Мама всегда говорила, что монстров не бывает, только в сказках. Но это не так
После невероятно ожидаемого и откровенно разочаровавшего «Чужого-3», думаю, многие зрители думали: «Лучше бы оставили «Чужих» дилогией». Думал так и я. Но после выхода в 1997 году «Чужого: Воскрешение» я пересмотрел свою точку зрения, придя к выводу, что все продолжения знаменитой саги имеют право на существование. Более того, не сказал бы, что «Чужой-4» оторван от остальных «Чужих» и смотрится исключительно, как отдельный фильм. Если уж он и оторван от остальных частей, то не более, чем «Чужой-3» оторван от дилогии.
Казалось бы, для чего вообще нужно снимать четвертый фильм, когда третий «Чужой» расставил все точки над «И»: все главные персонажи, включая Рипли, погибли, а фильм, получив дополнительную смысловую нагрузку, явился логическим завершением трилогии. Конечно, принимая во внимание феноменальный успех и культурный феномен созданной вселенной, проект «Чужой-4» может выглядеть исключительно, как реализация меркантильных интересов продюсеров, мол «взяли знаменитый брэнд, завернули в красивую обертку, впихнули всего и побольше: тут тебе и фантастика, и боевик, и триллер, и даже ужасы, сдобрили изрядной долей красочного экшна и выпустили в прокат, чтобы срубить кассу на рельсах культовой трилогии». Хотя, с другой стороны, реализация проекта выполнена на достаточно высоком уровне, по крайней мере, техническом.
Итак, если вспомнить сюжет, то сюжет первого и второго фильмов разделяют 57 лет, во время которых Рипли пребывала в состоянии анабиоза, сюжет «Чужого-3» начинается сразу же после событий второго фильма, а вот третий и четвертый фильмы разделяют ни много, ни мало уже 200 лет. Причем, мы видим, что за прошедшие два столетия человечество если и сделало какой-то шаг, то явно не в сторону эволюции. Космические пираты, андроиды, вышедшие из-под контроля, невменяемые военные и довершающие картину еще более безумные ученые, лелеющие мечту об абсолютном биологическом оружии и, вследствие этого, воскрешающие Рипли. Классический киберпанк.
У четвертого фильма есть масса плюсов, которых нет в том же «Чужом-3». Во-первых, жанр фильма вернули в русло фантастического боевика, и место тягучего и малоинтересного повествования занял динамичный и захватывающий экшн: расстрел лаборатории из огнемета, подводная сцена с засадой Чужих и, конечно, фантастический трехочковый от Рипли в баскетбольное кольцо не забываются, равно, как и гнездо Чужих и Новорожденный. Во-вторых, в фильме есть преемственность за счет ностальгических пасхалок на предыдущие картины, которые, безусловно, радуют. А еще отличные визуальные эффекты, хороший звук, необычный и атмосферный саундтрек с фрагментами оригинального Голдсмита в начале картины. Что касается операторской работы, то опять-таки вместо эффектных панорам преобладают крупные и средние планы и цветовое решение в духе третьего фильма – опять доминирующая желто-коричневая гамма вместо оригинальной холодной сине-голубой.
А теперь сценарий и режиссура… Конечно, опыт с клонированием — идея не новая, но другого способа сюжетно вернуть Рипли не было, а без нее фильм бы не получился. Картина плохо дружит с логикой, в ней масса нестыковок и нелепостей, а сам сюжет высосан из пальца (на «Фурии-161» не было никаких образцов крови Рипли – лишь результаты сканирования). В фильме интересный, но, на мой взгляд, неудачный каст, так как из за примитивного сценария и подхода Жене, который местами, видимо, снимал откровенную черную комедию, картина имеет 3 фатальных недостатка: в отличии от визуально эстетически прекрасных предшественников, этот фильм эстетически отвратителен (не в последнюю очередь из за дизайна Новорожденного). Далее идут отсутствие серьезности и реализма, и персонажи, не имеющие ничего общего с обычными людьми, вынужденными выживать во враждебных условиях – предельно брутальные и фактурные супергерои выглядят ходячими клишированными шаблонами, соревнующимися в крутизне и тупости. И под занавес весь фильм сценарно превращается в один колоссальный киноляп, подобный тому, как «Возничий» на полной скорости уничтожает целый континент на Земле.
Трансформация образа Рипли тоже оставляет желать лучшего. В этом фильме даже близко нет былого глубокого, драматического образа, его место заняла «чудо-женщина» — получеловек-получужой, справиться с которой вообще не представляется возможным. Сигурни Уивер в этой картине выглядит пародией на саму себя — ее персонаж скорее отталкивает, чем привлекает. И все же, подводя итог, можно сказать: «Чужой-4» является хоть и не самым лучшим, но очень самобытным и необычным завершением знаменитой квадрологии о Чужих.
6 из 10