Вдохновившись методикой Марии Монтессори, начала читать ее книгу «Дети другие». Хотя я многое уже знаю, поскольку прошла целых два курса по воспитанию детей в педагогике Монтессори, эта книга очень мотивирует на дальнейшее развитие в области воспитания.
Сегодня хотела бы поделиться с вами некоторыми цитатами из неё. Вся книга посвящена нормализованным детям: то есть, детям, в которых отсутствуют такие привычные нам черты, как капризность, беспомощность, неуверенность в себе, а также игра в игрушки.
Нормализованные дети заняты познанием мира, и потому им не нужны заменители в виде игры. Умея сделать что-то сами, они не проявляют капризности или уныния, не пытаются манипулировать родителями в попытке их заставить выполнить желаемое.
Многие знают, что Мария Монтессори в начале карьеры работала с детьми, отстающими в развитии. По итогам обучения ее воспитанники сдали экзамены не хуже, чем нормотипичные дети.
Тогда ее попросили создать детский сад для отпрысков рабочих, чтобы те не болтались без дела.
И большую часть своей практики Мария Монтессори посвятила наблюдению за нормотипичными детьми, и исходя из этих наблюдений создавала дидактические материалы, с помощью которых дети с увлечением и удовольствием сами учились читать, считать, обходиться с бытовыми предметами, а также развивали сенсорику, утончали чувства, развивали мелкую и крупную моторику, формировали гибкие навыки.
Занятия формировали концентрацию у детей — важный навык, который позволял им быть успешными в учебе и на работе, не отвлекаться и полностью погружаться в свое дело.
Потрясающего результата добилась Мария Монтессори в своем детском центре с помощью подготовленной среды, наполненной специальными дидактическими материалами (сейчас они называются монтессори-материалами).
Но важно обратить внимание, что подготовленная среда — это не только сами материалы, но и в первую очередь нематериальная составляющая: а именно, чёткие границы, в рамках которых у ребенка есть возможность проявлять свободу.
Границы, например, такие:
1. взял материал — убираешь на место;
2. не берешь материал грязными руками;
3. если другой ребенок занимается материалом — ждешь очереди или договариваешься.
Примечательно, что Мария Монтессори видела живой интерес детей к именно к бытовым занятиям. А когда она научила детей мыть руки и сморкаться, они были просто счастливы, что теперь могут обслуживать себя сами и не просить взрослых. Из чего педагог делает вывод, что ребенок в первую очередь стремиться к самостоятельности, если его не ограничивать постоянными запретами: мол, нельзя мал еще.
Интересно и то, что дети в Монтессори-классе самостоятельно и спокойно вели себя даже в тех случаях, когда учительницы не было (например, она уходила пораньше или опаздывала с утра). Они могли взять у дворника ключ от своего детского сада, открыть его, разложить материалы и сами заниматься чтением, письмом и другими занятиями.
И вот что я скажу: на своем ребенке я вижу, что даже дошкольник может быть спокойным, сконцентрированным, увлеченным, усидчивым. Что дети действительно больше тяготеют к бытовым делам, а не игре. И, по моему мнению, обучение ребенка готовке, уборке, чтению и другим полезным занятиям — куда лучше, чем если малыш смотрит очередную серию глупого мультфильма.
Если вы, как и я, хотите узнать больше о методе Монтессори, прикладываю ссылку на бесплатный трехдневный интенсив с педагогами. Проходит он часто, welcome!