекающей пустырь. А еще воздушной перспективой. Это и небо, и нечеткость изображения дальнего храма:
В.Д. Поленов вспоминал, что "это было утро ясного солнечно дня в начале лета. Легко скользили по небу облака, все выше поднималось солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик постепенно оживал".
Сюжет, написанный спонтанно, постепенно превратился в шедевр русской живописи.
Хотелось бы прочитать Ваши комментарии, добавления к рассказу. Спасибо за прочтение!
Тема картин, если Вам интересно, находится в подборке здесь.