Фильм получил первый приз и диплом за лучший фильм для детей и юношества XV Всесоюзного кинофестиваля (1982, Таллинн), Гран-при МКФ (1982, г. Мангейм, ФРГ), Государственную премию Украинской ССР им. Шевченко (1986). Премьера состоялась в апреле 1982 года.
Фильм снимался в Таганроге, в таком интересном здании, которое там называется "круглым домом". Этот дом так и будет основой всего фильма, местом, где будут крутиться и вариться герои, события, время.
Время послевоенное, жить нелегка, но все как-то тянут свои тяготы, мирясь и ссорясь, надеясь, обижаясь, прощая.
Люди, оставшиеся в живых, уверены были, что сразу после победы жизнь наступит лёгкая, радостная, весёлая. Будет еды вдоволь, будет любовь, исполнятся все желания. Но почему-то по-прежнему приходится туго, всё так же тяжко, через силу и страдания выживают, ищут свой путь если уж не к счастью, так хоть к покою и разумности.
Мальчик Ваня (в детстве - Эдуард Соболев, взрослый - Сергей Канищев) ждёт возвращения отца, который то ли погиб на войне, то ли пропал без вести. Он отказывается верить в его смерть, он в каждом мужчине видит папу. Даже вора квартирного принимает за отца, плачет и не может поверить, что опять ошибся.
Ване выпало взрослеть среди взрослых, которые ранены - кто физически, кто душевно. Плохая компания, первая любовь, фронтовой друг отца с дивным именем Меркурий (Иван Охлупин), который всегда приходит на помощь в самую трудную минуту. И всё время дом, дом, который являет собой целый мир, пусть и совсем небольшой, и почти замкнутый.
А Ване повезло в том, что он упрямо верил в счастье, пусть и не всегда это осознавал. Он всегда знал, что всё наладится и обязательно изменится к лучшему. И как страна восстанавливалась после страшной войны, росла и мужала, так и Ваня из ребёнка превращался в юношу, креп и набирался ума.
Взрослеть приходилось раньше срока, такое уж было время. Тётка (Наталия Селиверстова) любила его как родного, Меркурий являл собой пример доброты и мудрости - это и спасло парня от падения в пропасть, из которой нет возврата. Именно этот натерпевшийся невзгод и боли человек стал в итоге самым главным, самым дорогим для Вани Голубенко, глупого и вздорного хулигана.
Меркурий внушил ему простую истину о том, что жить следует достойно и честно, что у каждого из нас, даже самого, казалось бы, никчёмного и безнадёжного, есть в этой жизни предназначение и своя дорога, идя по которой не пропадёшь, не сгинешь в мерзости и тлене.
Но вообще такое впечатление, что это кино снималось не столько для всех зрителей вообще, сколько для ностальгирующих по тем временам сценариста, режиссёра и других - тех, кто жил именно там после войны, в том круглом доме и его окрестностях. Или подобных.
Много сцен откровенно странных, хоть и трогательных, - скажем, едет девушка в кузове грузовика и играет на пианино.
Или соседи дружно и слаженно накрывают безупречно ровный и длинный стол, собранный из отдельных столиков, синхронно его накрывают, так же синхронно его окружают - и наступает молчание.
Так же молча усаживаются, выпивают и закусывают. А потом звучит Шульженко со своим синим платочком, и все такие парами танцуют красиво и слаженно.
Там вообще в каждой квартире патефоны и песни, музыка, танцы. Подружка Алина копия Мальвины - такая же чистенькая, безупречно-нарядная и говорит взрослыми словами.
Старательно подобран антураж из тех времён, бытовые мелочи, характеризующие именно послевоенный юг. Создана этакая коммуна, этакий одесский дворик с тётями Сонями и дядями Мишами, где все знают друг о друге даже то, о чём и знать-то ни к чему.
А тётю можно похвалить - она как придумала легенду о папе, который жив, просто пока не может приехать, так и придерживалась её до конца. Парень верил в отца и ждал его, эта легенда и помогла ему не пропасть. Но в итоге привык к Меркурию и даже написал про него сочинение на экзамене.
Ну и, конечно же, в фильме то и дело звучит Глюк - фрагменты из "Орфея и Эвридики", которые заезжены в фильмах "про раньше" просто уже до невозможности.
Автор Елена Д.
Режиссёр фильма "Ночь коротка" (1981) - Михаил Беликов, сценаристы Владимир Меньшов и Михаил Беликов