Период 90-х гг 20 века характеризуется тем, что хронический и практически неуправляемый социально-экономический спад, социокультурный и социально-политический кризис общества в совокупности с сетевой информационной революцией создали в нашей стране хроническую стрессовую ситуацию. По нарастающей шло загрязнение информационного пространства информационным мусором и от издательской деятельности, и от сетевого пространства, и от многочисленных сект. Происходило активное формирование коллективного туннельного информационно-стрессового сознания хлынувшими в страну западными манипулятивными технологиями. Кризис ценностей - еще одна визитная карточка того периода.
Постоянно повышающееся число самоубийств, девиантное поведение, по мнению специалистов -это тоже прямой результат реформ. В обществе, по данным исследований социологов, расползлась пёстрая смесь идей и представлений, расширилась полоса господства примитивного, бездуховного прагматизма, отвечающего стремлениям молодой, выросшей на спекулятивной почве предпринимательской элите. Девиз – «отдохнём от всякой идеологии» по сути, стал прикрытием асоциальных и безнравственных способов обогащения. И всё это легко делалось в условиях разрушенных духовно-культурных ценностей. На научном уровне происходила либо подмена теории поверхностными оценками текущего момента, либо конструирование оторванных от реальности и навязываемых ей схем, часто некритически заимствованных из западных социально-политических и экономических концепций.
По сути дела, читатель лишался свободы выбора в хаотическом сплетении разномасштабных ценностных ориентаций, оказываясь жертвой случайных воздействий и модных заимствований.
Уничтожались профсоюзные библиотеки фабрик и заводов, библиотеки при больницах и санаториях, формировалась установка на потребление низкопробной литературы.
Фото абонемента профсоюзной фабрики им. А.Желябова.Библиотека создавалась на средства рабочих фабрики с 1898 г, пережила блокаду и была уничтожена в 90-егг 20 века. Фонд насчитывал свыше 35000 книг; уникальные издания по искусству, издания Брокгауза и Эфрона, БСЭ, ДСЭ , полные собрания сочинений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Дюма и др.
Круг чтения в целом в стране формировался под давлением эзотерической, мистической, оккультной литературы, низкопробных детективов и желтой прессы, негативно влияя на читательское сознание и подсознание. К концу 90-х гг. появилась еще одна проблема - отторжение от чтения детей из традиционно читающих семей или ридинг-фобия как часть информационной фобии. Первыми заметили ее библиотекари детских библиотек и школьные учителя.
Как известно, еще в 80-гг 20 века в Италии была выявлена новая болезнь, которая по разрушительности воздействия на организм человека приравнивалась ни больше, ни меньше, как к спиду. Как свидетельствуют исследования, это причина и результат потребления фильмов ужасов, негативной и неструктурированной информации из СМИ. О разрушающем воздействии негативной и неструктурированной информации, как вы помните, предупреждали еще ученые древности.
А издержки от чтения такого рода литературы, даже больше, деформация читательского развития и проблема информационной защиты личности стали выходить на первый план среди нерешенных проблем библиотерапии. Чтение в 90-е годы ХХ века отразило кризис ценностей личности и общества, о чём свидетельствуют многие библиотековедческие исследования, отметившие компенсаторный характер чтения в целом. Для библиотерапевтической теории и практики приоритетным стало изучение последствий кризиса общества.
Кроме того, в своей деятельности библиотеки столкнулись с проблемами, которые ранее считались прерогативой других учреждений. Общественные перемены и объективные потребности читателей побуждают библиотеки в этот период выполнять ряд социальных функций, которые в дальнейшем расширяются: библиотека несовершеннолетних правонарушителей, семейная библиотека, семейное консультирование, профилактика внутриличностных конфликтов, посредничество с другими социальными учреждениями. Поэтому основной задачей библиотерапии стало оказание информационно-психологической поддержки различных категорий читателей по этим направлениях.
По результатам библиотерапевтического исследования доминировала отрицательная оценка общественных перемен читателями, составляющими большинство посетителей общедоступных библиотек. Читатели среднего и старшего возраста чаще всего отмечали происходящие в обществе изменения, повлиявшие на характер чтения по шкале эмоциональной оценки как неприятные (- 1) и очень неприятные (- 2). Эти изменения, с одной стороны, усиливали интерес к чтению газет (хотя и вызывающих отрицательные эмоциональные оценки), журналов, с другой стороны, побуждали к чтению и перечитыванию исторических произведений как художественных, так и научных, философской и психологической литературе. В основе - мотив адаптации к ситуации. Но, вместе с тем, адаптационным чтением это не являлось, так как нередко, как отмечали сами читатели, вызывало даже фрустрацию. Говоря языком теории библиотерапии, собственно библиотерапевтический компонент вступал в противоречие с адаптационным как частью системы саморегуляции читательской деятельности в стрессовых услоивиях.
Читатели возраста до 20 лет или от 26 до 30 предпочитали для этой цели литературу по специальности, фантастику, религию, философию и детективы (как при отрицательной эмоциональной оценке событий, так и при нейтральной). Это решало в какой-то мере библиотерапевтические задачи, но не решало адаптационных. При этом, элитарные читатели ориентировались в большей мере на философские, психологические тексты, как научные, так и художественные. Массовые читатели интересовались литературой по оккультизму, психологии, детективами и признавая их же библиотерапевтическим средством.
Одно из самых актуальных направлений работы общедоступных библиотек с различными группами читателей в эти годы - библиотерапевтическое. Свидетельством тому - возросший интерес теоретиков различных наук к проблемам библиотерапии и создание в библиотеках различного рода библиотерапевтических центров.
Самыми остро востребованными направлениями библиотерапии становятся: информационно-психологическая защита личности читателя; традиционные читательские и психологические проблемы личности в ситуации психологического дискомфорта, информационного стресса, болезни; коррекция асоциальной направленности личности, девиантного и деликвентного поведения; работа с группами читателей, чья профессиональная деятельность традиционно связана со стрессогенными факторами; адаптация к резко меняющемуся социуму и социальная защита личности; коррекция и самокоррекция возрастных, личных кризисов, кризисов социализации, профессиональных деформаций личности; компенсация утраты ценностей и позитивных эмоциональных переживаний, адаптация к изменяющимся жизненным условиям; повышение стрессовоустойчивости личности; преодоление информационной дисгармонии, информационно-психологическая безопасность читателя в условиях информационных войн. Эти направления и проблемы составили основу работы психологических ( библиотерапевтических) служб в библиотеках, активно появлявшихся в общедоступных библиотеках страны.
фото филиала №1 ЦБС Кировского района Санкт-Петербурга.