29 апреля в галерее «Сети» состоялась презентация книги поэта, эссеиста, переводчика Алексея Пурина «Утраченные аллюзии». Впрочем, мероприятие это было далеко от той официальности, которая, как правило, присуща формату презентации, и скорее походило на встречу друзей и единомышленников, собравшихся поговорить о новой книге в окружении картин современных художников.
Разговор, который вел с Алексеем Пуриным поэт и культуролог Алексей Машевский, начался с обсуждения феномена «прозы поэта» и далее выстраивался вокруг ключевых тем, затронутых в обсуждаемой книге.
В 2001 году книга с аналогичным названием уже выходила из-под пера Алексея Пурина. В новом издании собраны как уже публиковавшиеся, так и незнакомые читателям тексты, написанные в период с 1998 по 2022 год.
В жанровом отношении опусы, собранные под обложкой, украшенной работой Мстислава Добужинского, весьма разнообразны. Это афоризмы, воспоминания, отрывки из записных книжек, эссе, рецензии, интервью, литературоведческие исследования. Среди прочего в книге помещены мемуарно-топографические очерки, написанные Алексеем Пуриным в последние несколько лет. Здесь стихотворец и эссеист неожиданно выступает в роли историка-краеведа, ведущего читателя по местам детства и юности, рассказывающего о своем приобщении к миру книг.
Книги — вот, пожалуй, главные персонажи «Утраченных аллюзий», где разбросано множество любопытных библиофильских пассажей, выдающих в авторе не только любителя, но — серьезного знатока книги, человека, отлично разбирающегося в букинистических тонкостях и даже в деталях издательского дела. Собственно, «Утраченные аллюзии» — это книга о книгах, это роман с мировой литературой, который можно определить и как роман приключенческий, и как роман-воспитание. Не случайно открывается это издание стихотворением, в котором процесс чтения сравнивается с упоительным подводным путешествием:
Раскрывается книга,
озаряется ночь –
мы с тобою, амиго,
очутиться не прочь
в «Наутилусе» Немо
посредине Бермуд...
О, фонема-морфема,
чтенья сладостный труд!
Именно сладостный труд и ждет читателя, открывающего «Утраченные аллюзии». Внешне книга может показаться эклектичной, составленной весьма прихотливо. Но при чтении воспринимается она как единое целое — единство текста обеспечено единством художественного мировосприятия автора, верностью раз и навсегда избранным им эстетическим установкам. А главное – превосходным авторским языком, составляющим едва ли не главную ценность этой прозы.
Вниманию читателя предлагаются размышления о русской поэзии и поэтах начиная с Тредиаковского и Ломоносова и заканчивая Иосифом Бродским и Борисом Рыжим. Как всегда у Алексея Пурина, разговор о поэзии не обходится без благодарного упоминания Иннокентия Анненского, Михаила Кузмина, Осипа Мандельштама. Отдается должное Арсению Тарковскому, Георгию Иванову, Владимиру Набокову. В поле авторского зрения и множество поэтов-современников – Александр Кушнер, Алексей Машевский, Олеся Николаева, Юрий Кублановский, Николай Кононов, Максим Амелин, Ирина Евса, Ирина Ермакова и многие другие.
Алексей Пурин давно заслужил славу бескомпромиссного, нелицеприятного критика. Наверное, многое в новой книге вызовет у читателей, как принято говорить, «неоднозначную реакцию» — например, суждения об Анне Ахматовой, Николае Гумилеве, Иосифе Бродском, Евгении Евтушенко. Многое покажется парадоксальным, противоречащим общепринятым установкам, к примеру, следующее утверждение, сделанное Алексеем Пуриным в одном из интервью: «Вся поэзия – петербургская». Сказано это о поэзии силлабо-тонической (приоритет которой автор страстно отстаивает при любой возможности) – на том основании, что первое рифмованное силлабо-тоническое стихотворение, знаменитую оду на взятие Хотина написал в 1739 года петербуржец Михаил Ломоносов. Мысль смелая и достойная обсуждения, как и множество других подобных мыслей, щедро рассеянных на страницах «Утраченных аллюзий». Как бы то ни было, сама эта книга совершенно определенно составляет органическую часть «петербургского текста» и продолжает лучшие традиции отечественной эссеистики.
Александр Вергелис