Как сообщает зарубежный автор Карли Кассела со ссылкой на издание Neuroscience, общение с младенцами может помочь сформировать структуру их растущего мозга. Согласно новому исследованию, проведенному учеными из Университета Восточной Англии в Соединенном Королевстве, у малышей, которые слышат во время своего младенчества много человеческой речи, обращенной непосредственно к ним, нейроны выглядят более эффективно.
В частности, сканирование мозга показало, что в областях, отвечающих за обработку речи, содержится большая концентрация миелина – изолирующей оболочки, которая окружает нейроны и позволяет им отправлять сообщения быстрее.
Как сообщают ученые, миелин, обернутый вокруг нейрона, визуально напоминает наклеивание клейкой ленты на шланг с отверстиями в нем. Это помогает нейрону передавать больше сигнала из точки А в точку В, укрепляя его связь с другими нейронами.
– Несмотря на то, что обо всех этих процессах только предстоит узнать, вы уже сейчас можете начать что-то делать, – рассказал Джон Спенсер, когнитивный психолог из Университета Восточной Англии. – Просто поговорите со своим ребенком. Даже если он – всего лишь малыш. Дело не только в том, что он вас слушает, а еще и в том, что он формирует детский мозг.
Гипотеза довольно проста, но приводит к сложным результатам.
Исследователи наблюдали более 140 малышей. Все младенцы носили записывающие устройства в течение трех дней. За тысячи часов собранных аудиозаписей исследователи смогли услышали то, что сами дети слышали ежедневно.
Потом команда отобрала чуть более половины из этих детей для прохождения МРТ-сканирования во время сна.
Среди 6-месячных младенцев более интенсивный ежедневный ввод речи был связан с меньшим уровнем миелинизации – результатом, противоположным тому, что был обнаружен у детей на два года старше.
По словам Спенсера, развитие мозга ребенка естественным образом проходит все этапы.
– В первые несколько лет жизни ведущую роль играет сам рост мозга, – рассказал эксперт. – К двум годам объем мозга человека уже составляет 80% от объема взрослого. После этого на самом деле начинаются этапы воспитания. Так что разговор в 6 месяцев имеет такое же значение, как и в 30 месяцев, но он влияет на мозг по-другому, потому что сам мозг находится как бы в другом «состоянии».
К примеру, если в 6 месяцев прослушивание большего количества слов может задержать миелинизацию, то сама способность мозга расти будет только увеличиваться.
Специалист по когнитивной нейробиологии Салони Кришнан, который не принимал непосредственного участия в исследовании, сообщил в беседе с The Guardian, что для того, чтобы понять роль миелина в обучении, необходимы дополнительные исследования,
– Пока не ясно, является ли миелинизация в младенчестве решающей для будущего языкового или когнитивного развития, или это стабильная закономерность на протяжении всего детства, – подчеркнула она.
Ученые добавляют, что всего лишь через несколько часов после рождения мозг малыша начинает проявлять признаки того, что звуки языка им уже усвоены.
Более того, предыдущие исследования показали, что у детей в возрасте от четырех до шести лет, чаще общающихся со взрослыми, также наблюдается большая миелинизация в областях мозга, связанных с речью.
Новые результаты распространяются аналогичный эффект даже на детей младшего возраста.
– Конечно, нужны дополнительные исследования, чтобы понять, как эти структурные изменения влияют на изучение языка, – рассказали эксперты. – Но все мы должны помнить, что дети воспринимают то, что вы говорите, чем то, о чем вы думаете.
Ранее LIVE24 сообщало о том, что какие продукты опасны для мозга.